об оаспаривании решения органа местного самоуправления



гражданское дело № 2-255/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Егорьевск Московской области 15 февраля 2011 года

Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего Третьяковой Л. А., при секретаре судебного заседания Кравченко Д. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пимкина И.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Пимкин И. А. и его жена ФИО1. зарегистрированы и проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Жилой дом принадлежит на праве собственности ФИО1. на основании решения <данные изъяты> городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №. Пимкин И. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является <данные изъяты>, пенсионером, участником <данные изъяты>, что подтверждается удостоверением серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ. За боевые заслуги награжден орденом, имеет другие боевые награды. Его супруга является <данные изъяты>. Дом отапливается печным отоплением, в доме отсутствует горячее и холодное водоснабжение, а также канализация.

Обращаясь в суд с заявлением, Пимкин И. А. просит признать незаконным отказ заместителя руководителя администрации <данные изъяты> муниципального района по развитию территорий от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, просит признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий (в жилом помещении), обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включить в список на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании Пимкин И. А. заявление поддержал и пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ он проживает в доме <адрес> В доме отсутствует необходимые инженерные коммуникации - горячее водоснабжение, канализация, холодное водоснабжение, приходится за водой ходить на колонку. Дом отапливается печным отоплением. Сам он является <данные изъяты>, пенсионером, ветераном <данные изъяты>, проживает с супругой, которая тоже является пенсионером и <данные изъяты>, в связи с чем заявитель обратился в Администрацию ЕМР с заявлением предоставлении ему жилого помещения, но в его предоставлении было отказано, поскольку, как указано в ответе, он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, жилой дом не признан непригодным для проживания.

В судебном заседании представитель администрации ЕМР по доверенности Максимов А. А. возражал против удовлетворения заявления и пояснил, что актом обследования жилищно-бытовых условий подтверждается, что жилое помещение пригодно для проживания.

В судебном заседании представитель <данные изъяты> управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области по доверенности Якунинский М. А. пояснил, что истец является участником <данные изъяты>, не возражал против удовлетворения заявления Пимкина И. А.

Выслушав Пимкина И. А., представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конституция устанавливает круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно на условиях социального найма. Конституция не предусматривает всех категорий лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности. Это должно быть предусмотрено федеральными законами и законами субъектов РФ.

Вместе с тем ст. 40 (ч. 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя указанную конституционную обязанность, федеральный законодатель закрепил в ЖК РФ, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения из государственного жилищного фонда, который подразделяется на жилищный фонд Российской Федерации и жилищный фонд субъектов Российской Федерации, предоставляются иным категориям граждан, определенным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (см. ч. ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ).

Указом Президента РФ об обеспечении жильем ветеранов <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ установлено: считать необходимым обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов <данные изъяты>, членов семей погибших / умерших/ инвалидов и участников <данные изъяты>, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5 «О ветеранах». (Федеральным законом от 21.12.2009г. №327-Ф3 внесены поправки в Федеральный закон от 12.01.1995г №5-ФЗ «О ветеранах»).

Обеспечение жильем инвалидов войны, участников <данные изъяты>, ветеранов и инвалидов боевых действий, а также иных категорий ветеранов осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. ст. 14 - 21 ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 21 декабря 2009 года № 327- ФЗ об изменениях в Федеральный закон «О ветеранах»).

Пимкин И. А. является участником <данные изъяты>, в собственности жилья не имеет, на него должны распространяться требования статей Конституции РФ и ч. ч. 3 и 4. ст. 49 ЖК РФ.

Частью 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Особенности обеспечения жильем такой категории граждан, как инвалидов войны, участников <данные изъяты>, ветеранов и инвалидов боевых действий, а также иных категорий ветеранов осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. ст. 14-21 ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 21 декабря 2009 года № 327-ФЗ об изменениях в Федеральный закон «О ветеранах»).

Пунктом 1 ст. 672 ГК РФ предусмотрено, что в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. При этом основания, условия и порядок заключения договора социального найма жилого помещения устанавливаются нормами жилищного законодательства (п. 3 ст. 672).

Согласно п.п.4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов <данные изъяты>, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Инвалиды <данные изъяты> имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Предметом договора социального найма должно быть изолированное жилое помещение. Поскольку законодатель исходит из того, что под жилым помещением понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 2 ст. 15 ЖК РФ), то любое иное жилое помещение, не отвечающее указанным требованиям, не может выступать объектом жилищных правоотношений.

Судом установлено, что в доме Пимкиа И. А. отсутствует канализация, горячее, холодное водоснабжение, центральное отопление.

Согласно выписке из медицинской карты Пимкина И. А. он страдает постинфарктным кардиосклерозом, ему необходимо постоянное наблюдение врача, рекомендовано ограничение физических и эмоциональных нагрузок.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» инвалиды <данные изъяты> имеют право на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно ст. 3 данного Закона формирование списков граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется органами местного самоуправления. Списки формируются в хронологической последовательности, в соответствии с датой принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со т. 4.2 Закона после поступления средств федерального бюджета на счет бюджета Московской области центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий государственную политику в финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой сферах, в течение 3 дней уведомляет уполномоченный орган о поступлении средств. Уполномоченный орган в течение 5 дней в соответствии с очередностью, установленной Сводным списком 1 и Сводным списком 2, в пределах размеров субвенций муниципальным образованиям, утвержденных бюджетом Московской области на соответствующий финансовый год, распределяет средства федерального бюджета между муниципальными образованиями и направляет в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий государственную политику в финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой сферах, предложения по перечислению средств федерального бюджета муниципальным образованиям.

В соответствии со ст. 5 Закона жилые помещения или социальны выплаты предоставляются гражданам в соответствии с очередностью, установленным Сводным списком 1 и Сводным списком 2, указными в ст. 3 Закона.

В силу ст. 6 Закона средства федерального бюджета, направленные на реализацию государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Органы местного самоуправления ежеквартально предоставляют в уполномоченный орган отчеты о расходовании предоставленных в соответствии со ст. 4.1 настоящего Закона субвенций.

Судом установлено, что участник <данные изъяты> Пимкин И. А. в настоящее время нуждается в улучшении жилищных условий, в предоставлении ему благоустроенного жилого помещения, имеет право на включение его Администрацией ЕМР в список на обеспечение жилым помещением за счет субвенций из федерального бюджета и на предоставление ему в соответствии с данным списком за счет выделенных денежных средств из федерального бюджета благоустроенного изолированного жилого помещения (квартиры) по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилой площади, предусмотренными законом, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, подключенное к инженерным сетям - электроэнергии, газоснабжению, горячему и холодному водоснабжению и канализации.

При таких обстоятельствах суд находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать Пимкина И.А. нуждающимся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий).

Обязать Администрацию ЕМР Московской области поставить Пимкина И.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включить его в Список на обеспечение жилым помещением за счет субвенций из федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий подпись Третьякова Л. А.