решение о признании бездействия Администрации сельского поселения незаконным и об обязании принять меры по устранению нарушений Правил пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2010 года ст. Егорлыкская

Ростовская область

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Степанцовой В.В.

при секретаре Шепель О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> по неустранению нарушений Правил пожарной безопасности незаконным и обязании принять меры по устранению нарушений Правил пожарной безопасности.

УСТАНОВИЛ:

В Егорлыкский районный суд Ростовской области обратился прокурор Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> по неустранению нарушений Правил пожарной безопасности незаконным и обязании принять меры по устранению нарушений Правил пожарной безопасности.

В заявлении прокурор указал, что прокуратурой Егорлыкского района совместно с представителем отделения государственного пожарного надзора проведена проверка исполнения требований противопожарного законодательства на территории <данные изъяты> сельского поселения <адрес>. В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

-территории населенных пунктов, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, не очищаются от горючих отходов, опавших листьев, сухой травы. ППБ 01-03 п.21 (во всех населенных пунктах поселения);

-отсутствует пожарная мотопомпа ППБ 01-03 п. 31, 107;

- водонапорная башня не приспособлена для отбора воды пожарной техникой (2 из 4);

-пирс не обеспечен наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, мест расположения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов (во всех населенных пунктах поселения);

- у водоемов, а также по направлению к ним, отсутствуют указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

Непринятие администрацией сельского поселения мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности создает угрозу пожарной безопасности неопределенному кругу лиц: жителям сельского поселения, а также жителям соседних территорий. просил суд признании бездействия Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> по неустранению нарушений Правил пожарной безопасности незаконным и обязании принять меры по устранению нарушений Правил пожарной безопасности

В судебном заседании прокурор поддержал заявление и просил суд удовлетворить требования о признании бездействия Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> по неустранению нарушений Правил пожарной безопасности незаконным и обязании в срок до 01.08.2012 года принять меры по устранению нарушений Правил пожарной безопасности:

-приобрести для целей пожаротушения пожарную мотопомпу;

-на имеющемся водоисточнике, расположенном на территории <адрес> обустроить подъезд с площадкой (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время.

-у пожарного водоема, расположенного на территории <адрес>, а также по направлению к нему, установить указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), установить знак «не загромождать»;

-оборудовать башни №1, №2 и №4 приспособлением для забора воды пожарной техникой, в соответствии с требованиями п. 95 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)», утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 № 313.

Представитель ответчика глава <адрес> сельского поселения Сорока В.С. требования прокурора не признал, пояснив, что для того, чтобы сделать пирс с твердым покрытием асфальтом на водоисточнике, необходима большая сумма денежных средств, которая в бюджете не заложена и взять ее неоткуда. Пока не знают, как лучше сделать данные покрытия. Если делать твердое покрытие строительным мусором, может засыпаться речка. По поводу оборудования водонапорных башней приспособлениями для забора воды в соответствии с требованиями ППБ, он пояснил, что попытаются это сделать, но не представляет в настоящее время как их переваривать - они уже вварили вводы для шлангов в башню, оказалось неправильно. Попытаются сделать то, что предложено по результатам проверки, но как и в какие сроки он не может сказать. Приобрести мотопомпу и установить необходимые знаки проблемы для сельского поселения не составит, эти требования они выполнят.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник отделения государственного пожарного надзора по <адрес> Б.А.Н. пояснил, что в соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ территории населенных пунктов должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов. Места размещения средств пожарной безопасности должны быть обозначены знаками, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Также у водоисточников и по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Данные требования по освещению и указателям в сельском поселении не выполнены. Также при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников, к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Так, на территории расположенного по близости <адрес> сельского поселения такие площадки уже устроены к трем водоисточникам. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах на органы местного самоуправления. Так, в августе этого года в <адрес> был пожар, но забор воды на пожарном автомобиле длился 40-45 минут из-за отсутствия надлежащих условий для этого. Если бы пожар не был потушен самими жителями, все сгорело бы. К речке, имеющейся в данном сельском поселении имеется подъезд - по гребле есть асфальтированная дорога, но для разворота автомобиля ширина мала. Что касается забора воды - на берегу валялись обрезки веток и все заросло камышом, невозможно было произвести забор воды. Пирс должен быть с любым твердым покрытием - главное, чтобы автомобиль не просел. Сделать данное покрытие с помощью плит будет сложнее, так как земля будет проседать и уходить в речку, а насчет покрытия из строительного мусора, в том числе кирпича - они не возражают, такое покрытие будет соответствовать требованиям. При условии такого покрытия, с учетом того, что имеется подъезд по гребле, возможно осуществлять забор воды, так как каждый пожарный автомобиль оборудован двумя комплектами шлангов по 4 м.. Данные требования они предъявляли к сельскому поселению и ранее по результатам проведенных проверок, но требования не выполнялись. Что касается требований об оборудовании водонапорных башней приспособлениями для отбора воды, то кое-что было выполнено, но осуществлять забор воды все равно проблемно, так как идет перегиб рукава и одному человеку приходится держать шланг. Считает, что требования об устранении нарушения Правил пожарной безопасности необходимо удовлетворить, так как от этого зависит безопасность жителей <адрес> сельского поселения.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, специалиста, а также исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования, заявленные прокурором, нашли свое подтвержение, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в силу следующего:

В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 9, 10 ст. 2 Устава муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов (л.д.20-21).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с п. 95 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)», утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 № 313, водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

В соответствии с п. 27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)» территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать".

В соответствии с п. 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)», у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В соответствии с п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)» при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Согласно ответа Администрации <адрес> сельского поселения от 22.09.2010 г. № 384, на территории поселения находится один пожарный водоем (л.д.3).

Проанализировав имеющиеся в материалах дела акты проверок соблюдения сельскими поселениями требований пожарной безопасности, подготовленные Отделением Государственного пожарного надзора по <адрес> 14.09.2010 г. №634 и 02.11.2010 г. № 734, суд приходит к выводу, что имеет место бездействие органа местного самоуправления Администрации <адрес> сельского поселения по устранению имеющихся нарушений (л.д.24-25). Нарушения, обнаруженные в сентябре 2010 года, послужившие поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении <адрес> сельского поселения по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима) (л.д.26), не были впоследствии устранены, что подтверждается актом проверки о 02.11.2010 г. № 734 (л.д.24).

Доводы представителя ответчика о том, что они не знают, как именно выполнить предъявляемые требования по устранению нарушений, не являются обоснованными и не опровергают доводов прокурора о незаконности бездействия по неустранению нарушений Правил пожарной безопасности и необходимости принятия мер по устранению данных нарушений.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих органов. Кроме того, из текста данного документа следует, что по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При таких обстоятельствах, требования прокурора нашли свое подтверждение в судебном заседании, обоснованы представленными и исследованными в суде доказательствами и подлежат удовлетворению по изложенным выше правовым основаниям.

При этом в силу ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ орган местного самоуправления Администрация <адрес> сельского поселения освобождается от уплаты государственной пошлины.

При вынесении решения суд основывается на положениях Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ; Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, а также Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-199, 209 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> по не устранению нарушений Правил пожарной безопасности незаконным.

Обязать Администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> в срок до 01.08.2012 года принять меры по устранению выявленных нарушений Правил пожарной безопасности, а именно:

- приобрести для целей пожаротушения пожарную мотопомпу;

- на имеющемся водоисточнике, расположенном на территории <адрес>, обустроить подъезд с площадкой (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время;

- у пожарного водоема, расположенного на территории <адрес>, а также по направлению к нему установить показатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), установить знак «не загромождать»;

- оборудовать башни №1, №2 и №4 приспособлением для забора воды пожарной техникой, в соответствии с требованиями п. 95 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 г. №313.

Администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> освободить от уплаты государственной пошлины в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24.12.2010 года

Судья: