РЕШЕНИЕ. 2 августа 2012 года Ст. Егорлыкская Ростовская область Судья Егорлыкского районного суда Ростовской области Попов С.А., с участием главного врача МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района Лапченко М.В., рассмотрев жалобу МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района Ростовской области на постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении МБУЗ «ЦРБ» <данные изъяты> района Ростовской области к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 70 000 рублей, УСТАНОВИЛ: Постановлением мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ «ЦРБ» <данные изъяты> района Ростовской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, и МБУЗ «ЦРБ» <данные изъяты> района назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000р. Правонарушение совершено при обстоятельствах, описанных в постановлении мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ «ЦРБ» <данные изъяты> района обратилось в Егорлыкский райсуд с жалобой на указанное постановление, ссылаясь на то, что мировой судья не учел объективные причины не исполнения лицензионных требований, что в силу ст. 1.5 КОАП РФ исключает возможность привлечения ЦРБ к административной ответственности. Мировой судья, выявив нарушения в деятельности ЦРБ, в той части, что члены врачебной комиссии не прошли курсы повышения квалификации, не учел, что данные требования введены Постановлением Правительства РФ лот ДД.ММ.ГГГГ №, то есть за 22 рабочих дня до проверки, в связи с чем за данный период указанную переподготовку пройти было не реально. Остальные нарушения: несоблюдение температурного режима хранения лекарств, не соблюдение процедуры выдачи больничного листа нетрудоспособности И.В.И.., не выписка в установленном Законом порядке после ДД.ММ.ГГГГ рецептов на бесплатные лекарства инвалидам 2 группы Л.А.А., П.В.В., Х.А.А. носили единичный характер и явились следствием недобросовестного исполнения своих обязанностей медперсоналом, а также израсходование лимита денежных средств, выделяемых больнице на инвалидов. Часть из выявленных обстоятельств объективно ничем не подтверждена. Выявленные нарушения не являются грубыми, что ЦРБ просила признать обстоятельством, смягчающим ответственность согласно ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ. Поэтому ЦРБ просила постановление мирового судьи изменить, и назначить наказание в виде предупреждения. При рассмотрении жалобы главный врач МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района Лапченко М.В. доводы жалобы поддержала. Выслушав главного врача МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района Лапченко М.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, нарушений требования закона при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены правильно. В соответствии с ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Из материалов дела, в частности приказа от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки, акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписания от ДД.ММ.ГГГГ, протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, устава МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района, лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, положения о ВК МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района, приказа главного врача МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации деятельности ВК МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района, медкарт И.В.И., П.С..И., Л.А.А., П.В.В., Х.А.А., справок ГУ УПФ РФ в <данные изъяты> районе на <данные изъяты> Л.А.А., П.В.В., Х.А.А., объяснений врача К.О.В., объяснений Г.И.Н., К.Л.В., Ч.Е.А,, приказов МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6-42, 47-49, 52-62, 64-81) усматривается что с 24 по ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения Управления Роспотребнадзора по <адрес> З.В.А. на основании приказа руководителя Управления Росздравнадзора по <адрес> В.Г.Т. №ФСТ-12-61.3/175 от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» <данные изъяты> района Ростовской области. В ходе проверки были выявлены нарушения лицензионных требований и условий, установленных п.п. «г» п.5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «<данные изъяты>»)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту Положение), устанавливающего обязанность осуществлять повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет. В частности согласно требованиям ч.3 ст.59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» состав врачебной комиссии, осуществляющей продление листков временной нетрудоспособности, должен быть образован из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. В соответствии с п. 3 Положения экспертиза временной нетрудоспособности относится к отдельному виду работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность. В силу п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 610, повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: краткосрочное (не менее 72 часов), тематическое (от 72 до 100 часов), длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов. С учетом разъяснений, указанных в письме Росздравнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 03И-273/07 «О повышении квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности» (опубликовано в Бюллетене нормативно-справочной информации по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, выпуск 5, 2007), краткосрочное повышение квалификации (72 часа) по экспертизе временной нетрудоспособности является достаточным и соответствует требованиям и характеру выполняемых работ (услуг). Согласно положениям п.