о признании бездействия администрации муниципального образования `Шаумяновское сельское поселение` незаконным и обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2012г.

ст. Егорлыкская Ростовская область

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Поповой О.М.

При секретаре Трегубовой И.В.

С участием прокурора Бочаровой Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования « Шаумяновское сельское поселение» о признании бездействия выразившегося в не приобретении пожарной мотопомпы незаконным и об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

В Егорлыкский районный суд Ростовской области обратился прокурор Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования «Шаумяновское сельское поселение» Егорлыкского района Ростовской области о признании бездействия, выразившегося в не приобретении пожарных мотопомп, незаконным, и обязании в срок до 30.04.2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В исковом заявлении прокурор указал, что прокуратурой Егорлыкского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, лесах и других территориях Егорлыкского района. В результате проверки установлено, что, в нарушение ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, в населенных пунктах, расположенных на территории Шаумяновского сельского поселения, отсутствуют пожарные мотопомпы, предназначенные для целей пожаротушения. Невыполнение всех предусмотренных мер по противопожарной безопасности на территории Шаумяновского сельского поселения, ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих в них граждан. Согласно п. 10 ст. 2 Устава муниципального образования «Шаумяновское сельское поселение» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Егорлыкского сельского поселения. Таким образом, бездействие администрации муниципального образования «Шаумяновское сельское поселение» Егорлыкского района, выразившееся в не приобретении пожарной мотопомпы, нарушает основные права местных жителей на пожарную безопасность, и затрагивает право неопределенного круга лиц на получение необходимой защиты от пожара, защиту их жизни и здоровья, а также личного имущества от пожара. Просит суд признать бездействие администрации муниципального образования «Шаумяновскоесельское поселение» Егорлыкского района Ростовской области, выразившееся в не приобретении пожарных мотопомп, незаконным, а также обязать администрацию муниципального образования «Шаумяновскоесельское поселение» Егорлыкского района Ростовской области в срок до 30.04.2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно приобрести и установить на случай пожара прицепную пожарную мотопомпу в х. Шаумяновском.

В последствии 06.04.2012 года от прокурора Егорлыкского района поступило уточнение исковых требований, в которых он просил обязать администрацию муниципального образования «Шаумяновское сельское поселение» Егорлыкского района Ростовской области в срок до 01.09.2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно приобрести и установить прицепную пожарную мотопомпу на случай пожара в х. Шаумяновском.

В судебном заседании прокурор Бочарова Е.В. поддержала заявленные исковые требования и просил суд их удовлетворить, пояснив, что бездействие Администрации Шаумяновского сельского поселения выражается в не приобретении мотопомп в х. Шаумяновский. Скоро начнется пожароопасный период. Именно на органы местного самоуправления возложены данные полномочия и именно муниципальное образование должно выделить на это денежные средства. А техника, которая находится в собственности индивидуальных предпринимателей, в первую очередь будет задействована в частных интересах при возгорании целого села. Поэтому просила суд признать бездействие, выразившееся в не приобретении пожарных мотопомп, незаконным; в части обязания приобретения и установления прицепной пожарной мотопомпы в х. Шаумяновский просила суд обязать произвести указанные действия в срок до 01.09.2012 года.

Представитель ответчика глава муниципального образования «Шаумяновское сельское поселение» Аванесян С.Л. исковые требования прокурора не признал, пояснив, что администрацией проводиться большая работа по принятию мер пожарной безопасности. В наличии имеется переносная мотопомпа, которая установлена на бочку с водой. Помпа с бочкой соединена пожарными шлангами, присоединены пожарные рукава. Для транспортировки бочки с противопожарной мотопомпой был приобретен и закреплен трактор МТЗ-80. Данная помпа работает, дает напор воды 20 метров. Но специалист сказал, что она не соответствует ГОСТу. Считает, что указанная бочка с помпой позволит обеспечить пожарную безопасность на территории всего х. Шаумяновский. Он поручал специалистам найти информацию о том, где и по какой цене возможно приобрести прицепную мотопомпу, однако такая информация отсутствует.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, допросив специалиста, а также исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования, заявленные прокурором, нашли свое подтверждение, являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению в силу следующего:

В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 9, 10 ст. 2 Устава муниципального образования «Шаумяновское сельское поселение» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится оснащение территорий общего пользования средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

В соответствии с п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 № 313, сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Как следует из письма Администрации Шаумяновского сельского поселения от 13.04.2012г. №35 на территории Шаумяновского сельского поселения расположено 440 домовладений.

