Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ефремов 29 июля 2010 года
Ефремовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Л.Н.,
при секретаре Петеневой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-700-10 по иску Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Шульгиной Любови Ивановны, к ОАО «Тульская сбытовая компания» о признании незаконными действий ресурсоснабжающей организации при расчете оплаты за электроэнергию,
У с т а н о в и л:
Истец Ефремовский межрайонный прокурор, действующий в интересах Шульгиной Л.И., обратился в суд к ответчикам с вышеуказанным иском, мотивируя заявленные требования тем, что в межрайонную прокуратуру обратилась Шульгина Л.И., 1948 года рождения, проживающая по адресу: <адрес> заявлением о защите ее права, нарушенного предъявляемыми Ефремовским межрайонным отделением «ОАО «Тульская сбытовая компания» расчетами по оплате электроэнергии. В ходе проверки по заявлению Шульгиной Л.И. установлено, что собственниками жилых помещений многоквартирного дома <адрес> избран способ управления – непосредственное управление. Проверкой установлено, что многоквартирный дом <адрес> ПО «Ефремовские электрические сети» ОАО «Тулэнерго» оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии. Ресурсоснабжающей организацией– Ефремовское межрайонное отделение ОАО «ТСК» с 05.02.2009 года расчет по оплате электроэнергии собственникам жилых помещений многоквартирного <адрес> осуществляется на основании общедомового прибора учета. При этом, установлено, что потребитель коммунальной услуги –правообладатель жилого помещения № <адрес> ресурсоснабжающей организацией об изменении условий оплаты потребленной электроэнергии, в частности, исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №307 «Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг гражданам», в известность поставлен не был, квитанции об оплат электроэнергии содержат только добавочные киловатты и суммы к оплате. Разъяснений о порядке данных начислений не было.
Расчеты с жителями <адрес>, в том числе с абонентом Шульгиной Л.И. (лицевой счет №) осуществляют согласно п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г.
Проанализировав имеющиеся реестры расходов электрической энергии по многоквартирному дому № по <адрес> по периодам потребления август 2009г.- март 2010г. установлено, что расчет производится не в строгом соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г.
Согласно требованиям Жилищного кодекса РФ собственники и наниматели жилого помещения несут бремя расходов за содержание общего имущества. Данное требование законодательства нашло свое применение в правилах расчета, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307, поскольку оплата за электрическую энергию рассчитывается исходя из объема коммунального ресурса в жилых помещениях, имеющих индивидуальные приборы учета, суммарного объема потребленного коммунального ресурса в жилых помещениях, не имеющих индивидуальных приборов учета.
Проверкой установлено, что ресурсоснабжающей организацией- ЕМО ОАО «ТСК» при расчете за потребленную электрическую энергию суммарный объем потребленной электрической энергии учитывается не по всем жилым помещениям. Так, согласно имеющихся реестров расхода электрической энергии по многоквартирному дому № по <адрес> за период потребления с августа 2009г. по март 2010г., в указанном многоквартирном доме 106 абонентов, нулевые показатели индивидуальных приборов учета электрической энергии имеются: в августе 2009г. – по 33 абонентам, в сентябре 2009г. - по 58 абонентам, в октябре 2009г. –по 26 абонентам, в ноябре 2009г.- по 20 абонентам, в декабре 2009г.- по 26 абонентам, в январе 2010г.- по 29 абонентам, в феврале 2010г.- по 34 абонентам, в марте 2010г. – по 33 абонентам.
Потребители квартир, по которым указаны нулевые показатели индивидуальных приборов учета электрической энергии, своевременно не подтвердили расход электрической энергии в своих квартирах по показаниям внутриквартирных приборов учета, в связи с чем начисления за потребленную электроэнергию им в данные месяцы не производились. В ходе проверки установлено, что доводы ресурсоснабжающей организации о том, что в случае, если собственник (наниматель) не представил показания индивидуального прибора учета, следовательно, он не потреблял электроэнергию в расчетном периоде, не закреплены документально, никаким образом не проверяются. Так, расход электрической энергии = 0 кВт в своих жилых помещениях собственник (наниматели) жилых помещений многоквартирных домов, своевременно не представивших показания индивидуального прибора учета квитанциями не подтвердили.
21.12.2009г. межрайонным прокурором по факту незаконного расчета оплаты электроэнергии жителям многоквартирных домов, избравших способ управления- непосредственное управление ( в том числе <адрес>) в ЕМО ОАО «ТСК» было внесено представление.
Из представленной ОАО «Тульская сбытовая компания» информации от 15.01.2010г. №02-127 о результатах рассмотрения представления следует, что по имеющимся в ОАО «ТСК» данным, обязанность по оплате электроэнергии возложена лишь на жителей, потребивших указанную электроэнергию. Потребление по остальным жилым помещениям многоквартирного дома составляет 0 кВт, достоверных данных опровергающих данную информацию, ОАО «ТСК» не имеет.
Согласно п.14 Приложения №5 к Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования эдектроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. №530 (в редакцию от 26.02.2010г. №94) потребитель обязуется по запросу Гарантирующего поставщика (Энергоснабжающей организации) 1 раз в месяц сообщать Гарантирующему поставщику (Энергоснабжающей организации) показания прибора учета и 1 в 6 месяцев обеспечивать доступ уполномоченных представителей Гарантирующего поставщика (Энергоснабжающей организации) к приборам учета для цели проверки условий его эксплуатации и сохранности и снятия контрольных показаний.
Таким образом, у ресурсоснабжающей организации достоверные сведения по абонентам, которым в реестре расхода электроэнергии указаны нулевые показания о том, что данные абоненты не потребили в отчетном периоде электроэнергию, отсутствуют, данными потребителями показания приборов учета ( в том числе подтверждающие не потребление электроэнергии) на запрос ресурсоснабжающей организации не передавались.
Производимые начисления абонентам, подтвердившим свой расход электрической энергии, не основаны на требованиях закона, поскольку фактически на них возложены дополнительные обязанности оплатить не только расход электрической энергии в местах общего пользования, но и в жилых помещениях, потребители которых не отчитались по расходу электроэнергии в своих жилых помещениях за данный расчетный период, в то время, как формула расчета №9 Постановления Правительства №307 основывается на показателях суммарного объема потребленного коммунального ресурса в жилых помещениях, имеющих индивидуальные приборы учета и не имеющих таковые, то есть всех помещениях дома.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Количество электроэнергии, предъявляемой к оплате абоненту Шульгиной Л.И. в период с 01 мая 2009г. по 30 апреля 2010г., не соответствует фактически потребляемой Шульгиной Л.И. электроэнергии, согласно переданных ею в ЕМО ОАО «ТСК» показаний индивидуального прибора учета электрической энергии.
Просит суд признать действия ОАО «Тульская сбытовая компания», Ефремовского межрайонного отделения ОАО «Тульская сбытовая компания» при расчетах за отпущенную электроэнергию потребителю -правообладателю жилого положения по адресу: <адрес> Шульгиной Л.И., произведенных с 01.05.2009 года на основании п.7 Постановления Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 года, незаконными. Обязать ресурсоснабжающую организацию Ефремовское межрайонного отделение ОАО «Тульская сбытовая компания» произвести абоненту – собственнику жилого помещения по адресу: <адрес> перерасчет излишне начисленной суммы по оплате за электрическую энергию за период с 01.05.2009г. по 30.04.2010г.
Представитель истца Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Шульгиной Л.И., помощник прокурора Рябчикова С.В. в судебном заседании уточнила исковые требования и просила суд признать действия ОАО «Тульская сбытовая компания» при расчетах за отпущенную электроэнергию собственнику жилого помещения по адресу: <адрес> Шульгиной Л.И., производимого с 01.05.2009 года, на основании п.7 Постановления Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 года, незаконными, обязать ресурсоснабжающую организацию ОАО «Тульская сбытовая компания» произвести абоненту собственнику жилого помещения по адресу: <адрес> перерасчет излишне начисленной суммы по оплате за электрическую энергию за период с 01.05.2009г. по 30.04.2010г.
