о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



Копия по делу № 2-1102/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Егорьевск Московской области 09 июля 2010 года

Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего Третьяковой Л. А., с участием прокурора Васильевой Н. Н., при секретаре судебного заседания Кравченко Д. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершова Петра Григорьевича к администрации Егорьевского муниципального района Московской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Ершов П. Г. является инвалидом Великой отечественной войны и ему установлена первая группа инвалидности бессрочно с ... года. В настоящее время проживает в квартире, расположенной по адресу: Московская область, ..., ..., дом ..., ..., принадлежащей ему на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан ...ПЖ от ... года, заключенного с ЕМУПТИ «Земля и недвижимость» на основании постановления Главы Егорьевского района ... от ... года. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В настоящее время в квартире помимо истца зарегистрированы ФИО1 – внук истца и ФИО2 – супруга внука. Общая площадь квартиры ... кв. м, в том числе жилая ... кв. м.

Обращаясь в суд с иском, Ершов П. Г. просит признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилье (квартиру).

В судебном заседании представитель Ершова П. Г. по доверенности Запорощенко Л. П. иск уточнила, просит признать истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилье (квартиру) за счет средств федерального бюджета и пояснила, что в настоящее время она, истец, его внук ФИО1 и его супруга ФИО2 проживают в двухкомнатной квартире – «хрущевке», одна из комнат которой является проходной. В изолированной маленькой комнате проживают Запорощенко Л. П. и семья ее сына. Ершов П. Г. занимает большую, но проходную комнату. Внук Ершова П. Г. проживал по данному адресу на момент приватизации данной квартиры, которая в настоящее время является собственностью истца. Супруга ФИО1 зарегистрировалась по данному адресу позже. Представитель истца пояснила, что она является дочерью истца и в настоящее время вынуждена проживать с отцом, так как за ним требуется постоянный уход, он является инвалидом первой группы ВОВ. Истец не передвигается на ногах, так как одна нога не является опорной вследствие военной раны, а вторая – была им сломана три года назад. Молодая семья, проживающая в одной квартире с Ершовым П. Г., не может в настоящее время вести полноценную семейную жизнь. Ершов П. Г. также страдает, так как живет в проходной комнате, нет необходимого покоя и надлежащих условий для ухода за больным, иногда передвигается ползком.

В судебном заседании представитель администрации Егорьевского муниципального района Московской области Королева Е. Н. по доверенности иск не признала и пояснила, что в соответствии с Законом Московской области № 1252006 от 26 июля 2006 года администрация обязана формировать списки граждан, указанных в статье 1 Закона, и оказывать меры социальной поддержки по обеспечению жильем участников ВОВ только при направлении субвенций Егорьевскому муниципальному району на реализацию передаваемых государственных полномочий. Администрация не является надлежащим ответчиком по делу, так как субвенция из бюджета Московской области в бюджет Егорьевского муниципального района на оказание мер социальной поддержки Ершову П. Г. не поступала.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Васильевой Н. Н., полагавшей, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Вместе с тем ст. 40 (ч. 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя указанную конституционную обязанность, федеральный законодатель закрепил в ЖК РФ, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Пунктом 1 ст. 672 ГК РФ предусмотрено, что в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. При этом основания, условия и порядок заключения договора социального найма жилого помещения устанавливаются нормами жилищного законодательства (п. 3 ст. 672).

Ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 7 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного постановлением Правительства российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 817, в данный перечень включены отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок.

Суду представлена справка Егорьевской ЦРБ, согласно которой Ершов П. Г. страдает посттравматическим деформирующим коксартритом справа с нарушением функций конечностей, посттравматической сгибательной контрактурой левого коленного сустава, ходить не может, данное заболевание дает ему право на дополнительную жилую площадь.

Согласно справке ГУЗ МОПБ № ... (диспансерного психиатрического отделения) Ершов П.Б. инвалид ВОВ 1 группы, имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Учитывая те обстоятельства, что инвалид Великой Отечественной войны Ершов П. Г. страдает рядом заболеваний, по состоянию здоровья нуждается в отдельном изолированном благоустроенном жилом помещении, не может в настоящее время обслуживать себя самостоятельно без посторонней помощи, принимая во внимание особую заботу государства об инвалидах Великой Отечественной войны, суд считает необходимым признать его нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно ст. 3 данного Закона формирование списков граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется органами местного самоуправления. Списки формируются в хронологической последовательности, в соответствии с датой принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 4.2 Закона после поступления средств федерального бюджета на счет бюджета Московской области центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий государственную политику в финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой сферах, в течение 3 дней уведомляет уполномоченный орган о поступлении средств. Уполномоченный орган в течение 5 дней в соответствии с очередностью, установленной Сводным списком 1 и Сводным списком 2, в пределах размеров субвенций муниципальным образованиям, утвержденных бюджетом Московской области на соответствующий финансовый год, распределяет средства федерального бюджета между муниципальными образованиями и направляет в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий государственную политику в финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой сферах, предложения по перечислению средств федерального бюджета муниципальным образованиям.

В соответствии со ст. 5 Закона жилые помещения или социальны выплаты предоставляются гражданам в соответствии с очередностью, установленным Сводным списком 1 и Сводным списком 2, указными в ст. 3 Закона.

В силу ст. 6 Закона средства федерального бюджета, направленные на реализацию государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Органы местного самоуправления ежеквартально предоставляют в уполномоченный орган отчеты о расходовании предоставленных в соответствии со ст. 4.1 настоящего Закона субвенций.

Судом установлено, что инвалид Великой Отечественной войны Ершов П. Г. в настоящее время нуждается в улучшении жилищных условий, в предоставлении ему отдельного изолированного благоустроенного жилого помещения, имеет право на включение его Администрацией Егорьевского муниципального района в список на обеспечение жилым помещением за счет субвенций из федерального бюджета и на предоставление ему в соответствии с данным списком за счет выделенных денежных средств из федерального бюджета благоустроенного изолированного жилого помещения (квартиры) по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилой площади, предусмотренными законом, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, подключенное к инженерным сетям - электроэнергии, газоснабжению, горячему и холодному водоснабжению и канализации.

При таких обстоятельствах суд находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать Ершова Петра Григорьевича нуждающимся в улучшении жилищных условий (в жилом помещении).

Обязать администрацию Егорьевского муниципального района Московской области включить инвалида Великой Отечественной войны Ершова Петра Григорьевича в список на обеспечение жилым помещением за счет субвенций из федерального бюджета и предоставить ему в соответствии с данным списком за счет средств федерального бюджета благоустроенное изолированное жилое помещение (квартиру) по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилой площади, предусмотренными законом, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, подключенное к инженерным сетям - электроэнергии, газоснабжению, горячему и холодному водоснабжению и канализации.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий подпись Л. А. Третьякова