п.1 п.12 Порядка деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 12993), полномочиями по продлению листков нетрудоспособности обладает как врачебная комиссия, так и соответствующая подкомиссия. Согласно приказу МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации деятельности врачебной комиссии в МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района», в состав врачебной комиссии учреждения входят врачи: <данные изъяты> ВК - К.О.В.; <данные изъяты> - П.И.В., К.Р.В.; <данные изъяты> - В.А.Н., Г.У.В., К.В.Д., З.Н.Л., Н.Е.Н., С.Н.Ю. и <данные изъяты> - <данные изъяты> Г.И.Ю. В нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп.«г» п.5 Положения, ч. 3 ст.59 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», с учетом разъяснений, указанных в письме Росздравнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 03И-273/07 «О повышении квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности» врачи К.Р.В., В.А.Н.., Г.У.В., К.В.Д., З.Н.Л.., Н.Е.Н., С.Н.Ю., входящие в состав врачебной комиссии, уполномоченной осуществлять продление листков временной нетрудоспособности, обучение по повышению квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности в объеме 72 часа за последние 5 лет не проходили. В ходе проверки были выявлены нарушения лицензионных требовании и условий, установленные п.п. «и» п. 4 Положения, устанавливающего обязанность осуществлять внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности. В частности согласно п. 3 ч.1, п.1 ч.2 ст.87, ст. 90 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внутренний контроль является одной из форм контроля качества и безопасности медицинской деятельности и осуществляется организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения посредством соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации. В ходе контроля за порядком обращения лекарственных препаратов, в том числе контроля за качеством, хранением, отпуском, реализацией, уничтожением лекарственных средств, установлено, что в нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных п.п. «и» п. 4 Положения с учетом положений п.1, п. 4 ст. 4 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 61- ФЗ «Об обращении лекарственных средств» при осуществлении медицинской деятельности отсутствовал внутренний контроль за соблюдением требований (не соблюдаются требования) к хранению лекарственных средств, используемых при осуществлении медицинской деятельности. Так в нарушение требований п. 32 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 706н, хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), осуществляется не в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации: в аптечно-раздаточном пункте при t +20С находится: 8 упаковок Викасол-Дарница 1мл № раствор для в/м введения 10мг/мл, норма хранения которого составляет от +5 до+8С; 1 упаковка метилэргобревин 200мкг/мл раствор для в/в и в/м введения №, норма хранения которого составляет от +8 до+15С, в процедурном кабинете терапевтического отделения при t +25С находится: 1 упаковка ампициллин порошок для в/в и в/м введения 0,5г №, норма хранения которого составляет не выше +20С), в кабинете старшей медицинской сестры хирургического отделения при t +24С находится 12 упаковок окситоцина раствор для в/в и в/м введения 5 МЕ/мл 1мл №, норма хранения которого составляет от +8 до+20С. В нарушение п. 10 Правил хранения лекарственных средств в комнатах хранения лекарственных средств (аптечно-раздаточный пункт, кабинеты старших медицинских сестер в отделениях, процедурные кабинеты) отсутствуют стеллажные карты (в том числе в виде кодов и электронных устройств), содержащие информацию о хранящихся лекарственных средствах (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства), что необходимо для их идентификации. В ходе контроля за порядком медицинской экспертизы было установлено, что в нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных п.п. «и» п. 4 Положения не осуществляется внутренний контроль за соблюдением требований (не соблюдаются требования) к экспертизе временной нетрудоспособности. Так в нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных п.п.«и» п. 4 Положения, п. 11 «Порядка выдачи листков нетрудоспособности», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н, пациенту П.С..И. (медицинская карта амбулаторного больного №) лечащим врачом единолично выдан листок нетрудоспособности на 16 дней без решения врачебной комиссии медицинской организации. В нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных п.п.«и» п. 4 Положения, ч. 2-3 ст.59 ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» продление листка нетрудоспособности пациенту И.В.И. (медицинская карта стационарного больного №) осуществлено врачебной комиссией протокол № от ДД.ММ.ГГГГ с четырнадцатого дня нетрудоспособности, не смотря на то, что выдача листков нетрудоспособности до 15 дней включительно входит в полномочия лечащего врача. В ходе контроля за порядком лекарственного обеспечения инвалидов установлено, что в нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных п.п.«и» п. 4 Положения не осуществляется внутренний контроль за соблюдением требований (не соблюдаются требования) к лекарственному обеспечению инвалидов. Так в нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных п.