Гражданское дело № 2 – 389 - 2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 февраля 2011 года. г.Ефремов Ефремовский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Тимофеевой Т.Н., при секретаре Шубине В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимова Юрия Алексеевича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района», департаменту социального развития Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», у с т а н о в и л: Трофимов Ю.А. получает пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Трофимов Ю.А. был награжден знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». В декабре 2010 года Трофимов Ю.А. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» за получением удостоверения «Ветеран труда». Решением ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» от ДД.ММ.ГГГГ за № в удовлетворении указанного заявления и выдаче Трофимову Ю.А. удостоверения «Ветеран труда» было отказано по тем основаниям, что Центросоюз России не является органом государственной власти, не имеет статус «Ведомство» и его награды не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Будучи несогласным с указанным решением ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района», Трофимов Ю.А. обратился в суд с указанным иском, указав в его обоснование следующее. В соответствии со ст.7 ФЗ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР и РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющими трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости. В юридической энциклопедии под редакцией Тихомирова М.Ю., издательства 2006 года, под ведомством понимается обычное центральное учреждение или группа учреждений, возглавляемых и обслуживающих определенную отрасль или сферу государственного управления, совокупность учреждений, находящихся в иерархической соподчиненности, исполняющих определенные функции. При таких обстоятельствах, он полагает, что вывод ответчика о том, что ведомство должно обязательно являться органом государственной власти, ошибочен. Центральный союз потребительских обществ России, выдавший ему ведомственный знак отличия, согласно ст.2 ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ», представляет собой союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг. Решения органов управления Центросоюза являются обязательными для потребительских обществ, а потому он полагает, что Центросоюз России является ведомством, так как является центральным учреждением по отношению к районным, областным, краевым и республиканским союзам потребительских обществ. В Тульской области в первоначальной редакции Закона от 28.02.2007 г. N 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труд», под ведомственными знаками отличия в труде понимались знаки, выданные: - руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти РФ; - уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (п.п. 1,п. 3, ст. 3 вышеназванного закона). Таким образом, он указывает, что первоначальная редакция закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО конкретизирует понятие «ведомство», прямо указывая на то, что ведомством могут являться как государственные, так и высшие центральные органы некоммерческих организаций. Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является некоммерческой организацией, согласно ст.31 п.1 закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Закон Тульской области от 28.02.2007 года N 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения Звания «Ветеран труда» не изменил основания и порядок присвоения звания, предусмотренный Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.95 N 5 - ФЗ. Кроме того, в ответе Тульской областной Думы № Д/24-595/1 от 16.03.2009 года на обращение Тульского облпотребсоюза по вопросу толкования Закона Тульской области от 07 октября 2008 года № 1093-ЗТО «О внесении изменений в статью 2 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» указано, что принятие данного Закона не повлекло последствий, препятствующих присвоению звания «Ветеран труда» работникам потребительской кооперации, награжденным значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». Более того, в письмах Минтруда и Минсоцзащиты РФ№ 2026 - ВЯ/4276/1-30 от 10 ноября 1995 года «Об ответах Минтруда России на запросы органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, касающимся ведомственных знаков отличия в труде», Минтруда и социального развития РФ № 4545-СК от 15 сентября 1997 года «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», Минтруда РФ от 07.10.98 г. N 5635-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», прямо указывается, что знак "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" следует относить к ведомственным знакам отличия в труде. Он полагает, что имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», а Управлением социальной зашиты населения Ефремовского района Департамента социального развития Тульской области принято незаконное решение об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда». Данное решение необоснованно нарушает его конституционное право на поддержку государства и социальную защиту. На основании изложенного, просит суд признать незаконным решение Управления социальной зашиты населения Ефремовского района Департамента социального развития Тульской области об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда», признать его право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Управление социальной защиты населения Ефремовского района Департамента социального развития Тульской области вынести решение о присвоении ему звания «Ветеран труда». Впоследствии заявленные исковые требования не изменялись и не уточнялись. Определением судьи от 31 января 2011 года при подготовке данного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика был привлечен департамент социального развития Тульской области. Соответчик Департамент социального развития Тульской области о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, в материалах дела имеется письменное ходатайство заместителя директора Департамента социального развития Тульской области И.