решение об обязании Администрации сельского поселения произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с расположенным на нем кладбищем



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2011 года ст. Егорлыкская

Ростовская область

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Степанцовой В.В.

при секретаре Шепель О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> об обязании произвести постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - земельный участок с сооруженным на нем кладбищем, расположенный по адресу: <адрес> площадью 31760 кв.м.,

УСТАНОВИЛ:

В Егорлыкский районный суд обратился прокурор Егорлыкского района с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> об обязании произвести постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - земельный участок с сооруженным на нем кладбищем, расположенный по адресу: <адрес> площадью 31760 кв.м. - за счет средств бюджета <данные изъяты> сельского поселения.

В исковом заявлении прокурор указал, что прокуратурой Егорлыкского района проведена проверка исполнения муниципальными образованиями законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Областным законом Ростовской области № 663-ЗС от 15.03.2007 «О внесении изменения в областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» определен перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования «Егорлыкского района» в муниципальную собственность входящих в его состав поселений. Согласно Приложения № к Областному закону «О местном самоуправлении в Ростовской области» в собственность <данные изъяты> сельского поселения передано кладбище, расположенное по адресу: <данные изъяты>, площадью 31760 кв.м.. Какие-либо идентификационные признаки земельного участка и расположенного на нем кладбища, кроме географического местоположения, в указанном Приложении отсутствуют. 20.04.2007 года подписан акт приема передачи данного кладбища, и оно включено в реестр муниципальной собственности сельского поселения. При этом какая-либо техническая документация на объект отсутствует, право собственности <данные изъяты> сельского поселения на кладбище до настоящего времени не зарегистрировано; земельный участок, на котором расположено кладбище, на государственный кадастровый учет объектов недвижимости не поставлен, межевание не произведено, то есть фактически и юридически оформление собственности на недвижимое имущество в установленном законом порядке не окончено и администрация сельского поселения не может в полной мере осуществлять по отношению к этому объекту права собственника.

Доводы прокурора о том, что данные обстоятельства влекут за собой нарушения прав и законных интересов граждан сводятся к следующему:

1) В соответствии со ст. 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе определенного перечня услуг по погребению. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается в десятидневный срок за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и бюджетов иных фондов. Исполнение данного требования законодательства невозможно без документального подтверждения права собственности на место погребения (кладбище) и обоснованности понесенных в связи с его содержанием расходов.

2)в соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции РФ земля и природные ресурсы используются и охраняются Российской Федерацией как основа жизни и деятельности. Статьей 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную окружающую среду, право на получение достоверной информации о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации. В ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 21, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Согласно п.22 ч.1 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения. Также к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (п.20 ч.1 ст.14 ФЗ-131). В соответствии с ч.2 ст.2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Между тем, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено кладбище, не позволяет принимать меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Так, указанное обстоятельство является препятствием для ввода в эксплуатацию и эксплуатации кладбища в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», финансирования мероприятий по приведению данных объектов в соответствие с требованиями санитарных норм и правил. В связи с изложенным в настоящее время администрацией сельского поселения не осуществляются также и мероприятия, предусмотренные СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», в частности по установлению санитарно-защитной зоны кладбища, организации водоснабжения и водоотведения, получения санитарно-эпидемиологического заключения и др. Отсутствие установленных в натуре границ земельного участка не позволяет дать оценку исполнения санитарно-эпидемиологических правил в части соблюдения расстояния от жилой застройки. Не соблюдение норм санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства может повлечь за собой создание условий для возникновения ситуаций, угрожающих безопасности населения, стать причиной возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Поскольку отсутствием государственной регистрации права собственности и, как следствие, невозможностью проведения мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду, права бессрочного пользования земельным участком, выделенным для погребения и защиты этого права, нарушаются интересы неопределенного круга граждан, проживающих на территории сельского поселения, либо находящихся на его территории, прокурор Егорлыкского района обратился в суд иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Определением Егорлыкского районного суда Ростовской области от 18.01.2011 года производство по делу в части заявленных требований об обязании произвести постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с сооруженным на нем кладбищем, расположенного по адресу: <адрес> площадью 31760 кв.м., прекращено в связи с отказом прокурора от указанных требований, так как данное требование ответчиком выполнено.

