Решение от 31.05.2010 г. о признании отказа в назначении пенсии незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2010 года с. Архангельское

Ефремовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Мамоновой М.Н.,

при секретаре Пономаренко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-92/10 по иску Русановой Валентины Николаевны к администрации муниципального образования Каменский район Тульской области о признании отказа в назначении пенсии за выслугу лет как муниципальном служащему незаконным и назначении пенсии с момента обращения,

у с т а н о в и л :

Русанова В.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Каменский район Тульской области о признании отказа в назначении пенсии за выслугу лет как муниципальном служащему незаконным и назначении пенсии с момента обращения, указав следующее.

С Дата обезличена года она была принята на должность заместителя начальника ... управления социальной защиты населения.

В соответствии с Постановлением главы муниципального образования от Дата обезличена года Номер обезличен «О реорганизации администрации «...» Дата обезличена года ... управление социальной защиты населения было преобразовано в районное управление социальной защиты населения муниципального образования «...».

Согласно приказу Номер обезличен от Дата обезличена года она была переведена на муниципальную должность муниципальной службы заместителем начальника управления. С ней, как с муниципальной служащей, был заключен трудовой договор, в котором гарантировалось денежное содержание и иные выплаты. В том числе она имела право на ежемесячную доплату к государственной пенсии как лицо, замещавшее муниципальную должность муниципальной службы при наличии необходимого стажа и при условии оставления службы и назначения государственной пенсии.

Кроме того, согласно пп. 12 п. 2 ст. 2 Закона Тульской области от 4 июня 2001 года № 245 –ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государских гражданский служащих Тульской области и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области» в стаж муниципальной службы включается период работы в Каменском РК КПСС с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

Таким образом, Русанова В.Н. полагает, что стаж муниципальной службы ею выработан и составляет Номер обезличен лет Номер обезличен месяцев.

В соответствии с действующим на тот момент Законом Тульской области от 3 июля 1997 года № 58-ЗТО «О ежемесячных выплатах к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных служащих области» она имела право на пенсию за выслугу лет, так как являлась муниципальным служащим.

Дата обезличена года ей исполнилось Номер обезличен лет. В связи с достижением пенсионного возраста Дата обезличена года она обратилась в администрацию МО Каменский район с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему. В назначении пенсии ей было отказано в письменной форме по тем основаниям, что согласно закону Тульской области от 25.07. 2005 года № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области» нет оснований для начисления ей данной пенсии, так как она была уволена с муниципальной службы по соглашению сторон в порядке перевода в отдел ....

Однако, как указывает истица, в данном случае имеет место реорганизация органов государственной власти на основании Указа президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 и постановления губернатора Тульской области от 18 октября 2001 года № 378 «О передаче администрацией Тульской области полномочий по назначению и выплате государственных пенсий и пособий Отделению ПФ РФ по тульской области»

До Дата обезличена года был осуществлен перевод специалистов управления социальной защиты населения, занимающихся организацией, назначением, выплатой пенсии, с их согласия в ФИО5РФ в соответствии с пп. 1, 5 ст. 29 КЗОТ РФ.

В соответствии с п. 4.1 Постановления губернатора Тульской области от 18 октября 2001 года № 378 «О передаче администрацией Тульской области полномочий по назначению и выплате государственных пенсий и пособий Отделению ПФ РФ» она была уволена Дата обезличена года с муниципальной службы из управления социальной защиты населения по соглашению сторон в порядке перевода в ФИО5РФ. У нее была уверенность в том, что за ней сохранится право на муниципальную доплату к государственной пенсии и в соответствии с действующим на тот момент Законом Тульской области 3 июля 1997 года № 58 ЗТО « О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области» при наступлении пенсионного возраста доплата будет установлена.

Данное право на муниципальную доплату также было закреплено в договоре Номер обезличен от Дата обезличена года «О взаимодействии», заключенном между администрацией муниципального образования Каменский район и отделением ФИО4 ..., п. 1.7 которого, гласит, что администрация МО «Каменский район» принимает на себя обязательство «сохранить за муниципальными служащими управления социальной защиты населения, которые будут переведены в отдел ПФ РФ и имеют необходимый стаж муниципальной службы (исчисленный по Закону Тульской области от 01.06.2001 года), право на назначение доплаты к государственной пенсии…».

На момент перевода истицы в ФИО5РФ по ...у ... действовал Закон от 4 июня 2001 года № 245-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области», в котором основанием для назначения пенсии за выслугу лет являлось увольнение по соглашению сторон в порядке перевода.

