решение об оставлении иска о признании нендвижимого имущества бесхозяйным и обязании принятия его на баланс без удовлетворения



РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

5 октября 2011 года.

Станица Егорлыкская Ростовской области.

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи            Попова С.А.,

с участием:

прокурора                                               Кобзарь А.Ю.,

<данные изъяты> администрации Войновского сельского поселения Кучерова Н.И.,

<данные изъяты> администрации Балко-Грузского сельского поселения Гончарова И.С.,

<данные изъяты> администрации Кавалерского сельского поселения Огиенко Ю.П.,

<данные изъяты> администрации Объединенного сельского поселения Липчанского Ю.А.,

при секретаре                                         Фефеловой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций <адрес> о признании бесхозяйным имуществом скотомогильника, <адрес>, скотомогильника, находящегося <адрес>, скотомогильника, <адрес>, скотомогильника, <адрес>, скотомогильника, <адрес>, и обязании принять на баланс данные скотомогильники, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, Управление ветеринарии администрации <адрес>, администрация Войновского сельского поселения, администрация Балко-Грузского сельского поселения, администрация Кавалерского сельского поселения, администрация Объединенного сельского поселения, администрация Роговского сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

В Егорлыкский райсуд обратился Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с исками к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций <адрес> (далее по тексту Минимущество) о признании бесхозяйным имуществом скотомогильника, <адрес>, скотомогильника, находящегося <адрес>, скотомогильника, <адрес>, скотомогильника, <адрес>, скотомогильника, <адрес>, и обязании принять на баланс данные скотомогильники, ссылаясь на то, что данные скотомогильники являются бесхозяйным имуществом, так как предприятия, ответственные за их содержание (ПСК «<данные изъяты>», ПСК «<данные изъяты>», ПСК «<данные изъяты>», ПСК <данные изъяты>, ПСК <данные изъяты>), ликвидированы без сохранения правопреемства. Согласно п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил ответственность за санитарное состояние и оборудование скотомогильника возлагается на руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Учитывая то, что организации, в ведении которых находились данные объекты, ликвидированы, данные объекты приобрели статус бесхозяйного имущества. Данное имущество не может быть оформлено в порядке ст. 225 ГК РФ в муниципальную собственность, поскольку в силу ч. 2 ст. 26.11 ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» скотомогильники могут находиться лишь в собственность субъекта РФ. Поэтому прокурор просил признать скотомогильники бесхозяйными и обязать ответчика принять их на свой баланс.

В заседании суда старший помощник прокурора Егорлыкского района Кобзарь А.Ю. исковые требования поддержала.

Минимущество в заседание суда не прибыло, хотя о слушании дела было извещено, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие. В поданных возражениях Минимущество просило прокурору в иске отказать.

<данные изъяты> Администраций Войновского сельского поселения Кучеров Н.И., Балко-Грузского сельского поселения Гончаров И.С., Кавалерского сельского поселения Огиенко Ю.П., Объединенного сельского поселения Липчанский Ю.А. полагали иски не обоснованными и просили в их удовлетворении отказать, пояснив, что обозначенные в иске прокурора строения никогда скотомогильниками не являлись. В связи с введенным в 2006г. в <адрес> карантином из-за африканской чумы главветврач района проехал по поселениям, и сообщил, что необходимо определить места для захоронения трупов животных при их падеже, так как это требует вышестоящее руководство. Поэтому с сотрудниками сельских администрацией нашли на территориях ликвидированных предприятий бетонные и кирпичные ямы, которые использовались как пожарные водоемы, которые назвали скотомогильниками:

пожарный водоем ликвидированного ПСК <данные изъяты>», который находится <адрес>,

яму для хранения жидких удобрений агрохимкоплекса ликвидированного ПСК <данные изъяты>, которая находится <адрес>

пожарный водоем с люком ликвидированного ПСК <данные изъяты>, который находится <адрес>

пожарный водоем с люком ликвидированного ПСК <данные изъяты>», который находится <адрес>

Данные места фактически скотомогильниками не являются, нигде в качестве объектов недвижимости не зарегистрированы, земля для их устройства не выделялась, так как они находятся на территории земельных участков, которые собственностью сельских администрацией не являются, и государственная собственность на которые не разграничена. Они находятся у населенных пунктов, что запрещено. В действительности целесообразно использовать эти емкости по назначению, очистив их от мусора с вывозом имеющихся отходов на завод переработки биологических отходов <данные изъяты>.     

Управление ветеринарии Администрации <адрес>, а также Администрация Роговского сельского поселения в заседание суда не прибыли, хотя о слушании дела были извещены, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.

Выслушав прокурора, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 5-6 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2-3 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 281-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

В силу п. 1.6, 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 13-7-2/469 (далее по тексту Правила), скотомогильником является место, отведенное для захоронения биологических отходов, состоящее из одной или нескольких биотермических ям. Скотомогильник представляет собой комплекс сооружений - объектов недвижимого имущества, которые построены и введены в эксплуатацию в соответствии с требованиями указанных Правил.

Так согласно п. 5.7-5.9 Правил, скотомогильник является объектом недвижимого имущества, который представляет собой комплекс сооружений, предназначенных для вскрытия трупов падших животных и их утилизации. В состав комплекса сооружений входит яма размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м, стены которой выложены из красного кирпича и оштукатурены, с монтажом отмостки, с залитым бетоном дном. Яма должна закрываться крышкой, из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки.

Из совокупности вышеизложенного следует, что биотермические ямы для трупов животных являются вспомогательными сооружениями скотомогильников, которые представляют собой комплекс сооружений (объектов недвижимости). По смыслу указанных правовых норм в совокупности с положениями 1.3-1.5 Правил следует, что владельцы падших животных либо коммунальные службы доставляют биологические отходы животных ветеринару (данная службы входит в структуру органов субъекта РФ) который определяет способ утилизации либо уничтожения биологических отходов. Именно для этой службы необходимо в комплексе скотомогильника наличие помещений для вскрытия животных, а также для хранения дезсредств и препаратов. Наличие одного подсобного сооружения в виде ямы нельзя считать скотомогильником согласно Правилам.

Согласно материалам дела: справкам сельских администраций, ответам и санитарным карточкам ГУРО <адрес> СББЖ (т. 1 л.д. 7-8, 19, 34-35, 50-51, 77-79, 94, 123-125, 141, 180-182, 197, 225-227) на территории <адрес> имеются места (битермические ямы), которые с одного и того же года - ДД.ММ.ГГГГ. местные жители используют для свалки трупов животных. Сибиреязвенные захоронения, а также захоронения животных, падших от болезней, вызванных спорообразующими организмами (п. 1.9 Правил), в них не производились, а именно: яма <адрес>, яма <адрес>, яма <адрес>, яма <адрес>, яма <адрес>

Данные ямы органами БТИ не проинвентаризированы, в установленном Законом порядке данные объекты объектами недвижимого имущества не признаны, никаких документов о том, что они вообще являются объектами недвижимого имущества не имеется и прокурором суду не представлено, хотя бремя представления доказательств возлагается на него. Более того, сведений о данных ямах, как об объектах недвижимости, в регистрирующих органах нет, на учете в органах БТИ в качестве недвижимого имущества данные объекты не состоят, в ЕГРП, а также в реестрах муниципальной (сельских поселений и <адрес>), региональной (<адрес>) либо федеральной собственности данные объекты не значатся (т. 1 л.д. 25-26, 30-32, 69-70, 74-76, 95, 113-114, 118-121, 140, 160-161, 178-179, 198, 216-217, 221-224, т. 2 л.д. 42). Земельные участки, на которых находятся данные ямы, не являются муниципальной собственностью сельских поселений, на территории которых они находятся, и право собственности на эти участки ни за кем не зарегистрировано (т. 2 л.д. 7-9, 15-16, 18-20, 43, 45-46, 48). Не представлено прокурором никаких достоверных и допустимых доказательств, что земельные участки, на которых обустроены биотермические ямы, являются собственностью <адрес>.

Согласно п. 5.4 Правил размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) должен составлять 1000 метров. Две биотермические мы, указанные прокурором в иске, как скотомогильники: <адрес> данным критериям месторасположения не соответствуют, что опасно для жителей указанных населенных пунктов, в связи с чем их эксплуатация вообще не допустима.      

Прокурор подал иск о признании вышеназванных биотермических ям бесхозяйными, ссылаясь на отсутствие собственников данного имущества. Свои требования он основывает на положениях ст. 225 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Учитывая вышеизложенные положения Закона о возможности нахождения биотермических ям в собственности лишь субъекта РФ, то в силу ст. 225 ГК РФ порядок обращения в муниципальную собственность недвижимого имущества применим и к тому бесхозяйному недвижимому имуществу, которое может находиться в собственности субъекта РФ.

С учетом того, что Закон ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 281-ФЗ, который внес изменения в ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», закрепив в нем положения о нахождении скотомогильников только в собственности субъектов РФ, обратной силы не имеет и распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в законную силу, то предъявление иска в суд и обязании принять биотермические ямы на баланс, есть не что иное, как понуждение субъекта РФ принять имущество «напрямую», без составления надлежащих документов, проверки имущества соответствующим органами на соответствие его техническим и иным требованиям, а также без соблюдения процедуры (постановки на учет в качестве бесхозяйного и ожидания 1 года, в течение которого лица могут заявить права на объект недвижимости), предшествующей решению вопроса о праве собственности, что недопустимо.

Кроме того, как усматривается из материалов дела, ответчик по делу никогда собственником вышеназванных биотермических ям не являлся, прав РФ и неопределенного круга лиц, в интересах которых подал иск прокурор, на данные биотермические ямы не оспаривал, в связи с чем никакого гражданско-правового спора у ответчика с лицами, в интересах которых подан иск, не имеется, что является дополнительным и самостоятельным основанием к отказу в иске, поскольку по смыслу ч. 1 ст. 225, ч. 1 ст. 209 ГК РФ иск о признании имущества бесхозяйным может быть предъявлен лишь к собственнику имущества, от которого он отказался.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в связи с чем в иске следует отказать.

Кроме того, не могут быть и удовлетворены требования прокурора об обязании Минимущество принять вышеуказанные ямы <данные изъяты> на баланс в силу следующего.

По смыслу ч. 1, 2 ст. 1, п. «а» ч. 2 ст. 13 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета является имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Бухгалтерский баланс являлся составной частью бухгалтерской отчетности. На балансе подлежат учету объекты, находящиеся в собственности организации. Прокурором требования об обязании Минимущество принять ямы <данные изъяты> в собственность не заявлены, в связи с чем обязание Минимущество принять указанное имущество на баланс без решения вопроса о праве собственности на него есть не что иное, как возложение на Минимущество обязанности исказить данные бухгалтерской отчетности, что недопустимо. Более того, согласно ст. 12 ГК РФ, ни какими-либо иными Законами РФ не предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как обязание принять имущество на баланс. В данном случае прокурором избран способ защиты прав, который действующим законодательством не предусмотрен, что недопустимо и является также самостоятельным основанием к отказу в иске.

С учетом изложенного требования прокурора подлежат отклонению в силу вышеизложенного.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций <адрес> о признании бесхозяйным имуществом скотомогильника, <адрес> скотомогильника, <адрес>, скотомогильника, находящегося <адрес>, скотомогильника, находящегося <адрес>, скотомогильника, находящегося <адрес>, и обязании принять на баланс данные скотомогильники оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 10.10.2011г.

Судья ПОДПИСЬ КОПИЯ ВЕРНА

СУДЬЯ:                         Попов С.А.            СЕКРЕТАРЬ:                     Левина И.М.