А. Краюшкина о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя департамента. При таких обстоятельствах, суд, в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие соответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания и ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствие. Истец Трофимов Ю.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил уд их удовлетворить, признать незаконным решение Управления социальной зашиты населения Ефремовского района Департамента социального развития Тульской области об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда», признать его право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Управление социальной защиты населения Ефремовского района Департамента социального развития Тульской области вынести решение о присвоении ему звания «Ветеран труда», приведя в обосновании иска, доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района Тульской области» по доверенности Денисова Е.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленного иска, полагая, что доводы истца являются ошибочными и не основанными на нормах законодательства, подлежащего применению при рассмотрении данного вопроса, пояснив при этом, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», ветеранами труда являются - имеющие удостоверение «Ветеран труда»; - награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, согласно ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда») необходимыми условиями для присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1)наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2)наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в Трофимов Ю.А. награжден значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» 18.06.1997 года. По мнению истца, указанный знак относится к ведомственным знакам отличия в труде. Данное утверждение, по ее мнению, ошибочно, основано на личном усмотрении и толковании закона истцом, так как пунктом 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Органы потребительской кооперации никогда не входили в систему органов исполнительной власти. В настоящее время система и структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», в котором органы потребительской кооперации также не обозначены. Понятие «ведомство» в силу отсутствия законодательного определения данного термина можно трактовать с помощью различных словарей. Однако в каждом определении различных авторов, содержится ссылка на сферу государственного управления (систему органов государственной власти), в которую потребительская кооперация не входит. Органы потребительской кооперации (Центрсоюз России) не являете органом государственного управления. Правовых оснований для отнесения значка «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» к ведомственным знакам отличия труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», не имеется. Ссылка Истца, в доказательство своей позиции, на мнение зам. председателя Тульской областной Думы, не доказывает факта отнесения значка «3а добросовестный труд в потребительской кооперации России» к ведомственным наградам. Это всего лишь усмотрение и толкование конкретного лица. Из направленных в адрес суда письменных возражений соответчика Департамента социального развития Тульской области на исковые требования Трофимова Ю.А. следует, что соответчик Департамент социального развития Тульской области также считает требования истца о присвоении ему звания «Ветеран труда» необоснованными по следующим основаниям. В соответствии ч.1 ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО (в редакции Закона Тульской области от 07.12.2008 № 1093-ЗТО) "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда" для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В настоящее время понятие «ведомственный знак отличия в труде» законодательно не определено ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта Российской Федерации в т.ч. в Тульской области. Однако, юридическая энциклопедия под редакцией М.Ю. Тихомирова (МЛ 998 год) и «Современный экономический словарь» Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. (ИНФРА-М, 2006) дают следующие определения «ведомства», под которым понимается центральное учреждение или группа учреждений, возглавляющих и обслуживающих какую-либо отрасль государственного управления». Указ Президента Российской Федерации от 15.05.2008 № 725 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» не включает Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации в число органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление. В своем заявлении истец ссылается на письмо Минтруда Российской Федерации от 07.10.1998 г. № 5635-КС (далее - Письмо), которое утратило юридическую силу, в связи с изданием письма от 02.06.2008 г. N 3854-ЮВ «О письме Минтруда России от 07.10.1998 г. N 5635-КС» в котором Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации информирует, что Министерством юстиции Российской Федерации была проведена юридическая экспертиза Письма, согласно которой применение Письма на практике является неправомерным, а его дальнейшее использование в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не представляется возможным. Письмо Минтруда Российской Федерации N 2026-ВЯ, Минсоцзащиты Российской Федерации N 4276/1-30 от 10.11.1995 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", которое не было зарегистрировано в