решение по заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконными действий адинистрации Ейского городского поселения Ейского района по организации движения грузового транспорта



К делу № 2 – 1512/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск 06 июля 2012 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Коваленко А.А.

при секретаре Хватовой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованные лица – администрация Ейского городского поселения Ейского района, МУ «Центр городского хозяйства Ейского городского поселения Ейского района», о признании незаконными действий по организации движения грузового транспорта,-

У С Т А Н О В И Л:

Ейский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и просит признать незаконными действия администрации Ейского городского поселения Ейского района по организации движения грузового (большегрузного и тяжеловесного) транспорта по ул. Первомайская от ул. Нижнесадовая до ул. Победы, по ул. Победы от ул. Первомайская до ул. Шмидта и по ул. Шмидта от ул. Победы до ул. Бердянская г. Ейска, нарушающее санитарно – эпидемиологическое законодательство, а также законодательство о безопасности дорожного движения; обязать администрацию Ейского городского поселения Ейского района обеспечить прекращение движения грузового (большегрузного и тяжеловесного) транспорта на указанных участках дороги; обязать администрацию Ейского городского поселения Ейского района, МУ «Центр городского хозяйства Ейского городского поселения Ейского района» устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения и привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования в эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» улично – дорожную сеть, а также произвести оценку технического состояния автомобильных дорог в соответствие с Порядком оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденным приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 года №150, в целях обоснования возможности движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам Ейского городского поселения.

Выслушав участвующего в деле помощника прокурора, представителя заинтересованных лиц, специалистов, допрошенных в судебном заседании, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.

В судебном заседании помощник прокурора на заявленных требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации Ейского городского поселения Ейского района, МУ «Центр городского хозяйства Ейского городского поселения Ейского района» в судебном заседании просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку после подачи настоящего заявления в суд часть нарушений была устранена, оставшаяся часть выявленных нарушений будет устранена до 01.11.2012 года.

Специалист ОГИБДД ОМВД РФ по Ейскому району в судебном заседании пояснил, что когда движение по указанным в заявлении прокурора улицам было закрыто, были установлены временные знаки. Но изначально установлены они были не в соответствии с требованиями ГОСТ. Движение было возобновлено по старой схеме, знаки демонтированы, надобность в них отпала. На основании выданного ОГИБДД ОМВД РФ по Ейскому району предписания, администрацией Ейского городского поселения Ейского района были проведены работы по восстановлению крышки люка, ремонту смотрового колодца, а также работы по устранению дефектов покрытия проезжей части на участках дороги. При этом, неудовлетворительное состояние люков не явилось следствием воздействия грузового транспорта, а является результатом ненадлежащей работы при укладке асфальта.

Специалист территориального отдела Управления Федеральной службы Роспотребнадзор в судебном заседании пояснил, что 10.05.2012 гола в адрес территориального отдела поступила коллективная жалоба от жителей г. Ейска на неудовлетворительные условия проживания от движения большегрузного транспорта, в связи с чем, в адрес главы Ейского городского поселения Ейского района направлен запрос о причинах изменения схемы организации дорожного движения. В предоставленном администрацией Ейского городского поселения Ейского района ответе на запрос указано на строительство уличной канализации по ул. Нижнесадовая от ул. Шмидта до ул. Октябрьская, что повлекло ограничение движения большегрузного транспорта на участке ул. Нижнесадовая от ул. Октябрьская до ул. Шмидта на срок до 15.06.2012 года. В ходе лабораторных измерений атмосферного воздуха было установлено, что результаты санитарно – гигиенических исследований атмосферного воздуха не отвечают гигиеническим нормативам, что вызвано изменением схемы маршрута движения транспорта.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения Ейской межрайонной прокуратурой проверки по обращению депутатов Совета Ейского городского поселения Ейского района в интересах жителей г. Ейска о незаконной организации движения крупногабаритного транспорта (л.д.14,15), было установлено, что Постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от 24.02.2012 года №122 «О временном ограничении движения транспортных средств на участке ул. Нижнесадовой от ул. Октябрьской до ул. Шмидта в Ейском городском поселении» на период с 01.03.2012 года по 30.04.2012 года временно ограничено движение транспортных средств на указанном участке дороги и введена временная схема организации дорожного движения грузового транспорта по ул. Первомайской от ул. Нижнесадовая до ул. Победы, по ул. Победы от ул. Первомайской до ул. Шмидта и по ул. Шмидта от ул. Победы до ул. Бердянской (л.д.27).

Постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от 03.05.2012 года №254 «О внесении изменений в постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от 24.02.2012 года №122», движение грузового транспорта по временной схеме продлено до 15.06.2012 года (л.д.23).

В виду отсутствия оценки грузоподъемности и габаритов инженерных сооружений на предлагаемом маршруте, обоснования возможности движения исходя их технических характеристик автомобильных дорог, несущей способности дорожных одежд и сооружений, а также наличия трещин фундамента и жилых домов, повреждения водопроводных и канализационных колодцев, появление многочисленных дефектов (просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью) дорожного полотна, в результате движения крупногабаритного транспорта по ул. Победы г. Ейска (л.д.31, 32-54), 26.04.2012 года Ейским межрайонным прокурором в адрес главы Ейского городского поселения Ейского района направлено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и об автомобильных дорогах, с требованием безотлагательного рассмотрения и принятию мер по устранению отмеченных нарушений, причин и условий им способствующих и недопущению их впредь (л.д.16-18).

