Решение от 02.02.2011г. о признании незаконными действий по оборудованию многоквартирного дома общедомовым прибором учета электрической энергии и о признании незаконными действий ресурсоснабжающей организации при расчете оплаты за электроэнергию



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ефремов 02 февраля 2011 года

Ефремовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Алексеевой Л.Н.,

при секретаре Петеневой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-95-11 по иску Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Жихаревой Людмилы Ильничны, к <данные изъяты> «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», МУП «Городская коммунальная служба» о признании незаконными действий по оборудованию многоквартирного дома общедомовым прибором учета электрической энергии, к <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» о признании незаконными действий ресурсоснабжающей организации при расчете оплаты за электроэнергию,

У с т а н о в и л:

Истец Ефремовский межрайонный прокурор, действующий в интересах Жихаревой Л.И., обратился в суд с иском к ответчику <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» о признании незаконными действий ресурсоснабжающей организации при расчете оплаты за электроэнергию, мотивируя заявленные требования тем, что в межрайонную прокуратуру обратилась Жихарева Л.И., проживающая в <адрес>, с заявлением о защите ее права, нарушенного предъявляемыми Ефремовским межрайонным отделением <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» расчетами по оплате электроэнергии.

Собственниками жилых помещений многоквартирного дома <адрес> избрано непосредственное управление. Заключен договор на содержание, техническое обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории с <данные изъяты> «Городская коммунальная служба».

В ходе проведенной прокурором проверки установлено, многоквартирный дом <адрес> оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии. При этом общедомовый прибор учета был установлен и принят в эксплуатацию ПО ЕЭС Филиал «Тулэнерго» <данные изъяты> «МРСК Центра и Приволжья» по согласованию с <данные изъяты> «Городская коммунальная служба». В ходе проверки положений договора на содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, заключенного собственниками жилых помещений многоквартирного дома <адрес> при непосредственном способе управления с <данные изъяты> «Городская коммунальная служба» установлено, что последнее не уполномочено собственниками на решение вопросов по установке и подписанию соответствующей документации о вводе в эксплуатацию общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов.

В ходе проверки документов, подтверждающих согласование с гражданами-потребителями порядка монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации общедомового прибора учета электроэнергии, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии не установлено. В связи с чем, производимые <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» начисления ФИО4 за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования не соответствуют требованиям указанного законодательства.

Между тем, заключение договора на предоставление электрической энергии, в том числе на освещение мест общего пользования и работу внутридомового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, требует установленной законом письменной формы (подпункт 1 пункт 1 статьи 161 ГК РФ) в связи с отсутствием доступа граждан к коллективному (общедомовому) прибору учета энергии, а также необходимостью распределения обязанности по обслуживанию внутридомовых инженерных систем.

Оплата за электрическую энергию рассчитывается исходя из объема коммунального ресурса, потребленного домом за отчетный период по показаниям общедомового прибора учета, суммарного объема потребленного коммунального ресурса в жилых помещениях, имеющих индивидуальные приборы учета, суммарного объема потребленного коммунального ресурса в жилых помещениях, не имеющих индивидуальных приборов учета.

Проведенной проверкой установлено, расчет оплаты электроэнергии Жихаревой Л.И. осуществляется с учетом показаний общедомового прибора учета электрической энергии по формуле 9, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г.

Жилые помещения в доме <адрес> оборудованы индивидуальными приборами учета. При этом установлено, что в доме проживают абоненты, которыми не передаются показания индивидуальных приборов учета, и расчет им осуществляется на основании утвержденного норматива. При этом, данное обстоятельство не подтверждает, что указанные абоненты потребляют электроэнергию в рамках установленных нормативов, а не сверх их, показания же общедомового прибора учета электроэнергии на них не распределяются, поскольку в утвержденный норматив уже включен расход по освещению мест общего пользования. При изучении реестров потребления электроэнергии по всем абонентам многоквартирного дома <адрес> установлено наличие прочерков («-») в графе «расход подтвержденный абонентами», из них как следует из информации, представленной <данные изъяты> «ТСК», - указанные абоненты передают показания (представляют заявления), свидетельствующие о том, что электроэнергия ими не потребляется, и показания общедомового прибора учета электроэнергии на них соответственно не распределяются. При этом <данные изъяты> «ТСК» в качестве доказательств копии квитанций указанных абонентов, документы, свидетельствующие о проведении контроля правильности снятия показаний указанных абонентов, в межрайонную прокуратуру не представлены.

В соответствии с расчетом, применяемым <данные изъяты> «ТСК», лицам, не оплатившим электроэнергию, передавшими недостоверные показания индивидуальных приборов учета (в частности свидетельствующих о нулевом расходе электроэнергии), либо не передающие их вовсе (начисления которым осуществляются по нормативу) начисления с учетом общедомового прибора учета электроэнергии не производятся, что отражается на увеличении платы других добросовестных потребителей. Расчет электроэнергии на основании общедомового прибора учета электроэнергии и данных, имеющихся в оплаченных гражданами-потребителями квитанциях не соответствует формуле 9, поскольку такой порядок без наличия сведений о суммарном объеме электроэнергии, потребленном собственниками жилых помещений, определенного показаниями индивидуальных приборов учета, влечет неправомерное включение в состав стоимости электроэнергии, предъявляемой к оплате ФИО5, полученной, но не оплаченной иными гражданами-потребителями многоквартирного дома <адрес> электрической энергии. Только после установления фактически потребленной электрической энергии в каждом жилом помещении многоквартирного дома будут обеспечены права граждан и неукоснительное исполнение требований действующего жилищного законодательства.

Кроме того, как установлено проверкой, согласно представленных абонентом квитанций об оплате электроэнергии, в состав оплаты электрической энергии ФИО4, исчисленной по формуле № 9, входит оплата за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования.

В соответствии с подп. 1 п. 3 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованными приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9.

В силу п. 3 Правил № 307 "жилое помещение" - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

Из сказанного следует, что места общего пользования, к которым относятся лестничные площадки, чердаки, подвалы, не могут быть отнесены к жилым помещениям, тогда как по формуле 9 определяется плата за коммунальные услуги в жилом помещении.

Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

Порядок расчета за коммунальные услуги в нежилом помещении (в данном случае места общего пользования) при отсутствии индивидуальных приборов учета (прибор учета в местах общего пользования) устанавливает п. 20 Правил № 307.

Согласно подп. «в» п. 20 Правил № 307 при отсутствии индивидуальных приборов учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств, в связи с чем формула 9 не может быть применена при расчете платы за электрическую энергию, потребленную в местах общего пользования.

Просит суд признать действия <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» по начислению платы Жихаревой Л.И. за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы 9 пункта 3 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» незаконными.

Обязать <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» прекратить действия по начислению платы Жихаревой Л.И. за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы 9 пункта 3 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Обязать ресурсоснабжающую организацию <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» произвести потребителю, зарегистрированному и проживающему по адресу: <адрес>, Жихаревой Л.И. перерасчет излишне начисленной суммы по оплате за электрическую энергию, потребленную в местах общего пользования, расчет за которую производится на основании подп. 1 п. 3 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. (формула 9) за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ

В предварительном судебном заседании истец - Ефремовский межрайонный прокурор, действующий в интересах Жихаревой Л.И., в лице помощника прокурора Холодкова Н.В., изменила исковые требования и просила суд признать действия <данные изъяты> «МРСК Центра и Приволжья», МУП «Городская коммунальная служба» по оборудованию многоквартирного дома <адрес> общедомовым прибором учета электрической энергии незаконными.

Признать действия <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» по начислению платы Жихаревой Л.И. за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы 9 пункта 3 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» незаконными.

Обязать <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» прекратить действия по начислению платы Жихаревой Л.И. за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы 9 пункта 3 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Обязать ресурсоснабжающую организацию <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» произвести потребителю, зарегистрированному и проживающему по адресу: <адрес> Жихаревой Л.И. перерасчет излишне начисленной суммы по оплате за электрическую энергию, потребленную в местах общего пользования, расчет за которую производится на основании подп. 1 п. 3 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. (формула 9) за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ

Определением Ефремовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу в качестве соответчиков были привлечены <данные изъяты> «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», <данные изъяты> «Городская коммунальная служба».

Представитель истца Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Жихаревой Л.И., помощник прокурора ФИО6 в судебном заседании измененные исковые требования поддержала и просила суд признать действия <данные изъяты> «МРСК Центра и Приволжья», <данные изъяты> «Городская коммунальная служба» по оборудованию многоквартирного дома <адрес> общедомовым прибором учета электрической энергии незаконными.

Признать действия <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» по начислению платы Жихаревой Л.И. за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы 9 пункта 3 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» незаконными.

Обязать <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» прекратить действия по начислению платы Жихаревой Л.И. за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы 9 пункта 3 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Обязать ресурсоснабжающую организацию <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» произвести потребителю, зарегистрированному и проживающему по адресу : <адрес> Жихаревой Л.И. перерасчет излишне начисленной суммы по оплате за электрическую энергию, потребленную в местах общего пользования, расчет за которую производится на основании подп. 1 п. 3 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. (формула 9) за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ

Истец Жихаревой Л.И. в судебном заседании поддержала позицию прокурора, действующего в ее интересах.

Представитель ответчика <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» по доверенности ФИО7 в судебном заседании пояснила, что между <данные изъяты> «ТСК» и населением <адрес>, в том числе и гражданами, проживающими в <адрес>, заключены договоры энергоснабжения, по которым, в соответствии с ч.1 ст.426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором.

В соответствии с ч.3 ст.539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Пункт 1 ст.21 ФЗ РФ от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает, что Правительство РФ утверждает правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках.

Статьей 157 Жилищного кодекса РФ установлены полномочия Правительства РФ по установлению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с ч.3 ст.539 ГК РФ, к отношениям по договору энергоснабжения, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

На основании вышеизложенного, Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Указанные Правила, в соответствии с ч.4 ст.426 ГК РФ, обязательны для сторон договора энергоснабжения при его исполнении.

Пункт 7 данных Правил указывает на то, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении электрической энергии непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, в данном случае с <данные изъяты> «ТСК».

<адрес> оборудован общедомовым прибором учета, что подтверждается актами проверки-замены счетчиков.

Индивидуальный прибор учета электроэнергии в помещениях указанного многоквартирного дома установлен, в связи с этим размер платы за электроэнергию, потребляемую истцом, осуществляется <данные изъяты> «ТСК» в соответствии с пунктом 22 Правил.

Истец считает, что установка общедомового прибора учета не соответствует требованиям действующего законодательства, так как он был принят в эксплуатацию <данные изъяты> «Городская коммунальная служба». Однако, во всех многоквартирных домах <адрес> установка, ввод в эксплуатацию и снятие показаний общедомовых приборов учета производилась по одной схеме. Вопрос о законности их эксплуатации ранее был решен Ефремовским районным судом.

Согласно п.7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера паты за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Согласно п.6 Постановления надлежащее содержание общего имущества при непосредственном управлении обеспечивается путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы в соответствии со ст.164 ЖК РФ.

Жителями <адрес> в качестве обслуживающей организации было выбрано <данные изъяты> «ГКС», в связи с чем вся техническая документация подписывалась с представителем этой организации, в соответствии с протоколом внеочередного собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

Истец указывает, что <данные изъяты> «ТСК» не обладает достоверными данными по абонентам, которые передают нулевой потребление. А также считает, что в случае, когда лицу, не передавшему показания индивидуального прибора учета, выставляется норматив и ему не производят начисления с учетом общедомового прибора учета, это отражается на увеличении платы других добросовестных приобретателей. <данные изъяты> «ТСК» на сегодняшний день, учитывая сложившуюся судебную практику и требования прокуратуры, осуществило перерасчеты по всем домам, оборудованным общедомовыми приборами учета электроэнергии с момента их установки. Подобный перерасчет был проведен и по дому по <адрес>, что подтверждается приложенным к данным возражениям балансом лицевого счета ФИО4 Согласно проведенных расчетов <данные изъяты> «ТСК» были учтены все абоненты, не передающие показания индивидуальных приборов учета и произведены начисления по п.19 Правил, таким образом, при расчете ФИО4 учитывается потребление всех помещений данного многоквартирного дома. В дальнейшем при получении информации о показаниях приборов учета таких абонентов, которым в предыдущих расчетных периодах был выставлен норматив, производятся соответствующие перерасчеты. При расчете абонентам по п.19 Правил расход по общедомовому прибору учета не начисляется, но влияет на снижение коэффициента в формуле 9, и не отражается на увеличение платы других потребителей. Нулевые расходы, о которых указанной в исковом заявлении, подтверждены абонентами самостоятельно, путем передачи показаний индивидуального прибора учета в выставляемых квитанциях, которые служат формой запроса Гарантирующего поставщика в рамках п.14 приложения Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением правительства РФ №530 от 31.08.2006г. У <данные изъяты> «ТСК» нет законных оснований сомневаться в правильности передачи показаний абонентам.

Истец полагает, что формула 9 не может быть применена при расчете платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, так как по ней рассчитывается количество коммунального ресурса, потребленного в жилом помещении. В данном вопросе истец заблуждается, поскольку формула №9 учитывает требования ст.30,39 ЖК РФ, предусматривающего несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества. Министерство регионального развития в своем письме от 18.06.2007г. №11356-ЮТ/07 разъясняет, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета, следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования. Количество электроэнергии, подаваемой на работу приборов освещения и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальные услугу «электроснабжение». На основании изложенного, просит суд отказать Ефремовскому межрайонному прокурору в интересах Жихаревой Л.И. в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика <данные изъяты> «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» по доверенности Васюкова С.А. поддержала доводы, изложенные представителем ответчика <данные изъяты> «ТСК», и просила отказать истцу- Ефремовскому межрайонному прокурору, действующему в интересах Жихаревой Л.И., в удовлетворении исковых требований. Пояснив при этом, что в целях исполнения Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" с 2006 года в рамках инвестиционной программы в многоквартирных домах <адрес> производилась установка общедомовых приборов учета электроэнергии. Установка производилась за счет средств и силами <данные изъяты> «МРСК Центра и Приволжья». Все приборы учета были установлены на границе балансовой принадлежности. Границей эксплуатационной ответственности считается место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п. 8 Правил содержания общего имущества). В этот период они использовались как средства технического учета для внутреннего контроля расхода электроэнергии. В 2008г. собственниками жилья в многоквартирных домах были проведены общие собрания по выбору способа управления. Инициатором их проведения выступила администрация МО <адрес>. Во всех домах, избравших непосредственное управление, обслуживающей организацией, отвечающей за все внутренние инженерные коммуникации дома, было избрано МУП «Городская коммунальная служба». О проведенных выборах и их результатах администрация МО <адрес> уведомила <данные изъяты> «ТСК», а они в свою очередь ПО ЕЭС ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Необходимую для ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета техническую документацию со стороны собственников жилья подписывал представитель администрации МО <адрес> ФИО9, имевший соответствующую доверенность. Перевод домов на коммерческий учет производился поэтапно. Впоследствии, в 2009г. данные технические документы на общедомовые приборы учета были подписаны генеральным директором <данные изъяты> «ГКС», на которую эти обязанности были возложены Постановлением администрации МО <адрес>. При непосредственном управлении отсутствует исполнитель коммунальных услуг, ответственность за состояние, обслуживание и подписание технических документов в этом случае возлагается на обслуживающую организацию, как лицо ответственное за содержание дома, в данном случае, <данные изъяты> «Городская коммунальная служба». Со стороны их организации были соблюдены все требования законодательства по вводу прибора учета в эксплуатацию. С абонентов никакие денежные средства за его установку не взыскивались. Вопрос о законности установки и эксплуатации общедомового прибора учета рассматривался Ефремовским районным судом, которым было признано, что установка произведена в соответствии с законодательством.

В соответствии с положениями ЖК РФ, Постановления №307 собственники жилья, избравшие способ управления, несут обязанность по оплате объема поступившего в дом энергоресурса, исходя из показаний общедомового прибора учета многоквартирного дома (п. 8 Правил содержания общего имущества).

В настоящее время <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» при применении формулы для расчета потребления электроэнергии учитывает все возможные и необходимые данные. В расчетах нет необоснованных нулей. Применение <данные изъяты> «ТСК» норматива потребления для абонентов, не расторгших договора энергоснабжения, но не передающих показания индивидуальных приборов учета, считают соответствующим требованиям законодательства, так как данные действия регламентированы «Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530.

Представитель ответчика- <данные изъяты> «Городская коммунальная служба» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление, причину неявки суду не сообщил, возражения на иск не представил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Представитель третьего лица- Управление в сфере защиты прав потребителей благополучия человека в <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление, причину неявки суду не сообщил, возражения на иск не представил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (п.1).

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (п. 3).

Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту права, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Исходя из требований Гражданского Кодекса РФ, учитывая положения п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994г. №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», суд приходит к выводу, что данный спор вытекает из осуществления и защиты истцами своих прав, как потребителей электроэнергии.

Истец Жихарева Л.И. считает, что ответчиком <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» нарушены ее права, как потребителя коммунальных услуг по излишне начисленной сумме по оплате за электрическую энергию в местах общего пользования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, как пенсионер, не имеющей юридического образования, она обратилась в Ефремовскую межрайонную прокуратуру с заявлением о защите ее интересов, в том числе и в суде.

В ходе разбирательства по делу установлено, что Жихарева Л.И. является нанимателем жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на которую открыт лицевой счет , и, соответственно, в соответствии с требованиями ст.153 ЖК РФ возложена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, к числу которых относится оплата за потребленную электроэнергию.

Квартира собственника жилого помещения Жихаревой Л.И. оборудована индивидуальным прибором учета, что подтверждено истцом и не оспаривается ответчиками.

Также, в ходе разбирательства по делу установлено, что многоквартирный <адрес>, в котором проживает в отдельном жилом помещении – квартире истец Жихарева Л.И., благоустроен, имеет внутридомовые инженерные системы, позволяющие предоставлять потребителю коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, отопление, электроснабжение, что не оспаривается сторонами. На абонентов (нанимателей и собственников жилых помещений) данного многоквартирного дома возложена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе, и за потребляемую ими электрическую энергию и электрическую энергию в местах общего пользования.

Кроме того, согласно имеющихся в материалах дела письменных доказательств, а именно Акта ввода в эксплуатацию, проверке работы (замены) приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии у потребителей юридический и приравненных к ним лиц от ДД.ММ.ГГГГ и Акта проверки электрической мощности присоединенной к сети ПО ЕЭС филиала «Тулэнерго» <данные изъяты> «МРСК Центра и Приволжья» от ДД.ММ.ГГГГ, акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что в многоквартирном <адрес> был установлен ДД.ММ.ГГГГ общедомовой прибор учета электроэнергии. Указанные документы подписаны представителем сетевой организации- ПО ЕЭС филиала «Тулэнерго» <данные изъяты> «МРСК Центра и Приволжья» и представителем потребителя в лице директора МУП «Городская коммунальная служба» ФИО10

Ефремовский межрайпрокурор, в интересах Жихаревой Л.И., оспаривает, что данный прибор учета электроэнергии установлен в соответствии с требованиями законодательства, поскольку он был установлен и принят в эксплуатацию ПО ЕЭС Филиал «Тулэнерго» <данные изъяты> «МРСК Центра и Приволжья» по согласованию с <данные изъяты> «Городская коммунальная служба». Указывая при этом, что в ходе проверки положений договора на содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, заключенного собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес> при непосредственном способе управления с МУП «Городская коммунальная служба» установлено, что последнее не уполномочено собственниками на решение вопросов по установке и подписанию соответствующей документации о вводе в эксплуатацию общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов. Также в ходе проверки документов, подтверждающих согласование с гражданами-потребителями порядка монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации общедомового прибора учета электроэнергии, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии, не установлено.

Согласно частям 2-4 ст.161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Согласно копии протокола б/н от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведенного в форме заочного голосования выбран способ управления многоквартирным домом – непосредственное управление. Проведение указанного собрания и его соответствие законодательству РФ не оспаривается сторонами по делу.

Судом установлено, что в целях исполнения Постановления Правительства №307 от 23 мая 2006г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" с ДД.ММ.ГГГГ в рамках инвестиционной программы в многоквартирных домах <адрес> производилась установка общедомовых приборов учета электроэнергии. Установка производилась за счет средств и силами <данные изъяты> «МРСК Центра и Приволжья». Все приборы учета были установлены на границе балансовой принадлежности. Границей эксплуатационной ответственности считается место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п. 8 Правил содержания общего имущества). В этот период они использовались как средства технического учета для внутреннего контроля расхода электроэнергии. Во всех домах, избравших непосредственное управление, обслуживающей организацией, ответственным за все внутренние инженерные коммуникации дома, было <данные изъяты> «Городская коммунальная служба». О проведенных выборах и их результатах администрация МО <адрес> уведомила <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания», а они в свою очередь ПО ЕЭС <данные изъяты> «МРСК Центра и Приволжья». Необходимую для ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета техническую документацию со стороны собственников жилья подписывал представитель администрации МО <адрес> ФИО9, имевший соответствующую доверенность. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ. данные технические документы на общедомовые приборы учета были подписаны генеральным директором <данные изъяты> «ГКС», на которую эти обязанности были возложены Постановлением администрации муниципального образования <адрес>. При непосредственном управлении отсутствует исполнитель коммунальных услуг, ответственность за состояние, обслуживание и подписание технических документов в этом случае возлагается на обслуживающую организацию, как лицо ответственное за содержание дома, в данном случае, МУП «Городская коммунальная служба».

Учитывая данные обстоятельства, и принимая во внимание, что Ефремовским районным судом было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу, которым было установлено, что общедомовый прибор учета электроэнергии в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления - непосредственное управление, установлен в соответствии с требованиями законодательства, в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ, имеющее для суда преюдициальное значение, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Ефремовского межрайонного прокурора о признании незаконными действий <данные изъяты> «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», <данные изъяты> «Городская коммунальная служба» по оборудованию многоквартирного дома общедомовым прибором учета электрической энергии.

Частью 1 ст.153 Жилищного кодекса РФ предусмотрена обязанность нанимателя и собственника жилого помещения своевременно и в полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно положениям ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги является обязательной как для нанимателя жилого помещения, так и для собственника жилого помещения. Коммунальные услуги, в свою очередь, включают в себя плату за электроснабжение. (ч.4 ст.154 ЖК РФ).

В силу положения ч.1, ч.2 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Согласно ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге- органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

В силу положения ч.3 ст.157 ЖК РФ изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

Таким образом, наряду с положением ст.157 ЖК РФ плата за коммунальные услуги по электроснабжению определяется в порядке установленном Правительством Российской Федерации и во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее Правила) и приложением к ним.

Согласно пункту 1 Правил, данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно пункта 3 указанных Правил «коммунальные услуги» это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; «исполнитель» это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений; «потребитель»- гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; «управляющая организация»- юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом; «ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Пунктом 4 Правил определено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).

Возможность заключения договора о приобретении электрической энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией собственниками помещений в многоквартирном доме предусмотрена пунктом 7 вышеприведенных Правил исключительно в случае непосредственного управления таким домом. Только в указанном случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.

Из разъяснений Министерства регионального развития РФ, содержащихся в письме от 02.05.2007 № 8167-ЮТ/07, следует, что расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в нарушение пункта 4 Правил между исполнителем и потребителем коммунальных услуг– собственником жилого помещения истцом ФИО4 не заключен договор, содержащий условия предоставления коммунальных услуг по электроснабжению.

Принимая во внимание, что платежные документы– квитанции на оплату электроэнергии поступают абоненту напрямую из ресурсоснабжающей организации <данные изъяты> «ТСК», соответственно, фактически между ресурсоснабжающей организацией– <данные изъяты> «ТСК» и потребителем– абонентом ФИО4 заключен договор о предоставлении коммунальных услуг потребителю, что подтверждается ответчиками.

В рассматриваемом случае способ управления многоквартирным домом по <адрес> является непосредственное управление.

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», определено, что собственники помещений должны вносить плату за приобретенные объемы электроэнергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества в доме. При этом, общий объем потребления электроэнергии определяется исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и распределяется между собственниками в порядке, установленном п.21 Правил.

Размер платы за потребленную энергию в помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется на основании показания такого прибора и в соответствии с формулой (9) (подпункт 1 п.3 приложения № 2 к Правилам), в которую также включаются показатели общедомового прибора учета.

Представленные <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» реестры расхода электроэнергии по многоквартирному дому по <адрес> не подтверждают обоснованность наличия нулевых показателей индивидуальных приборов учета по некоторым абонентам. Данные нулевые показатели указывают на то, что ЕМО <данные изъяты> «ТСК» при расчетах не применяли нормативные показатели коммунальных услуг к неплательщикам, предусмотренные ч.1 ст.157 ЖК РФ.

ЕМО <данные изъяты>ТСК» в данном случае лишено возможности осуществлять контроль за правильностью снятия показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии, в связи с чем, неплательщики остаются бесконтрольны, и что в свою очередь приводит к необоснованным и завышенным расчетам за поставленную электроэнергию добросовестному плательщику – Жихаревой Л.И.

Анализируя вышеуказанные реестры расходов электроэнергии по многоквартирным домам и квитанции по оплате электроэнергии, представленные истцом Жихаревой Л.И. за спорный период, направляемые в ее адрес <данные изъяты> «ТСК», установлено, что в состав оплаты электрической энергии Жихаревой Л.И., исчисленной по формуле № 9, входит оплата за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования, где имеет место значительное превышение начисления кВт/ч электроэнергии абоненту Жихаревой Л.И.

В соответствии с подп. 1 п. 3 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованными приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9.

В силу п. 3 Правил № 307 "жилое помещение" - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

Вследствие чего, места общего пользования, к которым относятся лестничные площадки, чердаки, подвалы, не могут быть отнесены к жилым помещениям, тогда как по формуле 9 определяется плата за коммунальные услуги в жилом помещении.

Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

Порядок расчета за коммунальные услуги в нежилом помещении (в данном случае места общего пользования) при отсутствии индивидуальных приборов учета (прибор учета в местах общего пользования) устанавливает п. 20 Правил № 307.

Согласно подп. «в» п. 20 Правил № 307 при отсутствии индивидуальных приборов учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств, в связи с чем формула 9 не может быть применена при расчете платы за электрическую энергию, потребленную в местах общего пользования.

Незаконные расчеты оплаты электроэнергии повлекли грубейшее нарушение прав потребителя – Жихаревой Л.И., нарушение правовой гарантии установления и взимания размера платы за коммунальные услуги, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о законности заявленного истцом требования об обязании ответчика <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» произвести в отношении абонента Жихаревой Л.И., проживающей по адресу: <адрес> перерасчет излишне начисленной суммы по оплате за электрическую энергию, потребленную в местах общего пользования, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расчет за которую производится на основании подп.1 п.3 Приложения №2 Постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. (формула 9).

Как было установлено судом в ходе рассмотрения дела по существу, исковые требования заявлены Ефремовским межрайонным прокурором в защиту законных интересов гражданина, что в силу положения п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождает прокурора от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в суде общей юрисдикции.

Учитывая, что суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований истца, суд находит, что государственная пошлина в доход федерального бюджета подлежит взысканию пропорционально удовлетворенной части исковых требований с ответчика – <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания».

Учитывая, что судом рассмотрены и удовлетворены два требования неимущественного характера суд, руководствуясь положениями п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ считает необходимым взыскать с ответчика <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 4000 рублей за каждое исковое требование.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ефремовского межрайонного прокурора, в интересах Жихаревой Людмилы Ильиничны, к <данные изъяты> «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», <данные изъяты> «Городская коммунальная служба» о признании незаконными действий по оборудованию многоквартирного дома общедомовым прибором учета электрической энергии, к <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» о признании незаконными действий ресурсоснабжающей организации при расчете оплаты за электроэнергию, удовлетворить частично.

Признать действия <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» по начислению платы Жихаревой Л.И. за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы 9 пункта 3 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» незаконными.

Обязать <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» прекратить действия по начислению платы Жихаревой Л.И. за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы 9 пункта 3 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Обязать ресурсоснабжающую организацию <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» произвести потребителю, зарегистрированному и проживающему по адресу: <адрес> Жихаревой Л.И. перерасчет излишне начисленной суммы по оплате за электрическую энергию, потребленную в местах общего пользования, расчет за которую производится на основании подп. 1 п. 3 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. (формула 9) за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ

Исковые требования Ефремовского межрайонного прокурора, в интересах Жихаревой Людмилы Ильиничны, к <данные изъяты> «МРСК Центра и Приволжья», МУП «Городская коммунальная служба» о признании незаконными действий по оборудованию многоквартирного дома общедомовым прибором учета электрической энергии, оставить без удовлетворения.

.Взыскать с ответчика <данные изъяты> «Тульская сбытовая компания» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Ефремовский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.Н.Алексеева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>