Не соглашаясь с данным отказом, Русанова В.Н. просит суд восстановить её нарушенные социальные права, гарантированные ст. 39 Конституции РФ, признав незаконным отказ администрации МО Каменский район в назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему и обязав администрацию муниципального образования Каменский район назначить ей пенсию за выслугу лет со дня подачи заявления, то есть с Дата обезличена года.

Представитель администрации муниципального образования Каменский район Тульской области по доверенности Черенкова Н.В. с иском Русановой В.Н. не согласилась, указав, что поскольку в Законе Тульской области № 610- ЗТО нет такого основания для назначения пенсии за выслугу лет как увольнение по соглашению сторон в порядке перевода, поэтому ей и было отказано в назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему. Она может получать государственную пенсию на общих основаниях.

Заслушав стороны, допросив свидетелей исследовав материалы гражданского дела, суд находит, требования Русановой В.Н. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как указала в судебном заседании Русанова В.Н., с Дата обезличена года она работала в ... в должности инструктора отдела пропаганды и агитации ..., Дата обезличена года утверждена заведующей кабинетом политпросвещения ..., Дата обезличена года утверждена заведующей отделом пропаганды и агитации, а в связи с реорганизацией аппарата, с Дата обезличена года утверждена в должности парторганизатора, где проработала до Дата обезличена года, откуда была уволена в связи с ликвидацией организации.

Дата обезличена года она была принята на должность заместителя начальника ... управления социальной защиты населения. В связи с преобразованием ... управления социальной защиты населения администрации ... в районное управление социальной защиты населения муниципального образования «...» с Дата обезличена года она была переведена на муниципальную должность муниципальной службы заместителем начальника управления, где работала до Дата обезличена года, то есть до момента ее перевода в государственное Учреждение – ФИО5 ФИО4 Федерации по ...у ....

Общий стаж её муниципальной службы на Дата обезличена года составлял Номер обезличен лет Номер обезличен месяца.

Доводы истицы в этой части подтверждаются копией трудовой книжки Русановой В.Н., исследованной в судебном заседании.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании показала, что с Дата обезличена года работает начальником ФИО5 РФ по ...у ..., она также как и Русанова В.Н. была переведена в ФИО5 из районного управления социальной защиты населения администрации ..., поэтому ей известно, что истица до перевода в ФИО5 замещала муниципальную должность муниципальной службы и имела на этот период необходимый стаж для установления и начисления пенсии за выслугу лет по ранее действующему законодательству.

С ней, как с муниципальным служащим, в соответствии с Федеральным законом №154-ФЗ 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ», Законом Тульской области от 02.02. 1998 года № 76 –ЗТО «О муниципальной службе в Тульской области» был заключен трудовой договор, которым ей, как муниципальному служащему, гарантировались денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные Федеральными законами и Законами Тульской области. В частности, она имела право на ежемесячную доплату к государственной пенсии как лицо, замещавшее муниципальную должность муниципальной службы при наличии минимального стажа 15 лет и при условии оставления службы в связи с переходом на государственную пенсию по старости.

В ст. 2 Закона Тульской области от 3 июля 1997 года № 58 ЗТО в редакции Закона Тульской области от 09.12. 1999 года № 164-ЗТО, а также Положении «О порядке установления и выплаты ежемесячных доплат к государственным пенсиям в соответствии с законом Тульской области «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области» определен порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии.

Доплата к пенсии устанавливалась государственным служащим, высвобождаемым в связи с прекращением полномочий, увольнением с государственной службы в случае ликвидации или реорганизации органов государственной власти, сокращения численности аппаратов органов государственной власти, увольнением по соглашению сторон, а также в связи с выходом на государственную пенсию, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Положением.

Доплата к государственной пенсии устанавливалась государственным служащим при наличии у них минимального стажа государственной службы 12 лет 6 месяцев у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин (кроме лиц, замещавших государственные должности категорий «А» и «Б»).

Аналогичные показания в судебном заседании дала свидетель ФИО7

Действительно, Законом Тульской области № 610-ЗТО от 25 июля 2005 года «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области» был изменен порядок условия назначения пенсий за выслугу лет муниципальным служащим. В частности, в п. 2 ст. 4 указанного Закона нет такого основания увольнения с муниципальной службы как «соглашение сторон».

В ст. 4 указано, что:

1.Пенсия за выслугу лет назначается лицам, имеющим стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет и состоявшим на государственной гражданской службе на 16 августа 1995 года и позднее.

Пенсия за выслугу лет назначается лицам, имеющим стаж муниципальной службы не менее 15 лет и состоявшим на муниципальной службе на 23 ноября 1997 года и позднее.

2.Пенсия за выслугу лет назначается лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, при увольнении с государственной гражданской (муниципальной) службы по следующим основаниям:

1). Реорганизация, ликвидация или изменение структуры государственного органа, органа местного самоуправления, сокращение численности или штата государственных гражданских (муниципальных) служащих, а также сокращения должностей государственной гражданской (муниципальной службы);

2). увольнение с должности государственной гражданской (муниципальной службы), утверждаемой в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, в связи с прекращением этими лицами полномочий;

3) достижение предельного возраста пребывания на государственной гражданской (муниципальной) службе установленного законодательством о государственной (муниципальной) службе;

4). несоответствие государственного гражданского (муниципального) служащего замещаемой должности государственной гражданской (муниципальной) службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

5). увольнение по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию.

Лица, уволенные с должностей государственной гражданской (муниципальной) службы по основаниям, предусмотренным подпунктами 2-5 пункта 2 настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности государственной гражданской (муниципальной) службы области не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением по указанным основаниям.

Законом Тульской области № 707-ЗТО от 10 июня 2006 года внесены изменения в закон от 4 июня 2001 года № 245 – ЗТО « Об исчислении стажа государственной и муниципальной службы государственных и муниципальных служащих Тульской области»: слова «становление ежемесячной доплаты к государственной пенсии» заменены словами «назначения пенсии за выслугу лет»; слова «должности государственной (муниципальной службы» заменены словами: «должности гражданской (муниципальной) службы; слова «стаж государственной (муниципальной) службы» заменены словами «стаж гражданской (муниципальной) службы».

В соответствии со ст. 17 закона Тульской области от 02.02. 1998 года № 76 –ЗТО (в редакции Закона от 31.10.2006 года) «О муниципальной службе в Тульской области» на муниципального служащего и должностное лицо местного самоуправления в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и законами области (в редакции Закона Тульской области от 29. 11. 2005 № 649-ЗТО).

В трудовой книжке истицы имеется следующая запись: «В соответствии с Указом Президента РФ от 27.09. 2000 года № 1709 и постановлением губернатора Тульской области от 18.10.2001 г. № 378 «О передаче администрацией Тульской области полномочий по назначению и выплате государственных пенсий отделению ПФ РФ по Тульской обл. «уволена по соглашению сторон, в порядке перевода в отдел ПФР по Тульской области Каменского района в соответствии с п. п. 1.5 ст. 29 КЗоТ РФ».

То есть, увольнение произведено по Кодексу законов о труде Российской Федерации, действовавшему до вступления в законную силу Трудового кодекса Российской Федерации, то есть до 1 февраля 2002 года.

Ст. 29 КЗоТ РФ – основание прекращения трудового договора (контракта) - предусматривала одним из оснований прекращения трудового договора (контракта) перевод работника, с его согласия, на другое предприятие или переход на выборную должность.

Ст. 77 ч. 5 ТК РФ также предусматривает как одно из оснований прекращения трудового договора перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность). Как следует из содержания ст. 72 ТК РФ перевод на постоянную работу к другому работодателю осуществляется по согласованию между руководителями соответствующих организаций.

Такой перевод влечет изменение одной стороны трудового договора, поэтому он рассматривается законодателем как самостоятельное основание прекращения одного трудового договора и заключение нового. В трудовой книжке в случае перевода производятся соответствующие записи об увольнении (ч. 5 ст. 75 ТК РФ) и о приеме на работу в порядке перевода.

В ч. 5 ст. 75 ТК РФ указано, что при изменении подведомственности (подчиненности) организации, а равно при её реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются.

То, что в данном конкретном случае имеет место реорганизация органов государственной власти, подтверждается Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 года «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ», постановлением губернатора Тульской области от 18.10.2001 года № 378.

Согласно указанным выше нормативным актам до 01 декабря 2001 года должен был быть осуществлен перевод специалистов комитета соцзащиты населения, обеспечивающих организацию назначения и выплаты пенсий, с их согласия в Управление Пенсионного фонда по пункту 5 ст. 29 КЗот РФ.

Именно в связи с указаниями (п. 4.1 Постановления Губернатора Тульской области от 18.10.2001 года №378) Русанова В.Н. была уволена Дата обезличена года с муниципальной службы из комитета социальной защиты населения по соглашению сторон в порядке перевода в отдел ФИО4 РФ по ... ....

При этом она была уверена, что за ней сохранится право на муниципальную доплату к государственной пенсии (пенсию по выслуге лет), и что при наступлении пенсионного возраста в соответствии с действовавшим на тот период Законом Тульской области от 3 июля 1997 года № 58-ЗТО ей будет установлена соответствующая доплата.

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ № 1709 органам исполнительной власти Российской Федерации рекомендовано в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашение о передаче территориальным органам ФИО4 фонда РФ полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы ФИО4 фонда Российской Федерации.

В п. 3 комментируемого Указа Президента записано: Правительству Российской Федерации:

внести в 3-х месячный срок в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, направленного на совершенствование управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации;

провести в течение 2002 года необходимые организационно- штатные мероприятия, связанные с закреплением за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами полномочий по назначению и выплате государственных пенсий…

Таким образом, из содержания указанного правового акта следует, что перевод работников, занимающихся назначением и выплатой государственных пенсий, из отделов органов местного самоуправления - управлений социальной защиты населения в территориальные органы ФИО4 РФ носит реорганизационный характер, когда имущество и часть работников их одного органа передаются в другую организацию.

В материалах дела имеется письменный договор «О взаимодействии» от Дата обезличена года Номер обезличен, заключенный между руководителем ФИО4 фонда РФ по ... ФИО12 и администрацией МО «Каменский район» в лице его главы ФИО11, где в п. 1. 7 указано: «Сохранить за муниципальными служащими управления социальной защиты населения, которые будут переведены в отдел ПФР и имеющим необходимый стаж муниципальной службы, (исчисленный по Закону Тульской области от 04.06. 2001 года), право на назначение доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы».

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие, из ранее заключенных договоров.

Однако законом Тульской области от 25 июля 2005 года № 610- ЗТО (ст. 13) закон Тульской области от 4 июня 2001 года № 245-ЗТО не признан утратившим силу и в договор между администрацией муниципального образования Каменский района и ФИО5ием ФИО4 фонда РФ по ... от Дата обезличена года Номер обезличен не отменялся, и не изменялся, а у суда нет оснований для признания его утратившим свою юридическую силу.

Таким образом, следует полагать, что Русанова В.Н. была переведена в государственное учреждение, каковым является ФИО5 на местах, в порядке реорганизационных мероприятий. Следовательно, на неё распространяется положение пункта 2 подпункта 1 ст. 4 Закона Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО: пенсия за выслугу лет назначается лицам, имеющим стаж муниципальной службы не менее 15 лет и состоявшем на муниципальной службе на Дата обезличена года и позднее, при увольнении с муниципальной службы по основаниям реорганизации, ликвидации или изменения структуры государственного органа, органа местного самоуправления, сокращения численности или штата государственных гражданских (муниципальных) служащих, а также сокращения должностей государственной гражданской (муниципальной службы).

Кроме того, на момент перевода Русановой В.Н. в ОПФ РФ по ...у Дата обезличена года действовал закон Тульской области от 4 июня 2001 года № 245- ЗТО, который предусматривал назначение пенсии за выслугу лет по такому основанию как увольнение по соглашению сторон в порядке перевода.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.39 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поскольку ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период работы Русановой В.Н. на муниципальной должности муниципальной службы с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года подлежит включению в стаж государственной гражданской (муниципальной) службы, и дает ей право на назначение и выплату пенсии за выслугу лет.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация МО Каменский район неправомерно отказала Русановой В.Н. в назначении ей пенсии за выслугу лет как муниципальном служащему.

Пенсия за выслугу лет назначается на основании заявления муниципального служащего решением руководителя государственного органа, органа местного самоуправления, в котором заявитель замещал должность муниципальной службы перед увольнением, со дня подачи заявления, но не ранее возникновения права на неё.

Таким образом, требования Русановой В.Н. и в части назначения пенсии с момента подачи ей заявления о назначении пенсии, то есть с Дата обезличена года, также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Русановой Валентины Николаевны к администрации муниципального образования Каменский район Тульской области удовлетворить.

Признать отказ администрации МО Каменский район в назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему Русановой Валентине Николаевне незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Каменский район Тульской области назначить Русановой Валентине Николаевне пенсию за выслугу лет как муниципальном служащему со дня подачи заявления, то есть с Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ефремовский райсуд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Мамонова М.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200