По результатам рассмотрения представления Ейского межрайонного прокурора от 26.04.2012 года, главой Ейского городского поселения Ейского района сообщено, что схема организации дорожного движения по указанным участкам дороги разработана на период с 01.03.2012 года по 15.06.2012 года в связи со строительством объекта «уличная канализация на ул. Нижнесадовой от ул. Шмидта до ул. Октябрьской (КНС №1)», с целью организации движения автомобильного транспорта. В силу географического положения г. Ейска, иные пути доставки грузов автомобильным транспортом в предприятия портового комплекса, кроме указанного во временной схеме, на территории Ейского городского поселения отсутствуют, в связи с чем запретить движение грузового транспорта по улицам, указанным во временной схеме, не представляется возможным. В целях получения достоверной информации о дорогах, состоящих в реестре муниципальной собственности Ейского городского поселения, в том числе их техническом состоянии, регистрации права собственности на автомобильные дороги, внесение информации по автомобильным дорогам местного значения в Единый государственный реестр автомобильных дорог, администрацией Ейского городского поселения Ейского района реализуется целевая программа совершенствования системы учета автомобильных дорог местного значения, после выполнения мероприятий которой, планируется произвести оценку технического состояния дорог в соответствии с действующим законодательством (л.д.28)

В ходе проведения лабораторных замеров атмосферного воздуха Ейским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» 01.06.2012 года было установлено, что результаты санитарно – гигиенических исследований атмосферного воздуха не отвечают гигиеническим нормативам (ГН 2.1.6.11338-03) – предельно максимальные концентрации максимально разовые превышены по показателям: содержание толуола превышает в 2,8 раз, содержание бензола превышает в 2,3 раза, лабораторные измерения шума свидетельствуют о несоответствии фактического значения эквивалентного и максимального уровня звука гигиеническим нормативам (фактическое значение эквивалентного уровня звука превышает на 21 дБа и составляет 76 дБа; фактическое значение максимального уровня звука превышает на 11 дБа и составляет 81 дБа). Ухудшение показателей лабораторных измерений и исследований атмосферного воздуха и шума вызваны изменением схемы маршрута движения большегрузного транспорта (л.д.20,21,22).

На основании изложенного, ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы Ейского городского поселения Ейского района составлен протокол об административном правонарушении , предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ (л.д.24), а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, с предложением запретить движение большегрузного спецавтотранспорта по ул. Победы, ул. Шмидта и ул. Калинина г. Ейска в срок до 18.06.2012 года (л.д.25).

В ходе проверки ОГИБДД ОМВД РФ по Ейскому району на маршруте движения большегрузного транспорта было установлено, что на отдельных участках ул. Победы от ул. Первомайской до ул. Шмидта, ул. Шмидта от ул. Нижнесадовая по ул. Бердянской, а также ул. Калинина от ул. Победы до ул. Нижнесадовой состояние покрытия проезжей части не соответствует требованиям п.3.1 ГОСТа Р 50597-93, в части ровности; на участке ул. Победы от ул. Первомайской до ул. Шмидта в нарушение требований п.3.1.10 ГОСТа Р 50597-93 крышки люков колодцев подземных инженерных сетей занижены по отношению к уровню дорожного покрытия более чем на 2,0 см.; по ул. Шмидта в районе дома №65 отсутствует крышка люка водопроводного колодца, в границах перекрестка ул. Победы и ул. Шмидта в нарушение п.4.4.5 ГОСТа Р 50597-93 имеется повреждение бортового камня (бордюра) протяженностью 6.0 м., подлежащего замене; временные дорожные знаки, определяющие направление движения большегрузных транспортных средств по маршруту, установлены с нарушениями требований п.5.1.8 ГОСТа Р 52289-04 по расстоянию от нижнего края знака до поверхности дорожного покрытия; на перекрестке ул. Победы и ул. Шмидта отсутствует временный дорожный знак 4.1.2 «движение направо» (л.д.30).

Согласно ст. 45 ГПК РФ – прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального Закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог.

В силу ч.4 ст.6 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе: на объектах улично – дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ч.4 ст.17 Федерального Закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в целях определения соответствия транспортно – эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния дорог.

Согласно п.2,3,7 Порядка оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 года №150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в РФ независимо от ин форм собственности и значения, в том числе, в отношении дорог общего пользования местного значения – органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. По результатам оценки технического состояния автомобильных дорог устанавливается степень соответствия транспортно – эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов.

В соответствии с п.3.3 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Минтрансом РФ от 27.05.1996 года, при выборе маршрута перевозки крупногабаритного или тяжеловесного груза должны быть оценены грузоподъемность и габариты инженерных сооружений на предлагаемом маршруте, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность автомобильной дороги и инженерных сооружений, оценена необходимость принятия иных мер по обеспечению безопасности движения на маршруте перевозки.

Согласно ст.ст. 2,20, 23, 24 Федерального Закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абз.2 ч.1 ГОСТа Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года №221, все требования стандарта являются обязательными и направленными на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с п. 3.1, 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года №221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Ликвидация повреждений дорожного покрытия должна производиться в срок от 5 до 10 суток.

Согласно п.5.1.8 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», расстояние от нижнего края знака до поверхности дорожного покрытия (высота установки), кроме случаев, специально оговоренных настоящим стандартом, должно быть от 2,0 до 4,0м. в населенных пунктах.

В соответствии со ст.12 Федерального Закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В судебном заседании установлено, что в результате движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта по временной схеме организации дорожного движения грузового транспорта по ул. Первомайской от ул. Нижнесадовая до ул. Победы, по ул. Победы от ул. Первомайской до ул. Шмидта и по ул. Шмидта от ул. Победы до ул. Бердянской, утвержденной Постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от 24.02.2012 года №122 «О временном ограничении движения транспортных средств на участке ул. Нижнесадовой от ул. Октябрьской до ул. Шмидта в Ейском городском поселении», нарушены требования санитарно – эпидемиологического законодательства (ухудшение показателей лабораторных измерений и исследований атмосферного воздуха и шума), законодательства о безопасности дорожного движения (наличие просадок и выбоин на проезжей части, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью, повреждения бортового камня, подлежащего замене, не соответствие стандартам расположения крышек люков колодцев подземных инженерных сетей, временных дорожных знаков, определяющих направление движения транспортных средств), создающих угрозу жизни и здоровью граждан.

Вместе с тем, отказывая в части требования признания незаконным бездействия администрации Ейского городского поселения Ейского района, суд исходит из того, что в соответствии с п. 25 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 10.02.2009 года «О практики рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий, бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц», суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). Как установлено в судебном заседании, администрацией Ейского городского поселения Ейского района проведены работы по замене люка смотрового колодца системы водоснабжения, расположенного на проезжей части ул. Шмидта в районе дома в полном объеме 29.06.2012 года (л.д.86), 04.07.2012 года заключен муниципальный контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию плоских дорожных знаков на улично – дорожной сети в г. Ейске на 2-е полугодие 2012 года (л.д.87-89,90), разработан план мероприятий по устранению недостатков, выявленных на улично – дорожной сети г. Ейска (л.д.67), Постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района №151 от 07.03.2012 года утверждена ведомственная целевая программа «Совершенствование системы учета автомобильных дорог местного значения Ейского городского поселения Ейского района на 2012-2014 годы», в целях организации технического учета и государственной регистрации автомобильных дорог местного значения Ейского городского поселения Ейского района (л.д.68,69-71) для дальнейшей оценки технического состояния дорог.

При изложенных обстоятельствах заявленные требования прокурора следует удовлетворить в указанной выше части.

Руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ,-

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Ейского городского поселения Ейского района обеспечить прекращение движения грузового (большегрузного и тяжеловесного) транспорта по ул. Первомайская от ул. Нижнесадовой до ул. Победы, по ул. Победы от ул. Первомайской до ул. Шмидта, по ул. Шмидта от ул. Победы до ул. Бердянской г. Ейска Ейского района Краснодарского края.

Обязать администрацию Ейского городского поселения Ейского района, МУ «Центр городского хозяйства Ейского городского поселения Ейского района» устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения и привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» улично – дорожную сеть, а именно: на участках дорог по ул. Победы (от ул. Первомайской до ул. Шмидта), по ул. Шмидта (от ул. Победы до ул. Бердянской), по ул. Калинина (от ул. Победы до ул. Нижнесадовой) г. Ейска Краснодарского края устранить просадки, выбоины, повреждения, неровности; по ул. Победы (на участке от ул. Первомайской до ул. Шмидта), по ул. Калинина (на участке от ул. Победы до ул. Нижнесадовой) г. Ейска Краснодарского края привести крышки люков в соответствие с п. 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» в части недопущения их отклонения от уровня покрытия проезжей части более чем на 2,0 см; устранить повреждения бортового камня (бордюра) на пересечении улиц Победы-Шмидта г. Ейска Краснодарского края; привести в соответствии с п.5.1.8 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожные знаки по ул. Первомайской (от ул. Нижнесадовой до ул. Победы), по ул. Победы (от ул. Первомайской до ул. Шмидта) и по ул. Шмидта (от ул. Победы до ул. Бердянской) г. Ейска Краснодарского края; на перекрестке улиц Шмидта и Победы г. Ейска Краснодарского края установить знак 4.1.2 «Движение направо» для грузового транспорта.

Обязать администрацию Ейского городского поселения Ейского
района произвести оценку технического состояния автомобильных дорог в
соответствии с Порядком оценки технического состояния автомобильных
дорог, утвержденным приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 N 150, в целях
обоснования возможности движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов
по автомобильным дорогам Ейского городского поселения.

В остальной части заявленных требований – отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Краснодарский краевой суд через Ейский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме 11.07.2012 года.

Председательствующий