В судебном заседании прокурор Бочарова Е.В. заявленные требования в части обязания произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - земельный участок с сооруженным на нем кладбищем, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 31760 кв.м., поддержала и просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика по делу В.Г. Сорока пояснил, что считает заявленные исковые требования несостоятельными по той причине, что документы на регистрацию права собственности на данный земельный участок уже поданы, участок поставлен на кадастровый учет. Через месяц они уже получат свидетельство о праве собственности на данный земельный участок. Администрацией <данные изъяты> сельского поселения все необходимые действия проведены, работа по регистрации права собственности уже закончена, а иск ответчиком воспринимается как обвинение в бездействии, поэтому требования он не признает.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ответу Главы <данные изъяты> сельского поселения Сорока В.Г № 449 от 23.11.2010 года, в реестре муниципальной собственности муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» числится кладбище по адресу: <адрес>, площадью 31760 кв.м.. Право собственности на данный объект не зарегистрировано. (л.д. 4);

Согласно Акту приема-передачи №9 от 20.04.2007 года, кладбище в <данные изъяты> передано Муниципальным образованием «<данные изъяты> район» муниципальному образованию «<данные изъяты> сельское поселение» на основании Постановления Главы администрации <данные изъяты> (л.д. 5-6);

Уведомлением Управления Росреестра по <адрес> об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, не зарегистрировано. (л.д. 20);

Распиской Егорлыкского отдела Управления Росреестра по <адрес> в получении документов на государственную регистрацию подтверждаются доводы ответчика о том, что им произведены действия, необходимые для государственной регистрации земельного участка по адресу: <адрес>. Также данным документом подтверждается, что фактически регистрация права собственности еще не произведена, дата окончания срока регистрации 17.02.2011 года. (л.д. 29);

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Аналогичные положения закреплены и в ст. 2 Устава муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение».

В силу ст. 4 Федерального Закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Федерального Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со статьей 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно статье 4 Федерального Закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно п.22 ч.1 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом 20 ч. 1 ст. 14 данного ФЗ к вопросам местного значения поселения также относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные положения закреплены и Уставом муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение».

В соответствии с ч.2 ст.2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Совокупностью вышеизложенных обстоятельств, а также приведенными нормами законодательства подтверждается, что доводы прокурора о том, что отсутствие государственной регистрации на такой объект недвижимого имущества сельского поселения, как земельный участок с расположенным на нем кладбищем, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, являются обоснованными. Доводы ответчика о том, что им уже произведены действия, направленные на государственную регистрацию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 31760 кв.м, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, так как подача документов на государственную регистрацию объекта недвижимости сама по себе не означает, что регистрация уже произведена. Доводы ответчика о том, что иск им воспринимается как обвинение в бездействии являются необоснованными, так как иск прокурора не содержит требований о признании бездействия Администрации Новороговского сельского поселения незаконным; его содержание сводится лишь к обязанию произвести определенные действия.

При таких обстоятельствах требования прокурора нашли свое подтверждение в судебном заседании, обоснованы представленными и исследованными в суде доказательствами и подлежат удовлетворению в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального Закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального Закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», Федерального Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Администрация <данные изъяты> сельского поселения, являясь муниципальным образованием, в соответствии со ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 12, 56, 173, 194-199, 209 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> в срок до 01.01.2012 года произвести постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка с сооруженным на нем кладбищем, расположенного по адресу: <адрес> площадью 31760 кв.м..

Обязать Администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> в срок до 01.01.2012 года произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с сооруженным на нем кладбищем, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 31760 кв.м..

Указанные действия произвести за счет средств бюджета <данные изъяты> сельского поселения <адрес>.

Администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> от уплаты государственной пошлины освободить.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24.01.2011 года.

Судья: