административное решение о прекращении производства по делу



к делу № 12 -52 /2010

Р Е Ш Е Н И Е

16 декабря 2010 года судья Ейского городского суда Краснодарского края Лунева К.А., при секретаре Лих В.А., с участием представителя ОГПН г.Ейска и Ейского района – Шаталова Д.С., представителя заявителя – Архаровой А.В., заявителя – Чемеркина И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления СНТ «Весна» Чемеркина И.Л. на постановление государственного инспектора г. Ейска и Ейского района по пожарному надзору Лойленко М.И. о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 27.10.2010 г. № 558, -

У С Т А Н О В И Л:

Председатель правления СНТ «Весна» Чемеркин И.Л. обратился в суд с жалобой на постановление государственного инспектора г. Ейска и Ейского района по пожарному надзору Лойленко М.И. о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 27.10.2010 г. № 558, просит отменить данное постановление как незаконное.

Чемеркин И.Л. виновным себя в совершении административного правонарушения не признает, кроме того, пояснил, что оспариваемое постановление вынесено в нарушение ст.25.1 КоАП РФ - без его уведомления.

Как пояснил в судебном заседании представитель Архарова А.В. при рассмотрении вопроса о привлечении Чемеркина И.Л. к административной ответственности административным органом - ОГПН г.Ейска и Ейского района не были истребованы документы, подтверждающие существование СНТ «Весна», сведения об организации территории и застройки садоводческого товарищества. Вместе с тем, согласно ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно оспариваемому Постановлению на территории СНТ «Весна» не установлены в достаточном количестве средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара (п. 114 ППБ 01-03, утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313), однако указанные требования относятся к населенным пунктам, а СНТ «Весна» расположено на землях сельскохозяйственного назначения (согласно кадастровой выписке о земельном участке от 21.0 1.2009г. № 42/09-03-00496).

Также в оспариваемом Постановлении указано, что в СНТ «Весна» ширина проезжей части улиц и проездов для улиц менее 7 м., для проездов менее 3,5 м., на проездах не предусмотрены разъездные площадки длинной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части, тупиковые проезды не обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12х12м. (п.п. 5.7, 5.8 СНиП 30-02-97*.

Вместе с тем, как следует из пояснений представителя гражданам – членам СНТ «Весна» земельные участки предоставлялись в 1990 году (Согласно Решениям Исполнительного комитета Ейского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от 26.12.1990 года № № 325/3, 325/4), а указанные СНиП введены в действие в 1997 году и применяются с учетом изменений 2001 года. В п.1 Решения Исполнительного комитета Ейского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от 26.12.1990 года № 325/4 определено размещение дорожно-уличной сети с севера на юг шириной 5 м. и одной, пересекающей сад, подъездной автодороги (с востока на запад) для автобусного сообщения (садоводов с участками) шириной 8 м. Причем эти дороги по настоящее время находятся в ведении города. Ввиду отсутствия на каком-либо праве в СНТ «Весна» земли, товарищество не является плательщиком ни земельного налога, ни арендных платежей. Следовательно, председатель правления СНТ «Весна» не вправе за счет участков, предоставленных гражданам в собственность, увеличивать ширину дорог.

Согласно п.5.4 СНиП 30-02-97* Земельный участок, предоставленный садоводческому (дачному) объединению, состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков. В случае с СНТ «Весна» земельный участок предоставлялся не садоводческому товариществу, а гражданам.

В постановлении от 27.10.2010 года № 558 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности указано, что территория СНТ «Весна» не обеспечена противопожарным водоснабжением путем подключения к наружным водопроводным сетям, не предусмотрены противопожарные водоемы или резервуары вместимостью 60 м? каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей (п.п.5, 5.9 СНиП 30-02-97*). По мнению заявителя, вины председателя правления СНТ «Весна», приступившего к исполнению обязанностей 15.09.2009г. в том, что администрацией при предоставлении гражданам участков не было предусмотрено соблюдение указанных норм - нет.

В соответствии с п. 4.1. СНиП 30-02-97* Организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого (дачного) объединения. Следовательно, указанные рекомендации должны быть соблюдены органами местного самоуправления изначально при утверждении проекта территории садоводческого товарищества, чего не было сделано.

Согласно ч. l,2 ст.33 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения устанавливают органы местного самоуправления в порядке, установленном градостроительным законодательством, с учетом их природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей. Основой для этого служат базовые нормативы организации и застройки территории таких объединений, установленные федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности. Основными нормативами организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с градостроительным законодательством являются количество и размеры подъездных и внутренних дорог; тип источников водоснабжения; перечень необходимых противопожарных сооружений. При предоставлении земли Администрацией не был разработан и выдан проект организации территории садоводческого товарищества. В п. 3 ч. 3 ст. 38 ФЗ от 15.04.1998г. № 66-ФЗ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в обеспечении пожарной и санитарной безопасности. Кроме того, ст.47 ФЗ от 15.04.1998г. № 66-ФЗ указано, что ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности, совершенное в границах садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, лежит именно на садоводах. Также ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определен круг лиц, несущих ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, где указано, что ответственными являются собственники имущества, руководители органов местного самоуправления.

