решение по заявлению Ейского межрайонного прокурора об устранении нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства в МДОУ ДСРВ №9 г. Ейска



К делу № 2 – 1023/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск 10 апреля 2012 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Коваленко А.А.

при секретаре Хватовой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованные лица – администрация муниципального образования Ейский район, муниципальное дошкольное учреждение детский сад раннего возраста № 9 г. Ейска муниципального образования Ейский район, об устранении нарушений требований санитарно – эпидемиологического законодательства,-

У С Т А Н О В И Л:

Ейский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ейский район, выразившееся в не выделении денежных средств муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад раннего возраста № 9 города Ейска муниципального образования Ейский район для организации медицинского кабинета в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», лицензирования медицинской деятельности; обязать администрацию муниципального образования Ейский район выделить муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад раннего возраста № 9 города Ейска муниципального образования Ейский район денежные средства, достаточные для организации медицинского кабинета в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», лицензирования медицинской деятельности, до истечения 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию муниципального    дошкольного образовательного учреждения детский сад раннего возраста № 9 города Ейска муниципального образования Ейский район устранить нарушения законодательства, а именно: организовать медицинский кабинет в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»; получить лицензию на медицинскую деятельность в течение 6 месяцев с момента получения денежных средств из администрации муниципального образования Ейский район.

Выслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Прокурор в судебном заседании на требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования Ейский район в судебном заседании просит в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования Ейский район отказать, поскольку для устранения допущенных нарушений был произведен ряд мероприятий как со стороны администрации муниципального образования Ейский район, так и со стороны Управления образования администрации муниципального образования Ейский район. На сегодняшний день в целях решения возникшей ситуации подготовлена проектная документации и произведены соответствующие расчеты, при этом для создания медицинского кабинета в МДОУ Детский сад раннего возраста № 9 необходимо проведение реконструкции, требующей временного расселения детей, что в настоящее время сделать не представляется возможным.

Директор МДОУ детский сад раннего возраста № 9 в судебном заседании поддерживает доводы представителя администрации муниципального образования Ейский район, просит в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования Ейский район отказать.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения Ейской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей в МДОУ ДСРВ № 9 г. Ейска было выявлено, что согласно штатному расписанию МДОУ ДСРВ № 9 в штат детского сада с 01.01.2012 года включена должность старшей медицинской сестры, работающей на 1 ставку (л.д.8-9), на должность которой приказом № 16 от 20.04.1995 года принята ФИО4 (л.д.7). В соответствии с должностными обязанностями старшая медицинская сестра осуществляет медицинское обслуживание воспитанников дошкольного учреждения; медицинский работник несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, организацию и проведение профилактической и текущей дезинфекции, режима и обеспечение качества питания; медицинский работник проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, ежедневный осмотр детей, посещающих ДОУ, проверяет качество питания, осуществляет доврачебную помощь. Вместе с тем, медицинский кабинет, в котором проводятся профилактические осмотры и оказывается первая медицинская помощь, в МДОУ ДСРВ № 9 г. Ейска отсутствует, что исключает возможность получения санитарно – эпидемиологического заключения и лицензирования медицинской деятельности (л.д.33).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации признается право каждого человека на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», определяющего компетенцию и ответственность образовательного учреждения, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом образовательного учреждения.

Согласно ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников. Медицинское обслуживание воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Пунктом 25 Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г.№ 666, предусмотрено, что медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.

Согласно п. 1.5, 2.12 Устава МДОУ ДС № 9, учредителем и собственником имущества детского сада является муниципальное образование Ейский район; медицинское обслуживание детей в Учреждении обеспечивают штатным или специально закрепленным на договорной основе органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечения качества питания. Учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников учреждения.

Деятельность медицинского кабинета должна быть организована в соответствии с п. 4.20, приложением 1 к таблице 1 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 (СанПиН 2.4.1.2660-10).

В соответствии с подп.96 п.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007г. медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно Приложению. Согласно перечню работ при осуществлении медицинской деятельности, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, в том числе первичной медико-санитарной помощи по педиатрии, подлежат обязательному лицензированию.

Согласно ст.31 Федерального Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов и не вправе расходовать денежные средства, не заложенные в установленном порядке в бюджет.

В соответствии с положениями ст.ст. 120, 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Под бременем содержания подразумеваются расходы, которые обязан произвести собственник, в том числе в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, содержания принадлежащего имущества и его эксплуатации. Обязанность выделения средств на указанные выше мероприятия из бюджета должны быть возложены на муниципальное образование Ейский район – собственника имущества.

Осуществление деятельности медицинского кабинета в МДОУ ДС № 9 без соответствующего разрешения (лицензии) противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, которые как в настоящий момент посещают, так и в будущем могут посещать МДОУ ДС № 9, отсутствие медицинского кабинета, организованного в соответствии с требованиями действующего законодательства в МДОУ ДСРВ №9 г. Ейска препятствует качественному и своевременному оказанию медицинских услуг и медицинской помощи несовершеннолетним, создает угрозу их жизни и здоровью, в связи с чем исковые требования в указанной части – понуждении администрации МО Ейский район выделить денежные средства на медицинский кабинет, а МДОУ ДСРВ № 9 г. Ейска данный медицинский кабинет организовать и получить лицензию на медицинскую деятельность, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части признания незаконным бездействия администрации МО Ейский район по выделению требуемых для обустройства медицинского кабинета денежных средств. Так, отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суд исходит из того, что в соответствии с п. 25 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 10.02.2009 года «О практики рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий, бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц», суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).

В судебном заседании установлено, что управлением образования администрации муниципального образования Ейский район в адрес председателя Совета МО Ейский район, направлялась информация о необходимости выделения денежных средств, для проведения указанных мероприятий (л.д.33), в целях устранения допущенных нарушений требований санитарно – эпидемиологического законодательства, был составлен дефектный акт на капитальный ремонт МДОУ ДСРВ №9 г. Ейска (л.д.34-43), локальный ресурсный сметный расчет на капитальный ремонт МДОУ ДС РВ №9 г. Ейска (л.д.44-59).

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания, для признания незаконным бездействия администрации МО Ейский район по не выделению денежных средств муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад раннего возраста № 9 города Ейска муниципального образования Ейский район для организации медицинского кабинета в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», лицензирования медицинской деятельности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 31, 32,51 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», подп.96 п.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007г., ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 120, 210 ГК РФ, п. 25 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 10.02.2009 года «О практики рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий, бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц», ст.ст. 45, 254-258 ГПК РФ суд, -

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования Ейский район выделить муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад раннего возраста № 9 (МДОУ ДСРВ №9) города Ейска муниципального образования Ейский район денежные средства, достаточные для организации медицинского кабинета в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», лицензирования медицинской деятельности, до истечения 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад раннего возраста № 9 города Ейска муниципального образования Ейский район устранить нарушения законодательства, а именно: организовать медицинский кабинет в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»; получить лицензию на медицинскую деятельность в течение шести месяцев с момента получения денежных средств из администрации муниципального образования Ейский район.

В остальной части заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) через Ейский городской суд, в течение месяца.

Председательствующий