Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 августа 2010 г. г.Егорьевск Московской области Егорьевский городской суд Московской области в составе: Председательствующего - федерального судьи Степновой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Павловой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фазыловой Разиды Николаевны к Государственному учреждению Егорьевский Центр занятости населения, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Московской области, Комитету по труду и занятости населения Московской области о признании противоречащим закону, необоснованным отказа ГУ Егорьевского Центра занятости населения Московской области в постановке на учет в качестве безработной и о разрешении заявления от 30.09.2009г. о постановке Фазыловой Р.Н. на учет в качестве безработной без учета наличия у заявителя регистрации по месту жительства или пребывания, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов, Фазылова Р.Н. обратилась в суд с настоящим иском, указывая на то, что ... года ею было принято решение об увольнении из ООО «...», где она проработала в должности торгового представителя один год, по собственному желанию. Получив все необходимые документы об увольнении, ... года она обратилась в ГУ Егорьевский центр занятости населения Московской области с просьбой зарегистрировать ее в качестве безработной, предъявив необходимые для этого документы, а именно: паспорт, трудовую книжку, справку о среднем заработке для установления размера пособия по безработице. Однако в регистрации ее в качестве безработной было отказано, поскольку она не зарегистрирована по месту постоянного жительства. Ей было предложено зарегистрироваться в ГУ Егорьевском центре занятости населения и встать на учет в качестве лица ищущего работу. Она согласилась на это предложение. Зарегистрировавшись в качестве лица ищущего работу, она обратилась к руководителю ГУ Егорьевский центр занятости населения Овдак Е.А. вместе со своим представителем Дулькевичем Р.Ю. по вопросу правомерности отказа в постановке ее на учет и признании ее безработной, однако мотивированного ответа не получила. Считает, что отсутствие регистрации по постоянному месту жительства не может служить основанием для нарушения ее прав. Кроме того, решением ... городского суда Московской области от ... года был установлен факт ее постоянного проживания на территории РФ с ... года. После получения решения суда от ... года, вступившего в законную силу ... года, ей отделом УФМС по Московской области в ... районе ... года был выдан паспорт гражданина РФ. ... года решением ... городского суда Московской области был установлен факт постоянного проживания с ... года на территории РФ ее сына - ФИО1. Учитывая, что в ГУ Егорьевский центр занятости населения ею были представлены все необходимые документы, требующиеся для регистрации гражданина в качестве безработного и, принимая во внимание вышеизложенные факты, полагает, что у ГУ Егорьевский центр занятости населения не имелось законных оснований для отказа в постановке ее на учет в качестве безработной. Считает отказ центра занятости населения в регистрации ее в качестве безработной необоснованным, нарушающим ее конституционное право на труд, а также на защиту от безработицы. Истец Фазылова Р.Н. в судебное заседание не явилась. В ранее состоявшемся судебном заседании Фазылова Р.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, и пояснила суду, что в период с ... по ... года она приходила в ГУ Егорьевский центр занятости населения, где ей дали анкету и справку, которую она должна была заполнить на работе. ... года она обратилась в ГУ Егорьевский центр занятости населения, и предоставила все необходимые документы, требующиеся для регистрации ее в качестве безработной. Данные документы у нее посмотрела сотрудник центра занятости, и предложила ей встать на учет в качестве лица, ищущего работу, поскольку у нее отсутствовала регистрация по постоянному месту жительства. На следующий день она обратилась к руководителю ГУ Егорьевский центр занятости населения, показав все имеющиеся у нее документы, на что получила ответ, что можете обращаться в суд. В настоящее время с ... года у нее имеется регистрация по постоянному месту жительства, однако в центр занятости населения по вопросу признания ее безработной она более не обращалась, т.к. решила дождаться решения суда. Незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, поскольку она испытывала душевные страдания и моральное угнетение, а также моральные страдания и разочарования в результате открытого пренебрежения ответчиком ее законным правом на получение статуса безработной, отказа в назначении пособия по безработице в виду не выполнения ответчиком своих должностных прямых обязанностей. Кроме того, на протяжении длительного времени она вынуждена в суде общей юрисдикции через своего представителя по делу доказывать свою правоту, в части восстановления своих нарушенных прав для получения статуса безработной и назначения пособия по безработице. Также она живет в состоянии неопределенности, поскольку она не имеет возможности реализовать свое законное право, не обращаясь при этом в суд с исковым заявлением о защите своих прав для вынесения соответствующего судебного решения о возложении обязанности в присвоении ей статуса безработной и назначении ей пособия по безработице. Указанное обстоятельство в сочетании с ее возрастом особо отягощает ее психическое состояние и постоянно держит ее в состоянии повышенного угнетения и депрессии. Представитель истца по доверенности - Дулькевич Р.Ю. в судебном заседании доводы иска поддержал, пояснив, что ГУ Егорьевский центр занятости населения в нарушении ст.3 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» в отношении Фазыловой Р.Н. не было принято решения по вопросу признания ее безработной, и после неоднократного уточнения и увеличения исковых требований просит признать незаконным отказ Государственного учреждения Егорьевский центр занятости населения Московской области в постановке на учет Фазыловой Р.Н. в качестве безработной по причине отсутствия у нее регистрации по месту жительства или пребывания; обязать ГУ Егорьевский центр занятости населения назначить Фазыловой Р.Н. пособие по безработице с момента ее первичного обращения, т.е. с ... года и рассмотреть вопрос о постановке Фазыловой Р.Н. на учет в качестве безработной без учета наличия регистрации по месту жительства или пребывания; взыскать с Министерства финансов Московской области в пользу Фазыловой Р.Н. убытки в размере ... руб., выразившиеся в неполучении ею пособия по безработице, которое она бы могла получить, если бы ее право не было нарушено; взыскать с Министерства финансов Московской области в пользу Фазыловой Р.Н. убытки в размере ... руб.... коп., выразившиеся в том, что в результате неполучения пособия по безработице она вынуждена была взять указанную сумму в долг для покупки продуктов питания, а также для несения различных услуг технического характера, связанных с оформлением необходимых документов для предоставления в суд; взыскать с Министерства финансов Московской области в пользу Фазыловой Р.Н. компенсацию за причиненный моральный вред в размере ... руб.; взыскать в пользу Фазыловой Р.Н. с Министерства финансов Московской области судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме ... ... руб.; взыскать в пользу Фазыловой Р.Н. с Министерства финансов Московской области государственную пошлину в сумме ... руб., а также в доход государства ... руб.... коп. Представитель Министерства финансов РФ по доверенности Харченко Е.В. в судебном заседании исковые требования Фазыловой Р.Н. не признала, пояснив, что поддерживает ранее поданный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что согласно п.2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 27.12.2009) «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в поисках подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее ... дней со дня предъявления органам службы занятости трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих (специальности) - паспорта и документа об образовании. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 № 105-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав положением п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» по аналогичному делу была изложена правовая позиция, согласно которой положения п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому решение о признании гражданина, зарегистрированного службой занятости в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами занятости по месту жительства гражданина, не могут рассматриваться как нарушающие конституционное право граждан на защиту от безработицы и ограничивающие государственные гарантии занятости граждан. Таким образом, требования истца не основаны на законе и не подлежат удовлетворению, поскольку органом занятости не нарушен порядок признания гражданина безработным. В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации. казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Для признания действий должностных лиц неправомерными (незаконными) необходимо решение суда либо акт вышестоящего органа о признании их действий незаконными. Поскольку в материалах дела отсутствуют решение суда либо акт вышестоящего органа о признании действий должностных лиц органа службы занятости незаконными, то, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца. Просит в удовлетворении иска Фазыловой Р.Н. отказать. Представитель Комитета по труду и занятости населения Московской области по доверенности Алферов Н.В. в судебном заседании поддержал доводы отзыва, согласно которых Комитет по труду и занятости населения Московской области (далее - Комитет), считает исковые требования Фазыловой Р.