Решение от 24.09.2010г. об оспаривании решения должностного лица



Гражданское дело № 2-1171/10РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» сентября 2010 года г. Ефремов

Ефремовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Пересекиной И.А.,

при секретаре Дунаевой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» об оспаривании решения должностного лица,

у с т а н о в и л :

ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановлений, вынесенных судебным приставом-исполнителем ОСП г.Ефремова Ананьевой Е.В. о взыскании исполнительского сбора, указывая на то, что 25.08.2010г. судебный пристав-исполнитель Ананьева Е.В. возбудила три исполнительных производства по трем исполнительным листам № от 30.07.2010г. на сумму 30 рублей, № от 10.08.2010 на сумму 50 рублей, № от 13.07.2010г. на сумму 100 рублей о взыскании с ГУ ТО УСЗН Ефремовского района государственных пошлин в размере 30, 50 и 100 рублей за рассмотренные гражданские дела по искам Фридочкиной Л.Н. (два) и Кострова С.В. Постановления были получены Управлением 27.08.2010г., при этом приставом был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. 27.08.2010г. для уплаты суммы 180 рублей по трем исполнительным документам Управление, имея выделенные лимиты бюджетных обязательств на текущий квартал, в соответствии с Приказом департамента социального развития Тульской области от 21.01.2010 № 17-осн «Об утверждении порядка исполнения бюджета Тульской области в рамках ведомственной структуры расходов Департамента социального развития Тульской области в 2010 году» заказало указанную сумму для финансирования у главного распорядителя средств бюджета Тульской области – Департамента социального развития Тульской области. Заявка Департаментом соцразвития Тульской области была направлена в Департамент финансов Тульской области в соответствии с Порядком исполнения бюджета Тульской области по расходам получателей средств бюджета Тульской области. Вследствие отсутствия финансирования из бюджета Тульской области Управление исполнило требования исполнительных документов 07.09.2010г. Заявитель 07.09.2010г. направил на имя начальника Службы судебных приставов г.Ефремова письмо с просьбой принять во внимание имущественное положение, отсутствие вины Управления и обстоятельства несвоевременного исполнения требований исполнительных документов в срок, установленный для добровольного исполнения и не взыскивать исполнительский сбор, однако 09.09.2010г. судебный пристав-исполнитель Ананьева Е.В. вынесла три постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей по каждому постановлению, указав в постановлениях на отсутствие уважительных причин неисполнения исполнительных документов в установленный срок. 13.09.2010г. Ананьева Е.В. вынесла три постановления о возбуждении исполнительных производств о взыскании с Управления исполнительских сборов, установив срок для добровольного исполнения – 5 дней. Постановления от 09.09.2010г. и от 13.09.2010г. поступили в Управление 15.09.2010г. В соответствии с гражданским законодательством обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Пунктом 1 ст.401 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Считает, что Управление не удерживало необходимые для исполнения денежные средства, не уклонялось от их уплаты, а не имело никакой возможности их перечислить ввиду отсутствия финансирования. Аналогичные требования Управление исполняет в срок при условии своевременного финансирования и соблюдения принципа целевого назначения бюджетных средств. Просит суд освободить Управление от взыскания исполнительского сбора в размере по 5000 рублей по каждому из трех постановлений судебного пристава-исполнителя Ананьевой Е.В. от 09.09.2010г. о взыскании исполнительского сбора, отменить три постановления судебного пристава-исполнителя Ананьевой Е.В. от 09.09.2010г. о взыскании исполнительского сбора, приостановить три исполнительных производства, возбужденных 13.09.2010г судебным приставом-исполнителем Ананьевой Е.В. в отношении взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» по доверенности Денисова Е.В. заявление поддержала, по существу дела пояснила, что 13 июля 2010г. Ефремовский районный суд вынес решение по иску Фридочкиной Л.Н. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района», которым удовлетворил требования к Управлению, а также взыскал с Управления госпошлину в сумме 30 рублей. Решением от 24.06.2010г. Ефремовский районный суд удовлетворил требования Фридочкиной Л.Н. к Управлению соцзащиты населения Ефремовского района и взыскал с Управления в доход государства госпошлину в сумме 100 рублей. Решением от 26 июля 2010г. Ефремовский районный суд удовлетворил требования Кострова С.В. к Управлению соцзащиты населения Ефремовского района, кроме того взыскал с Управления в доход государства госпошлину – 50 рублей. 25 августа 2010г. судебным приставом-исполнителем ОСП г.Ефремова Ананьевой Е.В. на основании исполнительных листов, направленных Ефремовским районным судом были возбуждены исполнительные производства по взысканию госпошлины по вышеуказанным решениям и этим же постановлением Управлению был установлен 5-дневный срок для исполнения требований исполнительных документов. Постановления о возбуждении исполнительных производств были получены управлением соцзащиты 27 августа 2010г. и в тот же день Управление направило электронной почтой заявку в Департамент социального развития Тульской области на перечисление денежных средств, поскольку своими денежными средствами Управление не располагает, финансируется из бюджета Тульской области на основании заявок через Департамент соцразвития и Департамент финансов Тульской области. Обычно в указанных случаях Департамент соцразвития при наличии денежных средств перечисляет их на счет Управления в течение 1-2 дней. Однако в этот раз Департамент перечислил денежные средства только 08 сентября 2010г. Для того, чтобы исполнить требования исполнительных документов и предотвратить наложение на Управление штрафных санкций она 07 сентября 2010г. заплатила госпошлину из личных денежных средств, предъявив квитанцию об уплате в Отдел судебных приставов 08 сентября 2010г. При этом она устно объяснила судебному приставу Ананьевой Е.В. причину задержки уплаты госпошлины, однако Ананьева Е.В. не приняла во внимание ее доводы и 09 сентября 2010г. вынесла 3 постановления о взыскании с Управления исполнительского сбора в размере 5000 рублей по каждому постановлению. Считает, что вины Управления в несвоевременном перечислении денежных средств на счет судебных приставов не было, поскольку собственными денежными средствами Управление не располагает, а Департаментом соцразвития запрошенная денежная сумма была перечислена только 08 сентября 2010г. Управление со своей стороны предприняло все возможные меры для выполнения требования исполнительных документов, своевременно подало заявку на перечисление денежных средств. Просит отменить постановления судебного пристава-исполнителя Ананьевой Е.В. о взыскании исполнительского сбора от 09 сентября 2010г. и постановления от 13.09.2010г. о возбуждении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора.

Судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов-исполнителей г. Ефремова и Ефремовского района Тульской области Ананьева Е.В. в судебном заседании заявление ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» не признала, по существу дела пояснила, что 25 августа 2010г. в ОСП г.Ефремова из Ефремовского районного суда Тульской области поступили три исполнительных листа о взыскании с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» госпошлины в пользу Российской Федерации в сумме 30, 50 и 100 рублей. По указанным исполнительным листам в тот же день ею были возбуждены исполнительные производства и должнику установлен срок для добровольного исполнения обязательства – 5 дней. В указанный срок оплата госпошлины должником произведена не была, в связи с чем 09 сентября 2010г. ею были возбуждены постановления о взыскании исполнительского сбора по каждому исполнительному производству в сумме 5000 рублей. 08 сентября 2010г. представитель Управления Денисова Е.В. действительно представила документы об оплате госпошлины, однако поскольку госпошлина не была оплачена в установленный ей 5-дневный срок она считает, что законно и обоснованно возбудила постановления о взыскании исполнительского сбора по каждому исполнительному производству. В удовлетворении заявления просит отказать.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009г. п.3 к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ относятся в том числе должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов.

Согласно ст.121, 128 Закона РФ «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействиями), в порядке подчиненности и оспорены в суде в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов предусмотрены Федеральным Законом РФ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007. № 229-ФЗ.

Согласно с.6 Закона РФ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007. № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательные для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В силу ч.2 ст.7 Закона государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в ст.12 настоящего ФЗ.

Согласно ст.12 Закона исполнительным документом является в том числе исполнительный лист, выданный судом общей юрисдикции.

В силу ст.14 Закона решения по вопросам исполнительного производства, принимаются судебным приставом-исполнителем и оформляются в форме постановления должностного листа службы судебных приставов. Постановления судебного пристава-исполнителя подлежат исполнению в срок, указанный в постановлении, и могут быть обжалованы в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорены в суде.

Согласно ст.17 Закона пропуск срока, установленного настоящим ФЗ, иными федеральными законами или судебным приставом-исполнителем для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, влечет ответственность, предусмотренную настоящим ФЗ и иными федеральными законами.

Согласно ст.30 Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя либо без заявления взыскателя, когда суд в соответствии с федеральным законном направляет исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

В судебном заседании было установлено, и не оспаривается сторонами, что 25 августа 2010г. судебным приставом исполнителем ОСП г.Ефремова Ананьевой Е.В. были возбуждены три исполнительных производства:

№ о взыскании с ГУ ТО «Управление соцзащиты населения» в пользу МРИ ФНС № 2 по Тульской области госпошлины в сумме 50 рублей, на основании исполнительного листа № от 10.08.2010г., выданного Ефремовским районным судом Тульской области,

№ о взыскании с ГУ ТО «Управление соцзащиты населения» в пользу МРИ ФНС № 2 по Тульской области госпошлины в сумме 100 рублей, на основании исполнительного листа № от 13.07.2010г., выданного Ефремовским районным судом Тульской области,

№ о взыскании с ГУ ТО «Управление соцзащиты населения» в пользу МРИ ФНС № 2 по Тульской области госпошлины в сумме 30 рублей, на основании исполнительного листа № от 30.07.2010г., выданного Ефремовским районным судом Тульской области.

В соответствии со ст.30 Закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный лист впервые поступил в службу судебных приставов-исполнителей, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Срок для исполнения не может превышать 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим ФЗ.

Согласно вышеуказанным постановлениям о возбуждении исполнительного производства от 09 сентября 2010г. судебный пристав-исполнитель ОСП г.Ефремова Ананьева Е.В. установила должнику ГУ ТО «Управление соцзащиты населения Ефремовского района» срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней со дня получения постановления.

Согласно штампа с входящим номером указанные постановления были получены ГУ ТО «Управление соцзащиты населения Ефремовского района» 27 августа 2010г., таким образом, установленный 5-дневный срок для добровольного исполнения требований пристава истекает 01 сентября 2010г.

С заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, способа и порядка его исполнения, должник ГУ ТО «Управление соцзащиты населения Ефремовского района» не обращался.

Требования судебного пристава-исполнителя, содержащиеся в постановлениях о возбуждении исполнительного производства были исполнены ГУ ТО «Управление соцзащиты населения Ефремовского района» 08 сентября 2010г., о чем свидетельствуют представленные судебным приставом-исполнителем квитанции от 08 сентября 2010г., находящиеся в материалах исполнительных производств.

Согласно ст.105 Закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановлении о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Судом установлено, что 09 сентября 2010г. судебный пристав-исполнитель Ананьева Е.В. вынесла три постановления о взыскании исполнительского сбора с должника ГУ ТО «Управление соцзащиты населения Ефремовского района» в размере 5000 рублей по каждому исполнительному производству в связи с неисполнением в установленный приставом 5-дневный срок постановлений о возбуждении исполнительных производств №, №, №. Согласно указанным постановлениям судебный пристав-исполнитель установила срок для исполнения требования – в течение суток с момента вручения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Как следует из указанных постановлений, основанием для их вынесения послужило непредставление должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, а также доказательств, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.

13 сентября 2010г. судебный пристав-исполнитель Ананьева Е.В. вынесла три постановления о возбуждении исполнительного производства №, №, № по взысканию с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» исполнительского сбора по 5000 рублей по каждому, установив при этом срок для добровольного исполнения требования – 5 дней.

ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района», не согласившись с постановлениями о взыскании исполнительского сбора от 09 сентября 2010г. и с постановлениями о возбуждении исполнительных производств по взысканию исполнительского сбора от 13 сентября 2010г., просит суд отменить указанные постановления и освободить ГУ ТО «Управление соцзащиты населения Ефремовского района» от уплаты исполнительского сбора по всем трем постановлениям.

Разрешая требование ГУ ТО «Управление соцзащиты населения Ефремовского района», суд исходит из следующего.

Согласно ст.112 Закона РФ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу ч.6 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим ФЗ, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленным Гражданским Кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Таким образом, отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1); отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2); если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Судом установлено, что должник ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» является государственным учреждением, учредителем которого является Департамент социального развития Тульской области. Финансирование деятельности Упреждения осуществляется за счет средств бюджета Тульской области.

Получение денежных средств из бюджета Тульской области регулируется Приказом Департамента финансов Тульской области № 60 от 22 июня 2010г. «Об утверждении порядка исполнения бюджета Тульской области по расходам получателями средств бюджета Тульской области». Согласно указанного приказа для получения бюджетных средств из бюджета Тульской области получатель средств – Управление - обязан подать заявку учредителю - Департаменту социального развития Тульской области, который затем направляет ее в Департамент финансов Тульской области, который санкционирует выплату денежных средств.

Судом установлено, что ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» своевременно, в день получения постановлений о возбуждении исполнительного производства, направило электронной почтой заявку в Департамент социального развития Тульской области на получение денежных средств, необходимых для исполнения требования, содержащегося в исполнительных документах и постановлениях о возбуждении исполнительных производств от 25.08.2010г., то есть при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно выписки из лицевого счета № за 08.09.2010г. и реестра на финансирование от 08.09.2010г. денежные средства, необходимые для исполнения решений суда и постановлений о возбуждении исполнительных производств от 25.08.2010г. поступили на счет ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» 08 сентября 2010г. При этом должник, не дожидаясь поступления указанных денежных средств, 07 сентября 2010г. за счет личных денежных средств сотрудников Управления оплатил денежные средства по исполнительным листам в сумме 180 рублей в целях предотвращения наложения на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» штрафных санкций и в тот же день представил в ОСП г.Ефремова квитанции, свидетельствующие об исполнении исполнительных документов и письменное ходатайство с просьбой не применять штрафные санкции ввиду неисполнения обязательства по уважительной причине.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» отсутствует вина, поскольку должник при всей своей заботливости и осмотрительности не мог исполнить требование судебного пристава-исполнителя в установленный им срок, поскольку денежные средства были перечислены из бюджета Тульской области только 08 сентября 2010г.

На основании изложенного суд считает необходимым заявление ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» удовлетворить и освободить заявителя от уплаты исполнительского сбора, наложенного на основании постановлений судебного пристава-исполнителя от 09 сентября 2010г.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» удовлетворить.

Отменить постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов-исполнителей г.Ефремова и Ефремовского района Ананьевой Е.В. от 09 сентября 2010г. №, №, № о взыскании с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» исполнительского сбора в размере 5000 рублей по каждому постановлению, освободив Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании указанных постановлений.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Ефремовский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Пересекина И.А.