о признании нормативно правового акта противоречащим закону



РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

7 июня 2011 года.

Станица Егорлыкская Ростовской области.

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи            Попова С.А.,

с участием:

прокурора                                               Смирнова А.В.,

представителей Администрации Егорлыкского района Шпигорь В.С. и Новиковой Н.А.,

при секретаре                                         Фефеловой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Егорлыкского района о признании постановления Администрации Егорлыкского района от 15 февраля 2011 года №175 «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Егорлыкском районе» противоречащим Закону, заинтересованное лицо: Администрация Егорлыкского района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Егорлыкского района Ростовской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону нормативного правового акта - постановления Администрации Егорлыкского района от 15.02.2011 г. № 175 «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Егорлыкском районе», которым создано постоянно действующее координационное совещание по обеспечению правопорядка в Егорлыкском районе, утвержден его состав и положение о нем, по тем основаниям, что постановление является незаконным, содержит коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а именно: нормативно-правовой акт принят за пределами компетенции органа местного самоуправления, в нарушение Указа Президента РФ от 11.12.2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», Федерального закона № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Орган местного самоуправления принятым постановлением создал постоянно действующее координационное совещание, хотя такими полномочиями наделены только высшие должностные лица субъектов Российской Федерации. Администрацией Егорлыкского района в тексте постановления указано на вступление его в законную силу с момента подписания, хотя данное постановление, является нормативно-правовым актом, так как затрагивает права и законные интересы неопределённого круга лиц на территории Егорлыкского района, и должно быть опубликовано, чего сделано не было. По этим основаниям прокурор просил признать постановление администрации Егорлыкского района от 15.02.2011 г. № 175 «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Егорлыкском районе» противоречащим закону.

В заседании суда прокурор Смирнов А.В. заявление поддержал.

Представители Администрации Егорлыкского района Шпигорь В.С. и Новикова Н.А. считали, что оснований для удовлетворения заявления прокурора не имеется, поскольку данное постановление не является нормативно-правовым актом, так как не обладает его признаками, не носит обязательного характера для неопределенного круга лиц, в связи с чем он Администрацией и не публиковался. Создание такового совещания было рекомендовано п. 3 Постановления Администрации Ростовской области от 03.02.2011г. № 35, которое принято во исполнение Указа Президента РФ №1535 от 11.12.2010г. Созданное принятым Администрацией Егорлыкского района постановлением координационное совещание является совещательным органом. Создание такого совещания не противоречит закону, так как согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы профилактики экстремизма и терроризма, а также организация охраны общественного порядка муниципальной милицией отнесено к вопросам местного значения муниципального района.     

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Указом Президента Российской Федерации от 11.12.2010 года № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» установлена обязательность создания в субъектах Российской Федерации координационных совещаний и определены задачи их деятельности. В пределах установленных задач в субъекте Российской Федерации высшее должностное лицо устанавливает конкретные формы деятельности координационного совещания путем определения его состава и порядка деятельности.

В целях реализации Указа Президента РФ Администрацией Ростовской области принято постановление № 35 от 03.02.2011 года «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области» (л.д. 71), которым предусмотрено создание действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области, утвержден его состав и Положение о постоянно действующем координационном совещании по обеспечению правопорядка в Ростовской области (пункты 1-2). Пунктом 3 постановления органам местного самоуправления рекомендовано создать аналогичные координирующие органы.

Постановлением администрации Егорлыкского района Ростовской области от 15.02.2011 г. № 175 «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Егорлыкском районе» создано постоянно действующее координационное совещание по обеспечению правопорядка в Егорлыкском районе, утвержден его состав и положение о нем.

В данном случае создание органом местного самоуправления координационного совещания в соответствии с рекомендацией Главы Администрации Ростовской области не является нарушением ни Указа Президента РФ, ни Федеральных законов.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (п. 6.1 ч. 1), организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией (п. 8 ч.1).

По смыслу данных правовых норм участие органов местного самоуправления муниципального района в профилактике терроризма и экстремизма является одним из направлений обеспечения правопорядка и обязанностью этих органов, так как это положение прямо предусмотрено ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Конкретные формы координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере обеспечения правопорядка вышеназванными правовыми актами не определены, следовательно, координация может реализовываться в различных формах, не запрещенных законом. Вместе с тем, в действующем федеральном и региональном (Ростовской области) законодательством отсутствует запрет на использование органами местного самоуправления муниципальных районов в работе по профилактике терроризма и экстремизма таких форм, как создание координационных совещаний по обеспечению правопорядка на территории соответствующего муниципального района.

Поэтому доводы прокурора о незаконности постановления по мотиву наличия в нем коррупциогенных фактов (как принятое органом по вопросам, не входящим в его компетенцию) не верны, так как при принятии оспариваемого постановления Администрация Егорлыкского района действовала в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

С доводами прокурора о незаконности оспариваемого постановления по тем основаниям, что Указом Президента РФ № 1535 от 11.12.2010г. не предусмотрено создание координационных совещаний в муниципальных районах, суд не может согласиться, так как Указ Президента принят в рамках реализации полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения правопорядка в общем в РФ и в субъектах РФ, и не содержит каких-либо запретов на принятие мер по обеспечению правопорядка в нижней вертикали власти, то есть на местах - в муниципальных районах.

Более того, из пункта 3 постановления Главы Администрации Ростовской области №35 от 03.02.2011г. не следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию совещаний на уровне муниципальных районов. Принятие Администрацией Егорлыкского района постановления от 15.02.2011 г. №175 не предполагает наделение органов местного самоуправления Егорлыкского района несвойственными полномочиями.

Более того, из содержания оспариваемого постановления не следует, что данным постановлением нарушены права и свободы граждан либо возложены на органы местного самоуправления не предусмотренных федеральным законодательством функции правоохранительного характера.

Не может суд согласиться и с доводами прокурора о том, что оспариваемое постановление не опубликовано в средствах массовой информации, в связи с чем является не законным в силу следующего.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются:

издание его в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом,

наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

При отсутствии хотя одного из указанных условий акт органа местного самоуправления не может считаться нормативно-правовым.

Вместе с тем, как следует из п. 1.1 Положения, утвержденного оспариваемым постановлением, постоянно-действующее координационное совещание, положение о котором и структура которого утверждены вышеназванным оспариваемым постановлением, является совещательным органом.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы; гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением, о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Как следует из ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №48 от 29.11.2007г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом. В случае если нормативный правовой акт не зарегистрирован, не опубликован в установленном порядке, рассмотрение дела об оспаривании такого акта может осуществляться по правилам гл. 25 ГПК - в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Из материалов дела, объяснений представителей Администрации Егорлыкского района следует, что оспариваемое постановление опубликовано в средствах массовой информации не было.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление не может быть оспорено в порядке ст. 251 ГПК РФ.

Кроме того, суд считает, что оспариваемое постановление признаками нормативного правового акта не обладает, поскольку не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на изменение или прекращение существующих правоотношений, и не опубликован в официальных средствах массовой информации.

При таких обстоятельствах заявление прокурора Егорлыкского района удовлетворению не подлежит по изложенным выше правовым основаниям.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209, 251 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Егорлыкского района о признании постановления Администрации Егорлыкского района от 15 февраля 2011 года №175 «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Егорлыкском районе» противоречащим Закону оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 10.06.2011г.

Судья