о признании права собственности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2011г.

ст. Егорлыкская Ростовская область

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Поповой О.М.

При секретаре Богачёвой Ю.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Н.В. к Ануфриенко Е.А. о признании права собственности на недвижимость,

Установил:

Шевченко Н.В. обратилась в суд в иском к А о признании права собственности на недвижимость, ссылаясь на то, что ей принадлежит на основании договора купли-продажи земельного участка и цельного домовладения, заключенного между ней и С.С.С. 14 ноября 1998г., домовладение с приусадебным земельным участком по адресу: <адрес>. Указанный договор купли-продажи составлен в письменной форме, подписан сторонами и заверен нотариусом. В настоящее время ею были подготовлены технический паспорт на жилой дом и кадастровый паспорт земельного участка для надлежащего оформления в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Однако в выдаче свидетельства ей было отказано по тем причинам, что договор купли-продажи ранее не был надлежащим образом зарегистрирован. Продавец С.С.С. в настоящее время умерла и произвести дальнейшее оформление сделки в настоящее время без обращения в суд, не представляется возможным. Поэтому Шевченко Н.В. просила суд признать за ней право собственности на недвижимость- земельный участок площадью 1443 кв.м. с кадастровым номером №, домовладение № с хозпостройками, расположенные по адресу <адрес> Литер А жилой дом 1945 года постройки 12 кв.м, литер а-пристройку 1945 г. постройки 7.7 кв.м., сарай литер Б - 5.6 кв.м., подвал литер п/Б- 2.9 кв.м., летнюю кухню литер В- 20.5 кв.м., уборную литер Г- 1.4 кв.м., сарай литер Д- 29.8 кв.м., №1 калитку металлическую -1.5 кв.м., №2 ворота металлические -4.8 кв.м., №3 забор металлический - 16.54 м„

Определением Егорлыкского районного суда от 20 января 2011г. была произведена замена ненадлежащего ответчика А на надлежащего ответчика наследницу С.С.С. - Ануфриенко Е.А.

Истица Шевченко Н.В. в судебном заседании уточнила исковые требования и пояснила, что 14.11.1998г. приобрела у С.С.С. по договору купли-продажи домовладение с приусадебным земельным участком по адресу: <адрес>. Указанный договор купли-продажи составлен в письменной форме, подписан сторонами и заверен нотариусом. Продавец С.С.С. получила от нее деньги. После приобретения дома она ( истица) стала в нем проживать, была прописана в доме с 2000 г. При оформлении сделки ей не объяснили надлежащим, что необходимо зарегистрировать договор в МПТИ <данные изъяты>. Только в 2010г., когда она обратилась в Учреждение юстиции ей сказали, что она не является собственником домовладения и рекомендовали обратиться в суд, поскольку зарегистрировать договор не возможно из-за отсутствия продавца С.С.С.,


умершей в 2009г. По договору купли-продажи она приобрела у С.С.С. земельный участок площадью 1443 кв.м., однако при составлении кадастрового плана земельного участка было установлено, что его фактическая площадь 1416 кв.м. За время проживания в данном домовладении она установила металлические калитку, ворота, забор. Поэтому просила суд зарегистрировать на нее переход права собственности по договору купли-продажи дома с хозпостройками и земельного участка площадью 1416 кв.м., расположенных по адресу <адрес>, и признать за ней право собственности на возведенные ею металлические ворота, калитку, забор, расположенные по адресу <адрес>

Ответчик Ануфриенко Е.А. надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не известила, в связи с чем суд руководствуется ч.4 ст. 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в ее отсутствии.

Выслушав истицу, изучив письменные доказательства, оценив все совокупности, суд приходит к следующим выводам:

Судом установлено, что 14 ноября 1998г. Шевченко Н.В. купила у С.С.С. земельный участок площадью 1443 кв.м. и жилой дом саманный, полезной площадью 20.5 кв.м. и жилой площадью -10.5. кв.м., сарай саманный, кухню саманную, уборную деревянную, ограждение разное, расположенные по адресу <адрес> за 9000 рублей. Расчет между сторонами произведен полностью до подписания данного договора. Договор купли-продажи земельного участка и целого домовладения был удостоверен нотариусом <адрес> <данные изъяты> (л.д.5). Договор подлежал регистрации в МПТИ ст. <адрес>. Однако стороны договора не произвели данную регистрацию ни в МПТИ, ни с 23.07.199г. в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество (л.д. 5,9, 72, 73).

ДД.ММ.ГГГГ. продавец С.С.С. умерла, (л.д. 42,51).

В соответствии с ч. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу п.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно ст. 16 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя..

Судом установлено, что истица не может оформить переход права собственности договор купли-продажи от 14.11. 1998г. в виду смерти продавца С.С.С. (л.д.4).

Как видно из материалов наследственного дела на умершую С.С.С..(л.д.42-60) с заявлением о принятии его наследства обратилась дочь Ануфриенко Е.А., которой было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на недополученную пенсию (л.д.58).

В этой связи суд руководствовался разъяснениями, данными в пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», где указывается, что на основании ст. 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности ( ст. 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.

Согласно п.1 ст. 551 ГК РФ переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственное регистрации.

Суд, анализируя сделку купли-продажи земельного участка и домовладения 14.10.1998г. (л.д.5), считает, что данная сделка совершена в надлежащей форме, поскольку в соответствии со ст. 160 ГК РФ определяют основания совершения письменной сделки - составление документа, выражающего ее содержание, и подписание лицом или лицами, совершающими сделку, что соответствует сделки между сторонами по данному делу.

Однако суд установил, что по договору купли-продажи от 14.10.1998г. С.С.С. продала Шевченко Н.В. земельный участок площадью 1443 кв.м., ее права на данный земельный участок подтверждались свидетельством на право собственности на землю, выданного 19.09.1992г. Администрацией <данные изъяты>.(л.д.5) Вместе с тем согласно кадастрового паспорта земельного участка по адресу <адрес> площадь земельного участка составляет 1416 кв.м. (л.д.21). То есть суд считает, что продавцу С.С.С. фактически принадлежал на праве собственности земельный участок площадью 1416 кв.м.

Поскольку наследником продавца С.С.С. является ее дочь - Ануфриенко Е.А., то суд считает, что у истицы Шевченко Н.В. имеются все основания заявлять требования о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи от 14.10.1998г. на земельный участок площадью 1416 кв.м. с кадастровым номером №, жилой дом 1945 года постройки Литер АА1а общей площадью 25.2 кв.м., жилой площадью 10.8 кв.м., сарай литер Б - 5.6 кв.м., подвал литер п/Б- 2.9 кв.м., летнюю кухню литер В- 20.5 кв.м., уборную литер Г- 1.4 кв.м., сарай литер Д- 29.8 кв.м.

Судом также установлено, что истица Шевченко Н.В. за время проживания по адресу <адрес> заменила старое ограждение перед домовладением, установив новые металлические калитку, ворота, забор длинной 16.54 м., что подтверждается техническим паспортом на домовладение (л.д.7-20).

Согласно п.1 ч.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

С учетом изложенного, суд считает, что требования истицы, касающиеся признания за ней права собственности на калитку, забор и ворота, расположенные по адресу <адрес> также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Шевченко Н.В. удовлетворить.

Зарегистрировать переход права собственности на Шевченко Н.В. по договору купли-продажи от 14.10.1998г, заключенного с С.С.С. на земельный участок площадью 1416 кв.м. с кадастровым номером №, жилой дом 1945 года постройки Литер АА1а общей площадью 25.2 кв.м., жилой площадью 10.8 кв.м., сарай литер Б - 5.6 кв.м., подвал литер п/Б- 2.9 кв.м., летнюю кухню литер В- 20.5 кв.м., уборную литер Г- 1.4 кв.м., сарай литер Д- 29.8 кв.м., расположенные по адресу <адрес>.

Признать за Шевченко Н.В. право собственности на №1 калитку металлическую -1.5 кв.м., №2 ворота металлические -4.8 кв.м., №3 забор металлический -16.54 м., расположенные по адресу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский райсуд в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 21.02.2011г.

Судья