о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2011г.

ст. Егорлыкская Ростовская область

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Поповой О.М.

При секретаре Новиковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Егорлыкского сельского поселения Ростовской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь- гидротехническое сооружение №, заинтересованные лица: Администрация Егорлыкского района Ростовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области, Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий и организаций Ростовской области,

Установил:

Администрация Егорлыкского сельского поселения Ростовской области обратилась в суд с заявлением признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь- гидротехническое сооружение № ( далее по тексту ГТС №), расположенное в <адрес>, с кадастровым номером №, ссылаясь на то, что 3 июня 2009г. по заявлению Администрации Егорлыкского сельского поселения ГТС № была принята на учет <данные изъяты> отделом <данные изъяты> Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> как бесхозяйный объект. Учитывая, что собственник имущества неизвестен, а также то обстоятельство, что со дня постановки на учет бесхозяйного объекта прошло более 1 года, в целях определения правового режима объекта недвижимого имущества и собственника, Администрация Егорлыкского сельского поселения и обратилась в суд с данным заявлением.

Представитель Администрации Егорлыкского сельского поселения Приходько А.Г., действующий на основании доверенности от 1.10.2010г., в судебном заседании требование о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь- ГТС № поддержал в полном объеме, сославшись на обстоятельства, указанные в заявлении. Также пояснил, что ни водоем, на котором расположена ГТС №, ни земельный участок под водоемом не являются собственностью муниципального образования.

Представитель заинтересованного лица- Администрации Егорлыкского района Ростовской области Тризна В.В., действующий на основании доверенности от 25.03.2010г., просил суд удовлетворить заявление, указывая на то, что на Администрации Егорлыкского сельского поселения согласно Устава лежит обязанность проводить мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Администрация Егорлыкского сельского поселения не сможет вкладывать деньги в поддержание данной ГТС в надлежащем состоянии, так как не является ее собственником.

Представитель заинтересованного лица- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте его проведения. В своем отзыве на заявление указал, что если в судебном заседании будет установлено, что водный объект является федеральной собственностью, то основания для признания права муниципальной собственности будут отсутствовать. В этом случае ГТС будет являться федеральной собственностью. Также просил суд рассматривать дело без участия своего представителя (л.д.61-62).

Представитель заинтересованного лица- Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте его проведения, с заявлениями о рассмотрении дела без его участия к суду не обращался.

В силу ч.3 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без участия не явившихся заинтересованных лиц.

Выслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, изучив письменные доказательства, оценив все в совокупности, суд приходит к следующим выводам:

Судом установлено, что ГТС №, расположенное в <адрес>, с кадастровым номером №, было принято на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости <данные изъяты> отделом <данные изъяты> Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> 3 июня 2009г.(л.д.10,28-29).

ГТС № в реестре федерального имущества в Ростовской области, а также реестрах собственности Ростовской области и муниципальной собственности Егорлыкский район Ростовской области не значиться ( л.д.11-14, 26, 51, 63).

Согласно технического и кадастрового паспорта на ГТС № следует, что данный объект недвижимости- гидротехническое сооружение, расположенное примерно в 4 км. к юго-западу от ст. Егорлыкской, введено в эксплуатацию в 1956 г., протяженностью 192 м, состоит из земляной насыпи, водосбросного сооружения и водопроводящей части, является плотиной (л.д.4-9).

Как следует из ответа Главы Администрации Егорлыкского сельского поселения от 10.12.2010г. №1380 земельный участок, на котором расположена ГТС № не является собственностью Егорлыкского сельского поселения в реестре муниципальной собственности не числиться, данный земельный участок относиться к землям государственной собственности. Пруд, на котором расположена ГТС № не является собственностью Егорлыкского сельского поселения в реестре муниципальной собственности не числится. (л.д.47).

Согласно ответа <данные изъяты> бассейнового водного управления от 29.12.2010г. (л.д.64) 3 пруда в границах ( участок <адрес>) в границах <адрес> и 2 пруда на <адрес>, находятся в федеральной собственности как водоемы и как водные объекты, расположенные на водостоках, находящиеся в федеральной собственности.

В соответствии с частью 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч.3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу статьи 3 ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений» собственником гидротехнического сооружения может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.

Анализ данных статей позволяет сделать вывод, что право муниципальной собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение может возникнуть в случаях, если 1) у него нет собственника, 2) собственник неизвестен, 3) собственник отказался от своего права.

В соответствии со ст. 3 ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническим сооружением понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушения берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения ( дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В силу пункта 11 ст. 1 Водного кодекса РФ гидротехническое сооружение рассматривается как сооружение, предназначенное для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов, и образующее в совокупности с водным объектом единую водохозяйственную систему.

В соответствии пунктом 11 ст. 3 Водного кодекса РФ одним из основных принципов водного законодательства является регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.

На основании п. 2 части 2 ст. 39 Водного кодекса РФ содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения обязаны собственники водных объектов либо водопользователи при использовании водных объектов.

Согласно пункта 3 Постановления Правительства РФ « Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнических сооружений» от 27.02.1999г. №237 собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны осуществлять гидротехнические, производственно-технические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов и других природных объектов.

Анализ вышеуказанных положений Водного кодекса РФ, ст. 3 ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений», п.3 Постановления Правительства РФ от 27.02.1999г. №237 позволяет сделать вывод о хозяйственной взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, расположенных на них, и как следствие о необходимости признания права собственности на гидротехническое сооружение за субъектом, обладающим правом собственности на водный объект.

В противном случае возникает коллизия прав и обязанностей собственника водного объекта и собственника гидротехнического сооружения, возведенного на нем.

Кроме того, согласно положениям ч.2 ст.22.1 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые во взаимосвязи с положениями ч.3 ст. 13 Водного кодекса РФ требуют предъявления для регистрации прав на гидротехническое сооружение соответствующих правоустанавливающих документов на водный объект, на котором расположено это гидротехническое сооружение.

Поскольку в судебном заседании было установлено, что <адрес> и пруд, образованный в результате возведения на реке ГТС, находятся в собственности Российской Федерации ( то есть собственник ГТС известен), заявитель не обладает какими-либо правами по отношению к указанным водным объектам, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Администрации Егорлыкского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости- ГТС №.

Доводы представителя заинтересованного лица Администрации Егорлыкского района о том, что Администрация Егорлыкского сельского поселения сможет проводить мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с ГТС, и следить за ее состоянием ( ремонтировать) только будучи ее собственником, суд считает не состоятельными, так как согласно п. 9 ст. 30 Устава МО « Егорлыкское сельское поселение» на администрации сельского поселения лежит обязанность участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Егорлыкского сельского поселения. Однако Устав не связывает данную обязанность администрации с правом собственности на объекты, с деятельностью которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Кроме того, суд отмечает, что имеется практика рассмотрения арбитражными судами РФ исков к Минсельхозу РФ, который не принимал по надлежащих мер по эксплуатации и финансированию ремонта гидротехнических сооружений, как это вменялось ему Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008г №450 « О министерстве сельского хозяйства РФ».

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209, 293 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Администрации Егорлыкского сельского поселения Ростовской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь- гидротехническое сооружение №, заинтересованные лица: Администрация Егорлыкского района Ростовской области, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области, Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий и организаций Ростовской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21.01.2011 г.

Судья