Истец Шульгина Л.И. в судебном заседании пояснения прокурора поддержала в полном объеме и просила суд признать действия ОАО «Тульская сбытовая компания», при расчетах за отпущенную электроэнергию, производимого с 01.05.2009 года по 30.04.2010 год незаконными, обязать ОАО «Тульская сбытовая компания» произвести перерасчет излишне начисленной суммы по оплате за электрическую энергию за период с 01.05.2009 года по 30.04.2010 год включительно.
Представитель ответчика ОАО «Тульская сбытовая компания» по доверенности Ганган И.Ю. в судебном заседании пояснила, что выводы, изложенные в иске, не соответствуют действительности и не основаны на действующем законодательстве РФ, по следующим основаниям. Между ОАО «ТСК» и населением Ефремовского района Тульской области, в том числе и гражданами, проживающими в <адрес>, заключены договоры энергоснабжения, по которым, в соответствии с ст.426 ГК РФ, ничтожны.
Пункт 1 ст.21 ФЗ РФ от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает, что Правительство РФ утверждает правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках.
Статьей 157 Жилищного кодекса РФ установлены полномочия Правительства РФ по установлению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с ч.3 ст.539 ГК РФ, к отношениям по договору энергоснабжения, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
На основании вышеизложенного, Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Указанные Правила, в соответствии с ч.4 ст.426 ГК РФ, обязательны для сторон договора энергоснабжения при его исполнении.
Таким образом, ГК РФ содержит прямое указание на то, что Правила, изданные Правительством РФ, обязательны для сторон публичного договора при его исполнении, следовательно, обязательны для потребителей и энергоснабжающей организации (ОАО «ТСК»).
Статья 422 ГК РФ в рассматриваемом случае не применяется, так как воспроизводит применительно к договору общий правовой принцип об обязательности императивных норм права, действующих в момент совершения субъектами права юридически значимых действий, в данном случае - заключение договора.
Договор энергоснабжения является публичным, в связи с этим, к указанному договору применяются нормы ст.426 ГК РФ.
Поскольку Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, изданы во исполнение Закона, то положения указанных Правил носят императивный характер для сторон публичного договора энергоснабжения.
Кроме того, в соответствии с п.2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, действие указанных Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Также, Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, содержат Приложение №5 «Примерный договор энергоснабжения граждан-потребителей», п.30 указанного договора указывает, что при исполнении договора, а также решении вопросов, не предусмотренных договором, стороны руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об электроэнергетике», Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения на розничных рынках электрической энергии. Кроме того, указанный договор содержит прямую отсылку к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (Раздел IV договора).
Таким образом, применив порядок расчета электроэнергии, потребленной абонентами, по общедомовому прибору учета, ОАО «ТСК» не изменяло в одностороннем порядке условия договора энергоснабжения с гражданами, а лишь исполняло Правила, изданные Правительством РФ в соответствии со ст.426, ст.539 ГК РФ и ФЗ РФ от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и являющиеся обязательными для сторон договора энергоснабжения, а значит, действовало в строгом соответствии с нормами законодательства РФ.
Следовательно, вывод о том, что действия ОАО «ТСК» по производству расчета потребленной населением Ефремовского района электроэнергии по общедомовому (коллективному) прибору учета нарушают положения гражданского и жилищного законодательства, а также, что договоры энергоснабжения, заключенные с гражданами ничтожны, не соответствует действительности.
Данной позиции придерживается и судебная практика, сложившаяся по данному вопросу.
Кроме того, ОАО «ТСК» является гарантирующим поставщиком электроэнергии в г.Ефремов и в соответствии с п.61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 обязано заключать и исполнять договоры с любым обратившимся к нему лицом, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика.
По данным, имеющимся в ОАО «ТСК», в <адрес> выбрано непосредственное управление.
В уведомлении указано, что в связи с избранием формы управления -непосредственное управление, ОАО «ТСК» обязано заключить договоры энергоснабжения с каждым собственником помещения в указанном доме. Кроме того, в адрес ОАО «ТСК» поступил протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в указанном доме, из которого следует, что жители данного дома выбрали непосредственное управление. Также указано, что жители проголосовали большинством голосов за внесение платы за коммунальные услуги непосредственно организациям их предоставляющим. Жителями на собрании избрана также эксплуатирующая организация - МУП «Городская коммунальная служба» (МУП «ГКС»). При вводе в эксплуатацию общедомовых приборов учета присутствовал представитель обслуживающей данный дом организации МУП «ГКС», что подтверждается актом ввода в эксплуатацию измерительного комплекса.
Истцом указано, что при расчете за электроэнергию с жителями <адрес>, объем потребленной электроэнергии был учтен не по всем жилым помещениям дома. Однако, по имеющимся в ОАО «ТСК» данным, обязанность по оплате электроэнергии возложена лишь на жителей, потребивших электроэнергию. Потребление по остальным жилым помещениям данного дома составляет 0 кВт, достоверных данных, опровергающих указанную информацию, ОАО «ТСК» не имеет.
Законной возможности проверить информацию о потребленной жителями электроэнергии у ОАО «ТСК» нет, в связи с тем, что в соответствии с п.14 типового договора энергоснабжения граждан-потребителей (Приложение № 5 к Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530), потребитель обязан по запросу гарантирующего поставщика (ОАО «ТСК») 1 раз в месяц сообщать ему показания прибора учета и лишь 1 раз в 6 месяцев обеспечивать доступ уполномоченных представителей ОАО «ТСК» к приборам учета для цели проверки условий его эксплуатации, сохранности и снятия контрольных показаний прибора учета.
Таким образом, право ОАО «ТСК» проверять ежемесячно показания прибора учета, ограничено указанным положением договора с гражданами-потребителями, в связи с этим, ОАО «ТСК» в соответствии с п.14 договора ежемесячно, выставляя квитанции об оплате, запрашивает у потребителей информацию о показаниях прибора учета, а потребитель сообщает указанные сведения в ОАО «ТСК».
На основании изложенного, расчет размера платы за электроэнергию, потребленную жителями многоквартирного дома, в том числе и гр. Шульгиной Л.И., по адресу: <адрес>, осуществлен в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительством РФ от 23 мая 2006 г. № 307 и не нарушает положения действующего законодательства. Таким образом, руководствуясь ст.35 ГПК РФ, просила суд отказать Ефремовскому межрайонному прокурору в интересах Шульгиной Л.И. в удовлетворении исковых требований.
Представитель Ефремовского межрайонного отделения ОАО «Тульская сбытовая компания» в судебное заседание не явился, извещался судом должным образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту права, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Истец Шульгина Л.И. считает, что ответчиками ОАО «Тульская сбытовая компания» и Ефремовского межрайонного отделения ОАО «Тульская сбытовая компания» нарушены ее права, как потребителя коммунальных услуг по излишне начисленной сумме по оплате за электрическую энергии в период с 01.05.2009г. по 30.04.2010г., в связи с чем, как пенсионер, не имеет юридического образования, она обратилась в Ефремовскую межрайонную прокуратуру с заявлением о защите ее интересов, в том числе и в суде.
В ходе разбирательства по делу установлено, что Шульгина Любовь Ивановна является нанимателем жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на которую открыт лицевой счет 900-216950, и, соответственно, в соответствии с требованиями ст.153 ЖК РФ возложена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, к числу которых относится оплата за потребленную электроэнергию.
Квартира собственника жилого помещения Шульгиной Л.И. оборудована индивидуальным прибором учета, что подтверждено истцом и не оспаривается ответчиками.
Также, в ходе разбирательства по делу установлено, что многоквартирный <адрес>, в котором проживает в отдельном жилом помещении – квартире истец Шульгина Л.И. благоустроен имеет внутридомовые инженерные системы, позволяющие предоставлять потребителю коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, отопление, электроснабжение, что не оспаривается сторонами. Данный многоквартирный дом имеет 106 абонентов (нанимателей и собственников жилых помещений), на которых возложена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе, и за потребляемую ими электрическую энергию.
