№ 2-348/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2012 года Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего Поплавского М.В.
при секретаре Ракитянской Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по иску Степаненко Татьяны Федоровны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Ейский район о назначении ежемесячной денежной выплаты,-
У С Т А Н О В И Л:
Муж Степаненко Т.Ф. - майор Степаненко Андрей Иванович, ДД.ММ.ГГГГ погиб при исполнении служебных обязанностей, что отражено в справке № от 23.07.1991г., которую Степаненко Т.Ф. получила из войсковой части, в которой проходил службу ее муж (л.д.5).
18.10.1991г. в Азовском ОГВК Ростовской области ей вручено удостоверение серии ЖР №, согласно которого она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен(вдов) погибших военнослужащих (л.д. 11).
Согласно выписки из протокола № от 02.11.2010г., решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Степаненко Т.Ф. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания связанного с пребыванием на фронте» с 01.01.2005г (л.д.8).
Отказ мотивирован тем, что она обратилась за назначением ЕДВ 25.08.2010г., и выплаты назначены ей со дня обращения.
Степаненко Т.Ф., обратилась в суд с иском, о назначении ей ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 года.
Требования Степаненко Т.Ф. мотивирует тем, что УПФ совершенно не учитывая то, что она уже обращалась в отделение по КК Управления пенсионного Фонда РФ в Ейском городском поселении много лет назад и получает в настоящее время ЕДВ, только в меньшем размере, чем установлено действующим российским законодательством. Следовательно, сотрудники отделения по КК Управления пенсионного Фонда РФ в Ейском городском поселении совершенно неправильно трактуют нормы Гражданского права. Согласно ст. 21, 28 Закона «О ветеранах» она имеет право на льготы и 18.10.1991г. в Азовском ОГВК ей вручено удостоверение серии ЖР №, согласно которого она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен(вдов) погибших военнослужащих. В связи с принятием Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О ветеранах» система социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена «месячной денежной выплатой. Степаненко Т.Ф. была установлена ежемесячная денежная выплата в размере <данные изъяты> рублей (при отказе от «соцпакета»).
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. № 331-О-П.. . взаимосвязанные положения статьи 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004г. № К2-ФЗ) и пункта 19 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам (вдовам) и родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005г. в соответствии с Законом СCCP «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначенной в настоящее время соответствии с п.п. 2 и 4 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.
В п. 2 ст. 11 ФЗ « О ветеранах» сказано, что.. . если международным договором РФ установлены иные правила чем предусмотренные настоящим ФЗ, то применяются правила международного договора...
Согласно приложению № 2 к Соглашению Совета Глав Правительств СНГ от 12.03.1993г. в категории лиц, приравненных по льготам к участникам Великой Отечественной Войны, значатся родители и жены (вдовы) военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы... Следовательно, родители и вдовы погибших при исполнении обязанностей военной службы верных принятой военной присяге сыновей и мужей, должны получать денежные выплаты установленные для ветеранов Великой Отечественной войны.
С 01 ноября 1991г. она пользовалась льготами, предусмотренными Законом от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания». После внесения изменений в Федеральный закон «О Ветеранах» льготы в натуральной форме были заменены на денежные компенсации. С 01.01.2005г. Степаненко Т.Ф. была назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) бессрочно по категории - член семьи военнослужащего погибшего при исполнении служебных обязанностей, однако данная сумма значительно ниже ЕДВ, выплачиваемых участникам ВОВ, которая составляет 2713.19 рублей. Истица считает, что ЕДВ должно быть назначено ей в размере, равном ежемесячной денежной выплате, установленной участникам ВОВ, и поэтому она обратилась с заявлением в Управление пенсионного фонда РФ в Ейском районе, об индексации ЕДВ, но ей было отказано в индексации с момента возникновения ее права и предлагают ей выплачивать ЕДВ с момента подачи повторного заявления - с 25.08.2010г.