Н. не основанными на нормах действующего законодательства, поскольку в соответствии с п.2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее ... дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы... Понятие «место жительства» непосредственно Законом о занятости не раскрывается, однако оно содержится в ст.20 ГК РФ и в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 18.07.2006, с изм. 25.12.2008) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон о праве граждан на свободу передвижения). В любом случае место жительства это не страна (Российская Федерация), не субъект Российской Федерации (Московская область), не город (Егорьевск), а жилой дом, квартира, жилое помещение, имеющие определённый, документально зафиксированный адрес. В соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 28.03.2008), при регистрации граждан по месту жительства в их паспортах производится отметка о регистрации по месту жительства либо им выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. При обращении в Государственное учреждение Егорьевский центр занятости населения (далее - центр занятости) ... Фазыловой Р.Н. были предъявлены паспорт, трудовая книжка, справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а также свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: ..., ..., ..., .... Каждый из этих документов выполняет свои функции в целях реализации Закона о занятости. В частности, паспорт в общем случае удостоверяет: личность гражданина; его гражданство; его место жительства. Паспорт, предъявленный Фазыловой Р.Н. центру занятости ..., этим требованиям не удовлетворял в полной мере, поскольку в нём отсутствовала отметка о регистрации по месту жительства. Следовательно, дополнительно должен быть предъявлен документ, заменяющий паспорт в части, удостоверяющей место жительства Фазыловой Р.Н. Свидетельство о регистрации по месту пребывания, предъявленное Фазыловой Р.Н. не удовлетворяет требованиям, установленным законом. Напротив, в соответствии с формулировкой абз. 2 ст. 2 Закона о праве граждан на свободу передвижения оно свидетельствовало о том, что квартира ... в ... по ... ... не является её местом жительства, и проживает она по этому адресу временно. Других документов, которые могли бы подтвердить её место жительства на территории, обслуживаемой центром занятости, при обращении в центр занятости населения ... г. Фазылова Р.Н. не представила. На основании указанных документов центр занятости не мог принять решение о признании её безработной, поскольку такое решение было бы неправомерным, принятым в нарушение требований пункта 2 статьи 3 Закона о занятости в части принятия решения о признании гражданина безработным органами службы занятости по месту жительства гражданина. В то же время государственная услуга содействия гражданам в поиске подходящей работы в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.2006 г. № 513, предоставляется гражданам независимо от наличия или отсутствия у гражданина места жительства или места пребывания. Поэтому Фазылова Р.Н. в день обращения ... была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы и ей была предоставлена названная государственная услуга. Таким образом, центр занятости предпринял все предусмотренные в этой ситуации законодательством меры по реализации Фазыловой Р.Н. её права на труд и бесплатное содействие в подборе походящей работы. Центр занятости мог бы принять решение о признании Фазыловой Р.Н. безработной позднее в случае, если бы в период нахождения на учёте в центре занятости населения, в качестве ищущей работу она предъявила документ, удостоверяющий (подтверждающий) наличие у неё места жительства на территории, обслуживаемой центром занятости. В этом случае могло бы быть принято решение о признании Фазыловой Р.Н. безработной с даты предъявления этого документа, но никак не с ... года, поскольку гражданин признаётся безработным с первого дня предъявления всех необходимых документов. Таким документом, кроме отметки в паспорте о регистрации по месту жительства в соответствии с Определением ... суда от ... года могло бы быть решение суда об установлении её места жительства на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. При регистрации Фазыловой Р.Н. в целях поиска подходящей работы ей было разъяснено, что граждане имеют право на однократное получение этой государственной услуги, информация об этом имеется и на информационных стендах, размещённых в помещении центра занятости. Однако, узнав, что она не может быть признана безработной и получать пособие по безработице, Фазылова Р.Н. после ... года вплоть до настоящего времени за получением этой услуги в центр занятости не обращалась, и ... года была снята с учёта в качестве ищущей работу в связи с длительной (более месяца) неявкой в центр занятости. Кроме того, у Фазыловой Р.Н. появилась возможность зарегистрироваться в установленном порядке в качестве безработной после ... года. Тем самым было снято препятствие для решения вопроса о признании её безработной, существовавшее в момент обращения в центр занятости ... года. Однако Фазылова Р.Н. не использовала эту возможность даже после того, как ... года центр занятости направил ей письменное приглашение для регистрации в качестве ищущей работу и решения вопроса о признании её безработной в установленном порядке. Таким образом, при обращении Фазыловой Р.Н. ... года центр занятости не имел правовых оснований для рассмотрения вопроса о признании безработной в связи с отсутствием документального подтверждения её места жительства на территории, обслуживаемой центром занятости, а Фазылова Р.Н. не использовала имевшуюся возможность для получения такого подтверждения, о которой ей было известно, а, получив это подтверждение ... года, не обратилась в центр занятости для решения вопроса о признании её безработной в установленном порядке. Также считают, что при рассмотрении исковых требований Фазыловой Р.Н. в части взыскания в её пользу денежных компенсаций за причинённый ей, по её мнению, материальный и моральный вред, необходимо учитывать следующие факты, а именно: в личном деле гражданина, ищущего работу, имеется заявление - анкета Фазыловой Р.Н. от ... года о предоставлении ей государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. Однако в своём исковом заявлении она заявляет о том, что «была вынуждена дать своё согласие» на регистрацию в качестве ищущей работу. Следовательно, регистрация в качестве ищущей работу и, соответственно, поиск подходящей работы не входили в её планы. Узнав, что она не может быть признана безработной, и получать пособие по безработице, Фазылова Р.Н. после ... года вплоть до настоящего времени за получением этой услуги ни разу не обращалась, что ещё раз подтверждает вышеуказанный вывод. Зная, что место жительства может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, отсутствие которой послужило препятствием для рассмотрения вопроса о признании её безработной ... года, Фазылова Р.Н. не обращается в суд с заявлением об установлении её места жительства. Получив регистрацию по месту жительства ... года и, тем самым, устранив препятствие для решения вопроса о признании её безработной, Фазылова Р.Н. не обратилась в центр занятости с целью регистрации её в качестве ищущей работу и последующего решения вопроса о признании её безработной. Получение пособия по безработице в обычном порядке предусматривает активный самостоятельный поиск работы, прохождение перерегистрации в установленные центром занятости сроки, посещение работодателей по направлениям центра занятости, выполнение других правил взаимодействия с центром занятости. Напротив, принятие судом решения, обязывающего центр занятости Представитель ГУ Егорьевский центр занятости населения Московской области Овдак Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, указанные в отзыве, согласно которых ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 не предусмотрена регистрация в качестве безработных лиц, зарегистрированных по месту пребывания на территории, обсуживаемой органами занятости. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается службой занятости только по месту жительства гражданина. Место жительства гражданина удостоверяется в паспорте отметкой органов внутренних дел либо свидетельством о регистрации по месту жительства, либо решением суда об установлении места жительства. Установление места жительства гражданина и фактов, не связанных с регистрацией его компетентными органами, не входит в компетенцию службы занятости, которая работает только на основании документов. Законодатель определил в Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, безработицы, круг лиц, на которых они распространяются, условия и порядок предоставления материальной поддержки, в том числе, исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей, и расширительному толкованию они (основы) не подлежат. Законодатель вправе предусмотреть в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, которые с одной стороны способствуют защите от безработицы, включая право на получение пособия, с другой стороны - исключают возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства. Отсутствие у Фазыловой Р.Н. отметки регистрационных органов в паспорте о регистрации по месту жительства на территории, обслуживаемой Государственным учреждением Егорьевский центр занятости населения Московской области, и предоставление ею документа, подтверждающего факт ее пребывания на территории ... района, явилось основанием для сотрудников Егорьевского ЦЗН не рассматривать вопрос о признании Фазыловой Р.Н. безработной и, соответственно, не принимать какие-либо решения по этой части, а работать с ней, как с гражданкой, обратившейся в Егорьевский ЦЗН для получения государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. С этой целью Фазылова Р.Н. в день ... г. была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы. Таким образом, специалистами Егорьевского ЦЗН ни в коей мере не были нарушены конституционные права Фазыловой Р.