Кроме того, согласно имеющихся в материалах дела письменных доказательств, а именно Акта ввода в эксплуатацию, проверке работы (замены) приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии у потребителей юридический и приравненных к ним лиц от 10.02.2009г. и Акта проверки электрической мощности присоединенной к сети ПО ЕЭС филиала «Тулэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» от 01.02.2009г. судом установлено, что в многоквартирном <адрес> был установлен 01.02.2009г. общедомовой прибор учета электроэнергии. Данное обстоятельство также подтверждается списком многоквартирных домов, по которым производятся расчеты за потребленную электроэнергию по общедомовым приборам учета, предоставленного ОАО «ТСК». Стороны не оспаривают, что данный прибор учета электроэнергии установлен в соответствии с требованиями законодательства, опломбирован и проверен, вследствие чего у суда не имеется оснований полагать, что его эксплуатация недопустима.
Согласно частям 2-4 ст.161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно копии протокола б/н от 29.04.2008г. внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведенного в форме заочного голосования выбран способ управления многоквартирным домом – непосредственное управление. Проведение указанного собрания и его соответствие законодательству РФ не оспаривается сторонами по делу.
Частью 1 ст.153 Жилищного кодекса РФ предусмотрена обязанность нанимателя и собственника жилого помещения своевременно и в полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно положениям ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги является обязательной как для нанимателя жилого помещения, так и для собственника жилого помещения. Коммунальные услуги, в свою очередь, включают в себя плату за электроснабжение. (ч.4 ст.154 ЖК РФ).
В силу положения ч.1, ч.2 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Согласно ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге- органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В силу положения ч.3 ст.157 ЖК РФ изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
Таким образом, наряду с положением ст.157 ЖК РФ плата за коммунальные услуги по электроснабжению определяется в порядке установленном Правительством Российской Федерации и во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее Правила) и приложением к ним.
Согласно пункту 1 Правил, данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункта 3 указанных Правил «коммунальные услуги» это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; «исполнитель» это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений; «потребитель»- гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; «управляющая организация»- юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом; «ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 4 Правил определено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
Возможность заключения договора о приобретении электрической энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией собственниками помещений в многоквартирном доме предусмотрена пунктом 7 вышеприведенных Правил исключительно в случае непосредственного управления таким домом. Только в указанном случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
Из разъяснений Министерства регионального развития РФ, содержащихся в письме от 02.05.2007 № 8167-ЮТ/07, следует, что расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в нарушение пункта 4 Правил между исполнителем и потребителем коммунальных услуг– собственником жилого помещения истцом Шульгиной Л.И. не заключен договор, содержащий условия предоставления коммунальных услуг по электроснабжению.
Принимая во внимание, что платежные документы– квитанции на оплату электроэнергии поступают абоненту напрямую из ресурсоснабжающей организации ОАО «ТСК», соответственно, фактически между ресурсоснабжающей организацией– ОАО «ТСК» и потребителем– абонентом Шульгиной Л.И. заключен договор о предоставлении коммунальных услуг потребителю, что подтверждается ответчиками.
В рассматриваемом случае способ управления многоквартирным домом № по <адрес> является непосредственное управление.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», определено, что собственники помещений должны вносить плату за приобретенные объемы электроэнергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества в доме. При этом, общий объем потребления электроэнергии определяется исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и распределяется между собственниками в порядке, установленном п.21 Правил.
Размер платы за потребленную энергию в помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется на основании показания такого прибора и в соответствии с формулой (9) (подпункт 1 п.3 приложения № 2 к Правилам), в которую также включаются показатели общедомового прибора учета.
На основании вышеизложенного, и в соответствии с п.7 Постановления Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 года, суд приходит к выводу о наличии нарушений ответчика ОАО «ТСК» при расчетах за отпущенную электроэнергию собственнику жилого помещения по адресу: <адрес> Шульгиной Л.И. за период с 01.05.2009 года по 30.04.2010 года
Так, согласно представленных реестров расхода электроэнергии по многоквартирным домам за период потребления с августа 2009 года по март 2010 года по абонентам многоквартирного <адрес> общее число которых составляет 106 абонентов указаны нулевые показатели индивидуальных приборов учета по следующему количеству абонентов, так в августе 2009г. – по 33 абонентам, в сентябре 2009г. - по 58 абонентам, в октябре 2009г. –по 26 абонентам, в ноябре 2009г.- по 20 абонентам, в декабре 2009г.- по 26 абонентам, в январе 2010г.- по 29 абонентам, в феврале 2010г.- по 34 абонентам, в марте 2010г. – по 33 абонентам.
Данные нулевые показатели указывают на то, что ЕМО ОАО «ТСК» при расчетах не применяли нормативные показатели коммунальных услуг к неплательщикам, предусмотренные ч.1 ст.157 ЖК РФ.
Представленные ОАО «ТСК» реестры расхода электроэнергии по многоквартирному дому № по <адрес> не подтверждают обоснованность наличия нулевых показателей индивидуальных приборов учета по указанным абонентам.
ЕМО ОАО «ТСК» в данном случае лишено возможности осуществлять контроль за правильностью снятия показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии, в связи с чем, неплательщики остаются бесконтрольны, и что в свою очередь приводит к необоснованным и завышенным расчетам за поставленную электроэнергию добросовестному плательщику – Шульгиной Л.И.
Анализируя вышеуказанные реестры расходов электроэнергии по многоквартирным домам и квитанции по оплате электроэнергии, представленные истцом Шульгиной Л.И. за спорный период, направляемые в ее адрес ОАО «ТСК», установлено значительное превышение начисления кВт/ч электроэнергии абоненту Шульгиной Л.И, которые не соответствуют фактически потребляемой Шульгиной Л.И. электроэнергии, согласно переданных в ОАО «ТСК» абонентом Шульгиной Л.И. показаний индивидуального прибора учета потребления электрической энергии, в силу чего суд приходит к выводу о законности заявленного истцом требования об обязании ответчика ОАО «Тульская сбытовая компания» произвести в отношении абонента Шульгиной Любови Ивановны, проживающей по адресу: <адрес> перерасчет излишне начисленной суммы по оплате за электрическую энергию за период с 01 мая 2009 года по 30 апреля 2010 год включительно.
Таким образом, на основании совокупного анализа представленных документов, оцененных судом в силу положения ст.59, 60 ГПК РФ, как относимые, допустимые и достоверные доказательства по делу, принятые судом, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, как законные и обоснованные.
Как было установлено судом в ходе рассмотрения дела по существу исковые требования заявлены Ефремовским межрайонным прокурором в защиту законных интересов гражданина, что в силу положения п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождает прокурора от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в суде общей юрисдикции.
Учитывая, что суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца, суд находит, что государственная пошлина в доход федерального бюджета подлежит взысканию пропорционально удовлетворенной части исковых требований с ответчика – ОАО «Тульская сбытовая компания».
Учитывая, что судом рассмотрены и удовлетворены два требования неимущественного характера суд, руководствуясь положениями п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ считает необходимым взыскать с ответчика ОАО «Тульская сбытовая компания» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 4000 рублей за каждое исковое требование.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Шульгиной Любови Ивановны к ОАО «Тульская сбытовая компания» о признании незаконными действий ресурсоснабжающей организации при расчете оплаты за электроэнергию, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ОАО «Тульская сбытовая компания» при расчетах за отпущенную электроэнергию собственнику жилого помещения по адресу: <адрес> Шульгиной Любови Ивановны за период с 01.05.2009 года по 30.04.2010г. включительно на основании п.7 Постановления Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 года.
Обязать ОАО «Тульская сбытовая компания» произвести в отношении абонента Шульгиной Любови Ивановны, проживающей по адресу: <адрес> перерасчет излишне начисленной суммы по оплате за электрическую энергию за период с 01 мая 2009 года по 30 апреля 2010 года включительно.
Взыскать с ответчика ОАО «Тульская сбытовая компания» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Ефремовский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Н.Алексеева