Статья 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен (вдов) военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Из справки видно, что муж Степаненко Т.Ф. проходил военную службу в рядах ВС СССР, погиб ДД.ММ.ГГГГ, смерть связана с исполнением обязанности военной службы. Она – жена (вдова) имеет право на льготы по ст. 21 Закона «О Ветеранах». Согласно положениям вышеуказанной статьи, и на нее распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной Войны с момента возникновения этого права, т.к. она много лет назад уже обращалась в военкомат и ей уже выплачивались ЕДВ( и выплачивается поныне), но в меньшем размере из-за неправильного толкования норм права сотрудниками УПР РФ.
Согласно свидетельству о заключении брака с Степаненко А.И. она является вдовой погибшего военнослужащего - майора Степаненко А.И.
Согласно удостоверения она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен (вдов) погибших военнослужащих.
Истица считает, что отказ Управления Пенсионного фонда РФ от 20.07.2010г. является необоснованным, и просит суд признать за ней право на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ и обязать ответчика произвести перерасчет ЕДВ начиная с 01.01.2005 года. К тому же, согласно пп. 3 п. 4 ст. 23.1 Закона «О ветеранах» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, ЕДВ устанавливается для ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 п. 1 ст. 3 настоящего федерального закона, где не указана категория родителей и жен (вдов) военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы.
Доводы комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Ейском районе об отсутствии у истицы права на получение ежемесячных денежных выплат в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, основаны на неправильном толковании применения норм действующего законодательства, в связи, с чем не могут быть приняты во внимание.
Кроме того, поскольку ЕДВ не получались истицей по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то они, она считает, подлежат выплате без ограничения срока, по аналогии, в соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001г. (№173- ФЗ ред. от 30 06 2009 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По смыслу ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в ред. ФЗ № 122 от 22.08.2004г.) с принятием которого, система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий (Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005г. № 502-О).
Согласно приведенной таблицы, видно как существенно различаются суммы выплат, установленные для ветеранов Великой Отечественной войны и для членов семей погибших военнослужащих.
Расчет недовыплаченных сумм:
01.01.2005г. по 01.08.2005г.
<данные изъяты>
01.08.2005г. по 01.01.2006г. <данные изъяты>.
01.01.2006г. по 01.04.2006г.
<данные изъяты>
01.04.2006г. по 01.04.2007г.
<данные изъяты>
01.04.2007г. по 01.04.2008г.
<данные изъяты>.
01.04.2008г. по 01.07.2008г.
<данные изъяты>.
01.07.2008г. по 01.04.2009г. <данные изъяты>.
01.04.2009г. по 01.04.2010г.
<данные изъяты>
01.04.2010г. по 31.03.2011г.
<данные изъяты>.
01.04.2011г. по 31.12.2011
<данные изъяты>.
Итого, как считает истица, государство, в лице комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Ейском районе, обмануло ее - Степаненко Т.Ф. на <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истицы просит обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Ейский район назначить истице ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны;
обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Ейский район произвести перерасчет ежемесячных выплат с 01.01.2005г. - по настоящее время и выплатить Степаненко Т.Ф. недовыплаченные денежные суммы.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Ейский район Краснодарского края считает исковое заявление Степаненко Татьяны Федоровны необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Степаненко Татьяна Федоровна обратилась 25.08.2010г. в УПФР в муниципальном образовании Ейский район за назначением ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 № 331-О-П в размере как для категории: участники Великой Отечественной войны, предоставив документы, определяющие право на указанный вид выплаты.
В соответствии с пунктом 8 Порядка осуществления ЕДВ граждане обращаются в УПФ.
В соответствии с пунктом 14 Порядка осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 № 294, ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ЕДВ считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, на основании изложенного Степаненко Т.Ф. назначена ЕДВ в размере, предусмотренном для участников ВОВ, с даты подачи заявления (25.08.2010г.) со всеми право подтверждающими документами. При подаче данного заявления была приложена справка подтверждающая причину гибели военнослужащего. Таким документом является справка № от 23.07.1991г. о гибели военнослужащего. При первоначальном обращении в Управление ПФР много лет назад Степаненко Т.Ф. такая справка предоставлена не была и ее право на ЕДВ было определено на основании удостоверения от 18.10.1991г. о праве на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих. Из удостоверения не усматривалась причина гибели (при исполнении обязанностей военной службы) военнослужащего, поэтому правомерно была установлена выплата в размере <данные изъяты> руб. на 01.01.2005г.
В 2005 году никакой справки о причинах гибели предоставлено не было. В течение всего 2005 года граждане могли предоставлять документы, и эти выплаты при предоставлении документов назначались с 1 января 2005 года.
Представитель истца говорит о том, что она узнала о нарушении права в ноябре 2011 года, однако 4 апреля 2007 года граждане могли знать о том, что эта выплата приравнивалась к участникам ВОВ, так как было принято определение Конституционного Суда. Ранее такое право не было закреплено за гражданином.
Для назначения ЕДВ с более раннего срока у органов ПФР нет оснований, так как в материалах пенсионного дела отсутствовали необходимые документы.
Помимо этого, в силу ст. 79 Федерального Конституционного закона «О конституционном суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФЗ решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Поскольку порядок вступления в силу Определения КС РФ от 04.04.2007 № 331-О-П в нем специально не оговаривается, действует общий порядок, то есть с момента провозглашения - с 04 апреля 2007 года. С указанного момента положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» и п. 19 ст. 44 Федерального закона № 122-ФЗ должны применяться и реализовываться в соответствии с вышеприведенным конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ. Следовательно, право на ЕДВ в размере, предусмотренном для участников ВОВ, членам семей военнослужащих, погибших до 16 января 1995 года при исполнении обязанностей военной службы, может быть установлено только с 04 апреля 2007 года, но не с 01.01.2005.
Расчет истца по недоплаченным суммам не соответствует действительности, так как ЕДВ в размере <данные изъяты> руб. выплачивается истице с 16.07.2010г., а согласно расчета по 31.12.2011 истицей получены суммы в размере <данные изъяты> руб.
Правомерность сроков выплаты рассмотрена Верховным Судом РФ от 20.09.2007 года № КАС07-454
То, что Степаненко Т.Ф. узнала о нарушении своего права в 2011 году не соответствует действительности, так как могла это знать с апреля 2007 года, она обратилась в УПФ в 2010 году.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит.
Как установлено в судебном заседании Степаненко Т.Ф. обратилась 16.07.2010г. в УПФР в муниципальном образовании Ейский район за назначением ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в размере как для категории: участники Великой Отечественной войны, предоставив документы, определяющие право на указанный вид выплаты. При подаче данного заявления была приложена справка № от 23.07.1991г. подтверждающая причину гибели военнослужащего (л.д.5). При первоначальном обращении в Управление ПФР много лет назад Степаненко Т.Ф. такая справка предоставлена не была и ее право на ЕДВ было определено на основании удостоверения от 18.10.1991г. о праве на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих. Из удостоверения не усматривалась причина гибели (при исполнении обязанностей военной службы) военнослужащего, поэтому правомерно была установлена выплата в размере <данные изъяты>. на 01.01.2005г. Для назначения ЕДВ с более раннего срока у органов ПФР нет оснований, так как в материалах пенсионного дела отсутствовали необходимые документы.
В соответствии с пунктом 8 Порядка осуществления ЕДВ граждане обращаются в УПФ.
В соответствии с пунктом 14 Порядка осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 № 294, ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ЕДВ считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами.
Доводы представителя истца о том, что истица узнала о нарушении своего права в ноябре 2011 года, суд считает необоснованными, так как с момента принятия определения Конституционного Суда 4 апреля 2007 года граждане могли знать о том, что эта выплата приравнивалась к участникам ВОВ, кроме того, истица обратилась с заявлением в УПФ в августе 2010 года, т.е. на тот момент ей уже было известно о возможности обращения.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
В иске Степаненко Татьяны Федоровны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации о обязании Управление пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Ейский район назначить Степаненко Татьяне Федоровне ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны;
Обязании Управление пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Ейский район произвести перерасчет ежемесячных выплат с 01.01.2005г. - по настоящее время и выплатить Степаненко Т.Ф. недовыплаченные денежные суммы – отказать.
Срок обжалования решения - один месяц в Краснодарском краевом суде путем подачи жалобы через Ейский городской суд.
Председательствующий Поплавский М.В.