Представитель ОГПН г.Ейска и Ейского района Шаталов Д.С. с жалобой не согласен, считает постановление о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности в отношении Чемеркина И.Л. законными и обоснованными, ввиду имеющихся нарушений правил и норм в области пожарной безопасности, допущенных на территории СНТ «Весна», просит его оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

В соответствии с указанием Ейской межрайонной прокуратуры, сотрудник отдела ГПН г. Ейска и Ейского района в октябре 2010 года участвовал в комиссии по проверке выполнения законодательства в области пожарной безопасности на территориях СНТ Ейского района. По результатам работы, Ейским межрайонным прокурором было вынесено постановление о возбуждении административного дела по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении председателя правления СНТ «Весна» Чемеркина И.Л..

Отделом ГПН г. Ейска и Ейского района было рассмотрено данное постановление и в соответствии с ч. 2 ст.25.1 КоАП РФ вынесено определение о времени и месте рассмотрения административного дела от 20 октября 2010 года № 34 и направлено по почте лицу, в отношении которого велось административное дело. Согласно этого определения 27.10.2010 года были рассмотрены материалы административного дела, вынесено постановление и направлено правонарушителю по почте заказным письмом.

По мнению заинтересованных лиц – ОГПН по г.Ейску и Ейскому району, председатель правления СНТ «Весна» должен был заниматься вопросами обеспечения пожарной безопасности в границах СНТ и у него были все возможности (распоряжение финансами, подготовка вопросов на заседание правления, оспаривание принимаемых решений) для устранения нарушений законодательства в области пожарной безопасности.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд счел жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением № 558 от 27.10.10г., вынесенным инспектором ОГПН г. Ейска и Ейского района Лойленко М.И., председатель правления СНТ «Весна» Чемеркин И.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа 1000 руб. /л.д. 5-7/.

В обжалуемом постановлении указано, что 15.10.2010 г. Ейской межрайонной прокуратурой во исполнения задания прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности СНТ «Весна», в ходе которой были установлены следующие нарушения:

1. На территории СНТ «Весна» не установлены в достаточном количестве средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара (п. 114 ППБ 01-03);

2. На территории СНТ «Весна» ширина проезжей части и проездов для улиц менее 7 м, для проездов менее 3,5 м, на проездах не предусмотрены разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части, тупиковые проезды не обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12х12 м. (п. 5.7, 5.8 СНиП 30-02-97*);

3. Территория СНТ «Весна» не обеспечена противопожарным водоснабжением путем подключения к наружным водопроводным сетям, не предусмотрены противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 60 м? каждый с площадками для установки пожарной техники с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей (п.п. 5,5.9 СНиП 30-02-97*).

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Из материалов дела следует, что членам СНТ «Весна» земельные участки предоставлялись в 1990 году согласно решениям Исполнительного комитета Ейского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от 26.12.1990 года № № 325/3, 325/4, а указанные СНиП введены в действие в 1997 году и применяются с учетом изменений 2001 года. В п.1 Решения Исполнительного комитета Ейского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от 26.12.1990 года № 325/4 определено размещение дорожно-уличной сети с севера на юг шириной 5 м. и одной пересекающей сад подъездной автодороги (с востока на запад) для автобусного сообщения (садоводов с участками) шириной 8 м.

Оспариваемым постановлением административного органа председателю вменяются нарушения СНиП 30-02-97*. Вместе с тем, согласно пункту 1.1 СНиП 30-02-97* настоящие нормы и правила распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан (далее - садоводческое (дачное) объединение), зданий и сооружений, а также служат основой разработки территориальных строительных норм (ТСН) субъектов Российской Федерации.

Кроме того, как установлено в ходе судебного заседания, нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности, обязательный для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно ч. 1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.

В силу ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В ходе судебного заседания доказательств надлежащего уведомления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения административного дела, административным органом суду не представлено, доказательств соблюдения порядка привлечения Чемеркина И.Л. к административной ответственности у суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым постановление государственного инспектора г. Ейска и Ейского района по пожарному надзору Лойленко М.И. о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 27.10.2010 г. № 558 – отменить, производство по делу прекратить.

Руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 30.7. КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора г. Ейска и Ейского района по пожарному надзору Лойленко М.И. о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 27.10.2010 г. № 558 – отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ейский городской суд в течение 10 суток.

Судья К.А. Лунёва