Согласно сведениям, предоставленным Отделением надзорной деятельности по Егорлыкскому району ГУ МЧС России по РО в адрес прокуратуры Егорлыкского района (л.д. 5-7), на территории Шаумяновского сельского поселения находятся х. Шаумяновский, имеющий в своем составе 400 усадеб, в котором, согласно ППБ 01-03, должна иметься в наличии одна прицепная пожарная мотопомпа (л.д.5-7).

Судом установлено, что в Администрацией Шаумяновского сельского поселения приобретена переносная мотопомпа SERH-50 В, установленная на бочку с водой (л.д.21-23). Прицепная мотопомпа в х. Шаумяновском отсутствует. Отсутствие мотопомпы в данном хуторе также подтверждается справкой помощника прокурора по результатам проведенной проверки (л.д. 8), показаниями представителями ответчика.

Доводы представителя ответчика о том, что населенный пункт Шаумяновского сельского поселения имеет переносную пожарную мотопомпу, которая по своим характеристикам практически не уступает прицепной пожарной мотопомпе, суд считает не состоятельными в силу следующего:

В письме Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Егорлыкскому району от 18 апреля 2012г. № 210 указано, что имеющийся в Шаумяновском сельском поселении агрегат может использоваться как для водозабора и её подачи к месту пожара и тушения его, но по своим техническим характеристикам: по временному периоду забора воды, глубины всасывания, объема подачи, давления подачи огнетушащих веществ не заменит прицепную пожарную мотопомпу требуемую для х. Шаумяновский.

Согласно ГОСТ Р 53332-2009, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 10.03.2009г. №304-р мотопомпа пожарная - это насосный агрегат с двигателем внутреннего сгорания, укомплектованный пожарно-техническим оборудованием, которая должна иметь следующие технические параметры: номинальный напор-100м, подача воды-600 л/с.

Как следует из инструкции по эксплуатации мотопомпа SERH-50 В имеет следующие технические характеристики : максимальная высота подачи- 57м, 440 л/мин.

Допрошенный судом специалист Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Егорлыкскому району- Моисеенко А.В. пояснил, что прицепная мотопомпа должна соответствовать утвержденному ГОСТу. Имеющаяся в наличии в Шаумяновском сельском поселении мотопомпа не сможет заменить прицепную мотопомпу.

Прокурор просил суд обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности в срок до 1.09.2012г. Однако суд считает, что данный срок, который с момента рассмотрения дела 19.04.2012г. до 1.09.2012г. ( 4 мес) является незначительным.

Согласно ст. 10 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности", ч.3 ст. 9 Областного Закона Ростовской области « О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Местный бюджет МО « Шаумяновское сельское поселение» на текущий год утвержден, средства для приобретения прицепной мотопомпы могут быть заложены в бюджете на следующий год.

При таких обстоятельствах, требования прокурора нашли свое подтверждение в судебном заседании, обоснованы представленными и исследованными в суде доказательствами и подлежат частичному удовлетворению в соответствии со ст.ст. 3, 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом в силу ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ орган местного самоуправления Администрация муниципального образования «Шаумяновское сельское поселение» освобождается от уплаты государственной пошлины.

      Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования                        «Шаумяновское сельское поселение» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить частично.

Обязать Администрация муниципального образования «Шаумяновское сельское поселение» приобрести и установить прицепную пожарную мотопомпу на случай пожара в х. Шаумяновский в срок до 01.04.2013г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский райсуд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Решение изготовлено в окончательной форме 24.04.2012 года.

Судья: