ЧАСТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«15» февраля 2010 г. г. Ефремов
Ефремовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Голубевой Ю.В.,
при секретаре Кудан О.Л.,
с участием прокурора Крутикова М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маймур Елены Георгиевны к Евтехову Владимиру Николаевичу, администрации муниципального образования Козьминское Ефремовского района, Отделению УФМС по Тульской области в Ефремовском районе о снятии с регистрационного учета и выселении,
У С Т А Н О В И Л :В производстве Ефремовского районного суда Тульской области находилось гражданское дело по иску Маймур Елены Георгиевны к Евтехову Владимиру Николаевичу, администрации муниципального образования Козьминское Ефремовского района, Отделению УФМС по Тульской области в Ефремовском районе о снятии с регистрационного учета и выселении. Решением суда от 15.02.2010 г. заявленные истицей требования удовлетворены.
Статья 2 ГПК РФ предусматривает, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах. В случае несообщения о принятых мерах виновные должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц от обязанности сообщить о мерах, принятых по частному определению суда.
В ходе разбирательства по делу судом со стороны ответчика – ОАО «Тульская сбытовая компания» выявлены нарушения законодательства РФ, регулирующего порядок расчета ресурсоснабжающей организацией оплаты потребленной электроэнергии, а также ФЗ «О защите прав потребителей».
Судом, объективно было установлено, что согласно п.п. 3.2. ст. 3 Устава ОАО «Тульская сбытовая компания» к деятельности последнего отнесено: покупка электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии, её реализация (продажа) на оптовом и розничном рынках потребителям, в том числе гражданам.
В соответствии с п. 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального найма и коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие указанных Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов и в силу ч. 4 ст. 426 ГК РФ является обязательным для сторон договора энергоснабжения при его исполнении.
Таким образом, упомянутые Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. При этом, под «потребителем» понимается как собственник, так и наниматель жилого помещения. Отдельный порядок определения объема потребленной электроэнергии для нанимателей и иных лиц, занимающих какие-либо помещения в многоквартирном жилом доме Правила не предусматривают. Кроме того, согласно нормам гражданского и жилищного законодательств РФ наниматели жилых помещений, так же как и собственники жилых помещений в многоквартирных домах обязаны производить оплату коммунальных услуг по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.
Пункт 7 данных Правил указывает на то, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении электрической энергии непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборах учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
Пункт 19 названных Правил определяет размер оплаты за коммунальные услуги в жилых помещениях при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета электроэнергии.
Согласно п. 22 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг (в данном случае – электрической энергии), исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Пунктом 23 Правил, предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами для учета электроснабжения определяется в соответствии с пп. 1 п. 3 Приложения № 2 к настоящим Правилам. Указанной нормой Приложения к Правилам установлена формула расчета, предусматривающая объем (количество коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме; суммарный объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах – общими (квартирными) приборами учета; суммарный объем коммунального ресурса, потребленный в расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3; объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах общими приборами учета; тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ. При определении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Постановление Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. учитываются нормативно-технологические потери коммунальных услуг и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307, учитываются нормативные технологические потери коммунальных услуг и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Технически неизбежные и обоснованные потери во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются в виде коэффициента. Также формула расчета платы за коммунальные услуги учитывает требования статей 30 и 39 ЖК РФ, предусматривающих несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.
Как указано п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ, наниматели жилого помещения обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Из ч. 4 ст. 155 ЖК РФ следует, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включающий в себя, в том числе, корпус №, представляет собой многоквартирный жилой дом, относящийся к муниципальному жилищному фонду, и, как следствие находящийся в муниципальной собственности. Данное обстоятельство подтверждается представленной суду копией протокола б/н от 01.04.2008г., копией договора на содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от 01.04.2008 г., а также приобщенными к материалам дела копиями договоров социального найма жилого помещения, заключенных с истцами. При этом, факт принадлежности многоквартирного жилого <адрес> к муниципальному жилищному фонду не оспаривался лицами, участвующими в деле.
Также, из материалов дела следует, что истцы являются нанимателями жилых помещений, расположенных в <адрес>, на которых в соответствии с требованиями ст. 153 ЖК РФ возложена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, к числу которых относится оплата за потребленную электроэнергию. При этом, из протокола б/н от 01.04.2008 г., письма МУП «Городская коммунальная служба» исх. № 46 от 11.02.2010 г. усматривается, что собственником помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> в лице представителя администрации МО Ефремовский район, был выбран способ управления данным многоквартирным домом в виде непосредственного управления. Также, из данного письма следует, что дом № корпус № по <адрес> находится в управлении МУП «Городская коммунальная служба».
Исследовав типовой договор социального найма жилого помещения, заключенного между МУП «Городская коммунальная служба», действующего от имени собственника жилого помещения – администрации муниципального образования Ефремовский район и именуемого наймодателем, с одной стороны и гражданином, именуемым нанимателем, с другой стороны, судом установлено, что наниматель в соответствии с пп. «з» п. 4 и пп. «а» п. 6 данного договора, вправе пользоваться общим имуществом многоквартирного дома и обязан своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что между истцами, проживающими в корпусе № <адрес> и ОАО «ТСК» заключены договоры энергоснабжения, по которым, в соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ, энергоснабжающая организация (ОАО «ТСК») обязуется подавать абонентам (потребителям) через присоединенную сеть энергию, а абоненты обязуются оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Факт заключения договоров энергоснабжения с истцами как нанимателями соответствующих помещений подтверждается приобщенными к материалам дела документами об оплате истцами как нанимателями помещений в многоквартирном доме потребленной ими электрической энергии, в которых указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика (ОАО «ТСК»), осуществляющего энергоснабжение данных потребителей; договорами социального найма жилых помещений, расположенных в корп. № д. № по <адрес>, справкой по жилому фонду с указанием лицевых счетов истцов, а также актами снятия показаний приборов учета электрической энергии по адресу: <адрес>, подписанными представителем администрации МО Ефремовский район Бобровским С.А, директором МУП «Городская коммунальная служба» и представителем ООО «Энергобаланс-Центр». Кроме того, данный факт не оспаривался сторонами в ходе рассмотрения дела по существу. Таким образом, договоры электроснабжения заключены ОАО «ТСК» как с собственником помещений в указанном многоквартирном доме, так и с нанимателями соответствующих помещений.
Также, в ходе судебного разбирательства по делу, судом было достоверно установлено, что как общедомовой прибор учета электроэнергии, так и индивидуальные приборы учета электроэнергии, установлены в соответствии с требованиями законодательства, опломбированы и поверены, вследствие чего у суда не имеется оснований полагать, что их эксплуатация недопустима.
В судебном заседании были исследованы документы, представленные ОАО «Тульская сбытовая компания», копии которых приобщены к материалам дела, из которых следует, что расчет за электроэнергию, потребленную жильцами корпуса № <адрес>, производится в соответствии с п.п. 19 и 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., то есть по формулам, установленным подпунктом 3 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 2 Приложения № 2 к настоящим Правилам.
При этом, согласно пояснениям явившихся в судебное заседание истцов, а также их представителя, жилые помещения, занимаемые жильцами корпуса № <адрес> оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии. Данное обстоятельство подтверждается представленными суду доказательствами и не оспаривалось другими участниками процесса. При этом, названный многоквартирный жилой дом также оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии.
Проанализировав изложенное, суд пришел к выводу, что ответчиком – ОАО «Тульская сбытовая компания» расчет размера оплаты за электроэнергию, потребленную жильцами <адрес> произведен по формулам, не подлежащим применению в данном случае.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о законности требований истцов о признании незаконным применения ответчиком – ОАО «Тульская сбытовая компания» порядка расчета потребленной электроэнергии, предусмотренного п.п. 19 и 22 Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
Таким образом, вышеуказанные действия ресурсоснабжающей организации (ОАО «ТСК») в области регулирования порядка расчетов оплаты электроэнергии гражданами, повлекли за собой нарушение прав истцов как потребителей электроэнергии и причинили им нравственные страдания
Вследствие нарушения сотрудниками ОАО «Тульская сбытовая компания» порядка расчета оплаты электроэнергии, потребленной жильцами корпуса <адрес>, суд пришел к выводу о законности требований истцов о взыскании в пользу каждого из них компенсации морального вреда в соответствии с положениями ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», и возложении на ОАО «Тульская сбытовая компания» обязанности по несению судебных расходов.
Изложенные факты являются грубейшим нарушением законодательства РФ в сфере регулирования порядка расчетов оплаты электроэнергии гражданами, а также ФЗ «О защите прав потребителей», призванных в равной степени защищать права и законные интересы ресурсоснабжающих организаций, включая энергоснабжение, а также граждан как потребителей электроэнергии, создавать необходимые правовые условия для достижения оптимального согласования интересов исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Принимая во внимание изложенное, прошу Вас принять меры к недопущению подобного рода нарушений в дальнейшем.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 224-226 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Поручить руководству Ефремовского межрайонного отделения ОАО «Тульская сбытовая компания» рассмотреть данное частное определение, и в течении месячного срока сообщить в Ефремовский районный суд Тульской области о результатах рассмотрения настоящего частного определения.
Частное определения может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ефремовский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья Ю.В. Голубева