Н., потому что такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения распространяются на граждан ищущих работу, независимо от того признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Своим конституционным правом Фазылова Р.Н. не воспользовалась, т.к. в дальнейшем ни разу за содействием в поиске работы в службу не обращалась. Все действия сотрудников Егорьевского ЦЗН по предоставлению государственной услуги содействия в поиске подходящей работы гр. Фазыловой Р.Н. велись в строгом соответствии с действующим законодательством, уставом ГУ МО Егорьевского ЦЗН и должностными инструкциями. Просит в удовлетворении исковых требований Фазыловой Р.Н. отказать. Представитель Министерства финансов Московской области по доверенности Пилипенко Д. В. в судебное заседание не явился, предоставив отзыв, из которого следует, что деятельность ГУ МО Егорьевского ЦЗН строго регламентирована Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458, Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 03.07.2006 № 513, временным порядком работы центров занятости населения районов и городов Московской области, утвержденным приказом Управления федеральной государственной службы занятости населения по Московской области от 26.06.2006 № 44. В силу п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии специальности) - паспорта и документа об образовании. Согласно п. 8 «Порядка регистрации безработных граждан», утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Таким местом в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о занятости является место жительства гражданина. ГУ МО Егорьевским ЦЗН не нарушен, основанный на законе, порядок признания гражданина безработным. Следовательно, отказ в постановке Фазыловой Р.Н. на учет в качестве безработной по причине отсутствия у нее постоянной регистрации по месту жительства не может считаться незаконным. Ответственность по ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации наступает при наличии предусмотренных в ней специальных условий: наличие неправомерных властно - административных действий (решений) и бездействия государственных органов или их должностных лиц; причинение вреда (в том числе и морального); причинная связь между неправомерными действиями (бездействием) и причиненным вредом; вины государственных органов или их должностных лиц. Отсутствие хотя бы одного этих условий является основанием для отказа в иске. Для признания действий должностных лиц неправомерными (незаконными) необходимо решение суда либо акт вышестоящего органа о признании их действий незаконными. Ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Следовательно, истец должен доказать каждое из вышеуказанных условий наступления ответственности по ст. 1069 ГК РФ. Кроме того, в обоснование взыскания морального вреда истец не приводит доказательств нравственных или физических страданий. Помимо всего прочего истцом при предъявлении своего иска не учтены требования к размеру компенсации морального вреда, а именно условия разумности и справедливости, закрепленные в ст. 1101 ГК РФ. Просит в иске Фазыловой Р.Н. отказать в полном объеме и рассмотреть дело в его отсутствии. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему. Свидетели ФИО3 ФИО4. пояснили суду, что знакомы с истицей. На протяжении длительного времени она совместно с сыном ФИО1. проживают на территории г.Егорьевска Московской области. Истица последнее время работала торговым представителем. Свидетель ФИО5 пояснила суду, что работает в должности специалиста в ГУ Егорьевский центр занятости населения. ... г. Фазылова Р.Н. пришла к ней на прием, предоставив следующие документы: трудовую книжку, справку о заработной плате, паспорт, но в нем не было отметки о регистрации по месту жительства. Фазыловой Р.Н. было разъяснено, что для постановки на учет в качестве безработной обязательна регистрация по месту жительства. Также Фазыловой Р.Н. было предложено зарегистрировать ее в качестве лица ищущего работу. Выслушав ее объяснения, Фазылова Р.Н. согласилась, после чего она зарегистрировала истицу в качестве лица ищущего работу, и она ушла. В соответствии со ст. 3 Закона РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Согласно ст. 12 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991 года « О занятости населения в Российской Федерации», гражданам гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения. В соответствии со ст. 31 Закона РФ № 1032 - 1 от 19.04.1991 года «О занятости населения в РФ», пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. В силу п. 2 «Порядка регистрации безработных граждан», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 458 от 22.04.1997 года, регистрация безработных граждан осуществляется органами службы по месту жительства в следующей последовательности: первичная регистрация безработных граждан; регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. Согласно п. 7 «Порядка регистрации безработных граждан», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 458 от 22.04.1997 года, для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в органы по вопросам занятости по месту жительства справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, выданную в установленном порядке, и предъявляют: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу, не имеющие профессии предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании. В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года за 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии и т.