Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 января 2011 года ст. Егорлыкская Ростовская область Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Степанцовой В.В. при секретаре Шепель О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Егорлыкского сельского поселения Ростовской области об обязании произвести постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - земельный участок с сооруженным на нем кладбищем, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 15000 кв.м., УСТАНОВИЛ: В Егорлыкский районный суд Ростовской области обратился прокурор Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Егорлыкского сельского поселения Ростовской области об обязании произвести постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - земельный участок с сооруженным на нем кладбищем, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 15000 кв.м.. - за счет средств бюджета Егорлыкского сельского поселения. В исковом заявлении прокурор указал, что Прокуратурой Егорлыкского района проведена проверка исполнения муниципальными образованиями законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В силу ст. 4 Федерального Закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Областным законом Ростовской области № 663-ЗС от 15.03.2007 «О внесении изменения в областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» определен перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования «Егорлыкского района» в муниципальную собственность входящих в его состав поселений. Согласно Приложения №10 к Областному закону «О местном самоуправлении в Ростовской области» в собственность Егорлыкского сельского поселения передано кладбище, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 15000 кв.м.. Какие-либо идентификационные признаки земельного участка и расположенного на нем кладбища, кроме географического местоположения, в указанном Приложении отсутствуют. Статья 4 Федерального Закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» гласит, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. 02.04.2007 года подписан акт приема передачи данного кладбища, и оно включено в реестр муниципальной собственности сельского поселения. При этом какая-либо техническая документация на объект отсутствует. В соответствии со ст.2 Федерального Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно ч.2 ст.16 вышеназванного Федерального Закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Из статьи 17 вышеуказанного Федерального Закона следует, что обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Вместе с тем, проверкой, проведенной прокуратурой района установлено, что право собственности Егорлыкского сельского поселения на кладбище, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 15000 кв.м., до настоящего времени не зарегистрировано. Земельный участок, на котором расположено кладбище, на государственный кадастровый учет объектов недвижимости не поставлен, межевание не произведено, то есть фактически и юридически оформление собственности на недвижимое имущество в установленном законом порядке не окончено и администрация сельского поселения не может в полной мере осуществлять по отношению к этому объекту права собственника. Статья 215 ГК РФ гласит, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно ст. 38 Бюджетного Кодекса Российской Федерации любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства. Отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - кладбище и расположенный под ним земельный участок, препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанного объекта недвижимости, так как расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, причем право на это имущество должно быть оформлено в соответствии с действующим законодательством. В противном случае будет иметь место нецелевое расходование бюджетных средств. Указанной позиции корреспондируют и положения Федерального Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При отсутствии права собственности распоряжение этим имуществом является неправомерным. Вместе с тем, администрация Егорлыкского сельского поселения производит действия по распоряжению данным недвижимым имуществом (земельным участком), выделяя земельные участки для погребения. Согласно ч.1 ст.7 Федерального Закона Российской Федерации от 12.01.96 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории РФ каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатноучастка земли для погребения тела (останков) или праха. При этом участки для захоронений на кладбищах предоставляются гражданам на правах бессрочного пользования и могут быть изъяты лишь при наличии на них бесхозных захоронений в порядке, установленном органами региональной исполнительной власти и местного самоуправления. Отсутствие государственной регистрации права собственности и произведенного государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, занятого кладбищем, а соответственно отсутствие определенных в натуре границ этого земельного участка, не позволяет определять в установленном законом порядке и границы земельных участков, выделяемых гражданам на правах бессрочного пользования, что может в дальнейшем повлечь невозможность их идентификации, уничтожение, застройку либо использование по иному целевому назначению, что прямо противоречит ч.6 ст.16 ФЗ «О погребении и похоронном деле» (Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается). Соответственно, это нарушает права, гарантированные каждому человеку в соответствии с вышеуказанной нормой Федерального Закона «О погребении и похоронном деле». Помимо этого, в соответствии со ст.9 данного Федерального закона супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе определенного перечня услуг по погребению. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается в десятидневный срок за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и бюджетов иных фондов. Исполнение данного требования законодательства также невозможно без документального подтверждения права собственности на место погребения (кладбище) и обоснованности понесенных в связи с его содержанием расходов. Кроме этого, в соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции РФ земля и природные ресурсы используются и охраняются Российской Федерацией как основа жизни и деятельности. Статьей 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную окружающую среду, право на получение достоверной информации о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации. В ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 21, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Согласно п.22 ч.1 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения. Также к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (п.20 ч.1 ст.14 ФЗ-131). В соответствии с ч.2 ст.2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Между тем, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено кладбище, не позволяет принимать меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Так, указанное обстоятельство является препятствием для ввода в эксплуатацию и эксплуатации кладбища в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», финансирования мероприятий по приведению данных объектов в соответствие с требованиями санитарных норм и правил. В связи с изложенным в настоящее время администрацией сельского поселения не осуществляются также и мероприятия, предусмотренные СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», в частности по установлению санитарно-защитной зоны кладбища, организации водоснабжения и водоотведения, получения санитарно-эпидемиологического заключения и др. Отсутствие установленных в натуре границ земельного участка не позволяет дать оценку исполнения санитарно-эпидемиологических правил в части соблюдения расстояния от жилой застройки. Не соблюдение норм санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства может повлечь за собой создание условий для возникновения ситуаций, угрожающих безопасности населения, стать причиной возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний. В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод, а решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством. Указанной позиции корреспондируют и положения Федерального Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При отсутствии права собственности распоряжение этим имуществом является неправомерным. Поскольку отсутствием государственной регистрации права собственности и, как следствие, невозможностью проведения мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду, права бессрочного пользования земельным участком, выделенным для погребения и защиты этого права, нарушаются интересы неопределенного круга граждан, проживающих на территории сельского поселения, либо находящихся на его территории, прокурор Егорлыкского района обращается в суд иском в защиту интересов неопределенного круга лиц. В судебном заседании прокурор Бочарова Е.В. просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика Приходько А.Г. в судебном заседании признал исковые требования в полном объеме, о чем подал письменное заявление. Прокурор Бочарова Е.В. не возражала против принятия судом признания ответчиком исковых требований. Судом разъяснены сторонам положения ст. 173 ГПК РФ о последствиях признания иска ответчиком. Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Администрация Егорлыкского сельского поселения Ростовской области, являясь органом местного самоуправления, от уплаты государственной пошлины в доход государства, согласно ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, освобождается. Руководствуясь ст. 12, 56, 173, 194-199, 209 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Принять признание иска ответчиком. Иск прокурора Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Администрацию Егорлыкского сельского поселения Ростовской области в срок до 01.03.2012 года произвести постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка с сооруженным на нем кладбищем, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 15000 кв.м.. Обязать Администрацию Егорлыкского сельского поселения Ростовской области в срок до 01.03.2012 года произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с сооруженным на нем кладбищем, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 15000 кв.м.. Указанные действия произвести за счет средств бюджета Егорлыкского сельского поселения Ростовской области. Администрацию Егорлыкского сельского поселения Ростовской области от уплаты государственной пошлины освободить. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 24.01.2011 года. Судья: