решение по жалобе Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц на юездействие администрации Ейского городского поселения Ейского района, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований пожарной безопасности



К делу № 2 – 1431/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск 31 июля 2012 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Коваленко А.А.

при секретаре Хватовой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованные лица – администрация Ейского городского поселения Ейского района, Отдел надзорной деятельности Ейского района Главного управления Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, о признании незаконным бездействия по соблюдению требований противопожарного законодательства, -

У С Т А Н О В И Л:

Ейский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и просит признать незаконным бездействие администрации Ейского городского поселения Ейского района по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к любой точке здания и квартиры многоквартирного жилого дома по <адрес>, обязав администрацию Ейского городского поселения Ейского района в течение шести месяцев с момента вступления решение суда в законную силу обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к любой точке здания и квартиры многоквартирного жилого дома по <адрес>.

Выслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Прокурор в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме, поскольку работа, направленная на устранение нарушений противопожарного законодательства в отношении многоквартирного жилого дома по <адрес> ведется Ейской межрайонной прокуратурой на протяжении 1,5 лет, все возможные способы досудебного решения возникшей проблемы себя исчерпали, меры прокурорского реагирования были приняты, но не позволили обеспечить устранение указанных нарушений противопожарного законодательства. Изначально, именно администрация, как собственник, принимала решение о передаче жилья по <адрес>, и именно на администрацию городского поселения возложена обязанность обеспечения беспрепятственного подъезда пожарной техники для организации мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Представитель администрации Ейского городского поселения Ейского района в судебном заседании просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку администрацией Ейского городского поселения Ейского района были разработаны планы мероприятий обеспечения доступа пожарных автомобилей, в настоящее время указанные мероприятия, за исключением демонтажа ворот и установления частного сервитута, выполнены. Также МУ «Управление архитектуры и градостроительства Ейского городского поселения Ейского района» была подготовлена схема организации обеспечения противопожарного проезда, с учетом разворотных площадок с многоквартирному жилому дому по <адрес>, однако, в виду несогласия собственников земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных по <адрес> и по <адрес>, по результатам проведения общественных слушаний, было составлено заключение, на основании которого было вынесено постановление №422 об отказе в установлении постоянного публичного сервитута на земельные участки по <адрес>, по <адрес> и по <адрес> для обеспечения доступа пожарных автомобилей к жилому дому по <адрес>. В виду того, что указанное постановление вступило в законную силу, оснований для проведения повторных публичных слушаний н имеется. На сегодняшний день земельный участок под многоквартирным жилым домом по <адрес> не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, при этом законными владельцами данного земельного участка являются собственники помещений многоквартирного жилого дома по <адрес>, которые, в свою очередь, наделены правом требования заключения соглашения о частном сервитуте с собственниками смежных земельных участков, в том числе, и через суд. Поскольку, до настоящего времени администрацией Ейского городского поселения Ейского района мер по установлению частного сервитута не принято. Оснований для принятия объекта недвижимости литер А4 по <адрес> в муниципальную собственность поселения, с целью его последующего сноса для осуществления возможности беспрепятственного доступа пожарной техники не имеется, поскольку указанный объект был продан предыдущим собственником неустановленному лицу.

Представитель ОНД Ейского района ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю в судебном заседании считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку отсутствие доступа пожарной технике к любой точке квартиры или здания в целом может повлечь трагедию, угрозу жизни и здоровью людей.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения Ейской межрайонной прокуратурой проверки по фактам нарушения противопожарного законодательства и бездействии администрации Ейского городского поселения Ейского района по коллективному обращению жителей многоквартирного жилого дома по <адрес> (л.д.7-8), было установлено, что решением исполнительного комитета Ейского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от 11.03.1988 года №77/16, рыбколхозу «Победа», в последующем переименованного в ЗАО «РАФ «Ейская», было разрешено выполнение проектно – изыскательских работ под строительство пятиэтажного 78-ти квартирного жилого дома в 151 квартале по <адрес> на земельном уастке площадью 6 230,85 кв.м., с одновременным сносом существовавших объектов недвижимости по адресам: <адрес> (пользователь Местный Совет), <адрес> (пользователи ФИО5 и ФИО6), <адрес> (пользователь Местный Совет), <адрес> (пользователь винзавод), <адрес> (пользователь Местный Совет), <адрес> (пользователь Местный Совет), <адрес> (пользователь ФИО7), <адрес>, угол <адрес> (пользователь ФИО8) и предоставлением жилой площади лицам, проживающим в жилых помещениях, подлежащих сносу (л.д.9).

Согласно выданных рыбколхозу «Победа» 06.05.1988 года начальником 38 самостоятельной военизированной части Управления пожарной охраны УВД Краснодарского Крайисполкома Каратеевым А.Л. технических условий на строительство пятиэтажного 78-ти квартирного жилого дома следовало предусмотреть проезд с обеих сторон здания при ширине проезда не менее 3,5 м. (л.д.10-11), при этом проектным решением, проезд к указанному жилому дому планировался осуществляться со стороны <адрес> (л.д.17-19).

Постановлением главы администрации г. Ейска от 23.11.1992 года №3407, 35-ти квартирному жилому дому присвоен почтовый адрес – <адрес> (л.д.12).

Постановлением главы администрации г. Ейска от 31.08.1994 года №2098 утвержден акт приемки в эксплуатацию №2 от 18.07.1994 года 35-ти квартирного жилого дома по <адрес>, выстроенного РАФ «Ейская» (л.д.13), обязанность по выдаче РАФ «Ейская» регистрационного удостоверения на 25-ти квартирный жилой дом по <адрес> и проведению его регистрации за указанным юридическим лицом возложена на Бюро технической инвентаризации (л.д.16).

21.11.1995 года указанный многоквартирный жилой дом по <адрес> передан на баланс муниципального ремонтно – эксплуатационного управления г. Ейска (л.д.21)

В виду изменения объемов строительства (с 78-ти квартирного жилого дома на 35-ти квартирный жилой дом), предполагавшиеся к сносу жилые и нежилые помещения по <адрес> и по <адрес> снесены не были (л.д.14,15), что привело к отсутствию с обеих сторон здания проезда проектируемой ширины.

В настоящее время обеспечение доступа пожарных автомобилей для тушения возможного пожара многоквартирного жилого дома по <адрес> возможно со стороны <адрес> и <адрес> через земельный участок, принадлежащий на праве собственности ООО «<данные изъяты>» к одной фасадной стороне жилого дома, к другой фасадной стороне здания, выходящей <адрес> проезд пожарного транспорта не возможен, по причине установки ограждения собственниками земельного участка по <адрес> двух пристроек в виде крыльца к зданию по <адрес>, наличия между земельными участками по <адрес> и по <адрес> установленных ворот и металлоконструкций (л.д.24-25), а также по причине сохранения строений, существовавших до начала строительства многоквартирного жилого дома по <адрес>, в том числе и производственного здания по <адрес>, вспомогательных строений по <адрес>.

По мнению МУ «Управление архитектуры и градостроительства Ейского городского поселения Ейского района», принципиальная возможность по обеспечению доступа пожарных автомобилей для тушения возможного пожара в любой точке здания или квартиры по <адрес> существует по двум вариантам, которые предполагают изъятие части земельных участков смежных землепользователей (л.д.22-23)

По факту бездействия администрации Ейского городского поселения Ейского района в решении вопросов по организации доступа пожарных автомобилей для тушения возможного пожара в любой точке здания и квартиры, выразившегося в не инициировании повторной процедуры публичных слушаний с учетом высказанных ране замечаний (л.д.54-74, 81, 82), невыполнении ни одного мероприятия плана по демонтажу металлоконструкций в проезде между земельными участками по <адрес> и <адрес>, и металлических ворот между земельными участками по <адрес> и <адрес>, непринятия производственного здания по <адрес> в муниципальную собственность, Ейским межрайонным прокурором в адрес главы администрации Ейского городского поселения Ейского района направлено представление, с требованием незамедлительного пересмотра сроков плана мероприятий обеспечения доступа пожарных машин к многоэтажному жилому дому по <адрес>, направленных на организацию доступа для тушения возможного пожара в любой точке здания и квартир многоквартирного жилого дома, повторно инициировать процедуру установления публичного сервитута в отношении земельных участков, граничащих с придомовой территорией многоквартирного жилого дома, выполнить работы по принятию бесхозяйной недвижимой вещи на учет, демонтажу бесхозяйных ворот и ограждения (л.д.30-34).

По результатам рассмотрения представления Ейского межрайонного прокурора, администрацией Ейского городского поселения Ейского района было сообщено, что реализация указанных в утвержденном плане мероприятий по обеспечению доступа пожарных автомобилей к многоквартирному дому по <адрес> планируется осуществить до 2011 года (л.д.101-102)

Несмотря на разработанный план мероприятий обеспечения доступа пожарный автомобилей к жилому дому по <адрес>, утвержденный главой Ейского городского поселения Ейского района 20.01.2012 года, предусматривающий кратчайшие сроки исполнения, указанных в представлении Ейского межрайонного прокурора, мероприятий (л.д.35-36), по результатам внеплановой выездной проверки Отделом надзорной деятельности Ейского района УНД ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в отношении администрации Ейского городского поселения Ейского района по факту нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии доступа пожарных автомобилей для тушения возможного пожара к любой точке здания или квартиры многоквартирного жилого дома по <адрес>, был составлен соответствующий акт проверки №100 от 28.02.2012 года (л.д.37-38).

В настоящее время для обеспечения проезда к многоквартирному жилому дому по <адрес> пожарных автомобилей необходимо обеспечить возможность доступа проезда пожарных машин к жилому дому и доступа пожарных лестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение (прил.1 п.2 СНиП 2.07.01-89*), вдоль фасада здания необходимо предусмотреть полосы шириной 6м., пригодные для проезда пожарных машин с учетом допустимой нагрузки на покрытии или грунт (прил. 1 п.2 СНиП 2.07.01-89*), в случае устройства тупикового проезда к жилому дому необходимо предусмотреть разворотную площадку радиусом не менее 16 м. (п.6.20 СНиП 2.07.01 -89*) (л.д.136).

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, обращаясь с настоящим иском в суд, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.

В соответствии с п.9 ст.14 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения является непосредственной обязанностью муниципального образования. При этом, согласно п. 6 ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара является одной из первичных мер пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 Федерального Закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии со ст. 38 названного Федерального Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (ст. 20 Федерального закона N 69-ФЗ).

Пунктом 23 Правил пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года N 313, установлено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

В Правилах пожарной безопасности установлены требования, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических, юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, при этом, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, на необходимость беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством (ст.1 ЖК РФ).

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что многоквартирный жилой дом по <адрес> передан на баланс муниципального предприятия, несформированный земельный участок, расположенный под таким жилым домом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, находится в собственности соответствующего публично-правового образования – Ейского городского поселения Ейского района. Для устранения нарушений требований противопожарной безопасности – организации беспрепятственного подъезда пожарных автомобилей к многоквартирному жилому дому по <адрес> для тушения пожара, имеется ряд вариантов, осуществление мероприятий по которым входит в непосредственную компетенцию Ейского городского поселения Ейского района. При этом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения является непосредственной обязанностью администрации Ейского городского поселения, равно как ее приоритетной задачей – защита жизни, здоровья и имущества граждан в случае пожара, обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность.

Бездействие администрации Ейского городского поселения Ейского района в решении вопроса организации беспрепятственного доступа пожарных автомобилей для тушения возможного пожара к любой точке здания и квартиры многоквартирного жилого дома по <адрес> подтверждается материалами дела, в частности, протоколом совещания при заместители Ейского межрайонного прокурора от 08.12.2011 года (л.д.47-52), сообщением администрации Ейского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости самостоятельного обращения собственникам помещений многоквартирного жилого дома по <адрес> к собственникам смежных земельных участков с требованием установления частного сервитута (л.д.83-85), отсутствием до настоящего времени надлежащим образом утвержденного проекта схемы организации обеспечения противопожарного проезда с учетом разворотных площадок к многоквартирному жилому дому по <адрес>, на наличие которой, как доказательство проведения действий по устранению выявленных нарушений противопожарного законодательства неоднократно ссылалась администрация Ейского городского поселения Ейского района, а также отсутствие каких – либо целенаправленных действий на протяжении длительного периода времени, направленных на устранение создания возможной угрозы жизни и здоровью неопределенного округа лиц (как жителей многоквартирного дома, так и временно пребывающих граждан на близлежащей территории), в случае возникновения пожара.

При изложенных обстоятельствах заявленные требования прокурора следует удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ,-

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Ейского городского поселения Ейского района по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к любой точке здания и квартиры многоквартирного жилого дома по <адрес>.

Обязать администрацию Ейского городского поселения Ейского района в течение шести месяцев с момента вступления решение суда в законную силу обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к любой точке здания и квартиры многоквартирного жилого дома по <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Ейский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме 03.08.2012 года.

Председательствующий