п. в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. В силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года за № 5242 -1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в целях обеспечения необходимых условий реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713» регистрация является способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства. В силу п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 № 105-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав положением п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства. Введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает. Вместе с тем, учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства. При этом из статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур реализации права на защиту от безработицы. Напротив, соответствующая конституционная норма предполагает право и обязанность государства установить на законодательном уровне механизм и условия реализации данного права. Таким образом, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании истица ... года обратилась в ГУ Егорьевский центр занятости населения с заявлением о постановке ее на учет в качестве безработной. При обращении к ответчику она представила необходимые документы, в том числе и паспорт, из которого следует, что на момент ее обращения в центр занятости населения у нее отсутствовала регистрация по месту жительства. Отсутствие у Фазыловой Р.Н. отметки регистрационных органов в паспорте о регистрации по месту жительства на территории обслуживаемой центром занятости является основанием для отказа центра занятости населения в постановке на учет в качестве безработной. В материалах дела имеется Договор найма (поднайма) жилого помещения от ... года, заключенный между собственником жилья ФИО2 и Фазыловой Р.Н. сроком на ... года, о предоставлении в пользование жилой комнаты, расположенной по адресу: Московская область, ..., ..., ..., .... Однако, судом установлено, что указанный договор при обращении в ГУ Егорьевский центр занятости населения Фазыловой Р.Н. ... года не предоставлялся. Как установлено в судебном заседании в предоставлении консультаций, информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности, трудоустройстве, которые распространяются на граждан независимо от того признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от их места жительства, ГУ Егорьевский центр занятости населения истице отказано не было. Поскольку регистрация в качестве безработного производится органами службы занятости по месту жительства гражданина, а истцом при обращении в ГУ Егорьевский центр занятости населения ... года, не представлено доказательств, подтверждающих ее место жительство, указанное в заявлении о постановке ее на учет в качестве безработной, то суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца в полном объеме. Кроме того, судом установлено, что Фазылова Р.Н. с ... года имеет постоянную регистрацию по месту жительства в г.Егорьевске Московской области, и таким образом препятствий к регистрации ее в качестве безработной по месту жительства не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска Фазыловой ФИО14 к Государственному учреждению Е.Ц. занятости населения, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Московской области, Комитету по труду и занятости населения Московской области о признании противоречащим закону, необоснованным отказа ГУ Егорьевского Центра занятости населения Московской области в постановке на учет в качестве безработной и о разрешении заявления от ...г. о постановке Фазыловой Р.Н. на учет в качестве безработной без учета наличия у заявителя регистрации по месту жительства или пребывания, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов – отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Егорьевский городской суд. Федеральный судья Е.Ю.Степнова.
признать Фазылову Р.Н. безработной с ... года, выплатить ей пособие по безработице за весь период с этой даты по настоящее время, а также взыскать в ее пользу денежные компенсации за якобы причиненный ей материальный и моральный вред позволит Фазыловой Р.Н. сразу получить денежные средства, многократно превышающие суммы пособия по безработице, полученного в обычном порядке Суммы иска Фазыловой Р.Н. постоянно растут и уже превысили ... тыс. рублей. Просят исковые требования Фазыловой Р.Н. оставить без удовлетворения.