п. «и» Положения не осуществляется контроль (не соблюдаются) требования к лекарственному обеспечению инвалидов, а также в нарушение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 856 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год», п.п 1.1 приложения № к приказу Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 110 инвалидам 2 группы Л.А.А. (СНИЛС 09138254067), П.В.В. (<данные изъяты>), Х.А.А. (<данные изъяты>) ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно не были выписаны рецепты на назначенные врачом П.И.В. лекарственные препараты Курантил, Тромбо АСС. Согласно п. 6 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п.4 и пп. «а» и «б» п. 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Частью 11 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установленные следующие последствия: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства. С учётом вышеизложенного выявленные нарушения лицензионных требований и условий, установленные п.п.«и» п. 4, п. п. «г» п. 5 Положения не относятся к грубым. В ходе рассмотрения дела мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства дела. Так в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, нарушившее требования Закона, виновность лица в совершении административного правонарушения, иных обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения правонарушения. Выводы, изложенные в постановлении о назначении МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района административного наказания, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ, сделаны мировым судьей на основании исследования собранных по данному делу об административном правонарушении доказательств, которые в постановлении мирового судьи получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, мировой судья пришел к правильному выводу об обоснованности привлечения МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ. Доводы МБУЗ ЦРБ о том, что нарушения п.п. «г» п. 5 Положения в части необходимости повышения квалификации специалистов - врачей К.Р.В., В.А.Н., Г.У.В., К.В.Д., З.Н.Л., З.Е.Н., С.Н.Ю. не возможно было исполнить к моменту проверки, так как данные требования были введены новым Положением от ДД.ММ.ГГГГ №, правового значения для разрешения дела не имеют, так как требования законодательного акта носят общеобязательный характер с момента вступления его в законную силу на всех субъектов (физических и юридических лиц). Кроме того, данные доводы ЦРБ не верны, поскольку требования о необходимости повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет относились к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении медицинской деятельности и были закреплены в п.п. «д» п. 5 действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в приложении к которому экспертиза временной нетрудоспособности также была отнесена к отбельному виду работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Доводы ЦРБ о том, что рецепты на бесплатные лекарства не были выписаны 3 инвалидам по причине исчерпания лимита денежных средств на данных инвалидов, в связи с чем по факту не выписки рецептов не является нарушением, не верны, поскольку в силу п. 1.1 Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, которая является Приложением № к приказу Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 110, при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них. По смыслу данной правовой нормы основанием для выписки рецепта является рекомендация врача, а не наличие либо отсутствие лимитов на лекарства. Более того, как следует из текста жалобы МБУЗ ЦРБ данная не выписка производилась с ведома руководства МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района, что недопустимо. Их материалов дела усматривается, что событие и состав правонарушения установлены мировым судьей на основании определенных судьей обстоятельств с учетом требований закона. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока, предусмотренного законом для данной категории дел, наказание применено в пределах санкции статьи. Утверждения ЦРБ, что мировой судья не признал согласно ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ смягчающим обстоятельством то, что выявленные нарушения не являются грубыми, суд отвергает в силу следующего. Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Тот факт, что выявленные нарушения в деятельности МБУЗ ЦРБ не относятся к грубым нарушениям является характеристикой характера совершенного административного правонарушения, а не обстоятельством, смягчающим наказание, к которым относятся данные о самом правонарушителе, а также его мерах по самостоятельному устранению причин, условий и последствий совершенного правонарушения. Вместе с тем, ЦРБ никаких реальных мер с момента выявления правонарушения и до момента рассмотрения дела у мирового судьи мер по устранению причин, условий и последствий выявленного правонарушения не приняла. В данном случае мировой судья пришел к верному выводу об отсутствии обстоятельств, смягчающих ответственность для правонарушителя. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела мировым судьей не допущено, ЦРБ назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией статьи. Назначенное наказание не является суровым. Поэтому законных оснований для изменения принятого мировым судьей постановления не имеется. Руководствуясь ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ: Постановление мирового судьи судебного участка №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района Ростовской области оставить без изменения, а жалобу МБУЗ ЦРБ <данные изъяты> района Ростовской области без удовлетворения. Судья