связи отказом Минюста в регистрации. В пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственных наградах Российской Федерации", "Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации") перечислены имеющиеся в числе государственных наград ордена, медали, почетные звания, среди которых отсутствует знак «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». Таким образом, система потребительской кооперации Российской Федерации не является ведомством, осуществляющим функции государственного управления какой-либо отраслью. На это обстоятельство указывают и положения Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Так, в статье 3 «Государство и система потребительской кооперации» подчеркивается, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключение случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями. Таким образом, представитель соответчика полагает, что награда Центросоюза РФ в виде нагрудного знака «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» является негосударственной. В качестве ведомственного знака отличия в труде данная награда не может рассматриваться, т.к. учреждена и выдана не органом государственного управления. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно подпункта 2 п. 1 ст.7 ФЗ «О Ветеранах» для приобретения статуса ветерана труда необходимо: - наличие орденов, медалей, почетных званий СССР или Российской Федерации либо награждение ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; - наличие трудового стажа не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин при условии, что они начали трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Так, согласно ст.1 Закона Тульской области № 797- ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», действующего с 18 марта 2007 г. (в ред. Законов Тульской области от 07.10.2008 N 1093-ЗТО, от 22.07.2010 N 1470-ЗТО), Статья 1. Условия присвоения звания "Ветеран труда", условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В соответствии с ч.3 ст. 2 вышеуказанного Закона Тульской области № 797- ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», действующего с 18 марта 2007 г. (в ред. Законов Тульской области от 07.10.2008 N 1093-ЗТО, от 22.07.2010 N 1470-ЗТО), лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда" по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют следующие документы: 1) подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде; (в ред. Закона Тульской области от 07.10.2008 N 1093-ЗТО) 2) подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 3) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Документами, подтверждающими награждение либо присвоение почетных званий, являются удостоверения, свидетельства, трудовые книжки и иные документы. Как усматривается из материалов дела, в декабре 2010 года Трофимов Ю.А. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» за получением удостоверения «Ветеран труда». Решением ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» от 23 декабря 2010 года за № 1836 в удовлетворении указанного заявления и выдаче Трофимову Ю.А. удостоверения «Ветеран труда» было отказано по тем основаниям, что Центросоюз России не является органом государственной власти, не имеет статус «Ведомство» и его награды не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Реализуя свое право на судебную защиту, в силу положений п. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей судебную защиту прав и свобод гражданина всеми не запрещенными законом способами, истец Трофимов Ю.А. обратился в суд за защитой своих прав, полагая, что они были нарушены ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» отказавшим ему в присвоении статуса «Ветеран труда». Проверяя доводы истца Трофимова Ю.А. о том, что он имеет право на присвоение указанного статуса суд исходит из следующего. 1) подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, выданными руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти либо уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в системе которых осуществлялась профессиональная деятельность (в штате которых состояли и получали заработную плату); 2) подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или выслугу лет; 3) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствует о том, что в настоящее время понятие «ведомственный знак отличия в труде» законодательно не определено ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта Российской Федерации в т.ч. в Тульской области. Указанное обстоятельство не было оспорено соответчиками в ходе судебного разбирательства. Законодательные акты также не содержат исчерпывающего перечня награда, знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Однако в ст.2 закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в редакции от 15 февраля 2007 года было указано, что лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда" по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют следующие документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, выданными руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти Российской Федерации либо уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в системе которых осуществлялась профессиональная деятельность (в штате которых состояли и получали заработную плату); Законом Тульской области «О внесении изменений в ст. 2 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 07.10.2008 года были внесены изменения, а именно была исключена фраза «награждение ведомственными знаками отличия в труде, выданными руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти РФ, либо уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в системе которых состояли и получали заработную плату». Вместе с тем как следует из ответа заместителя председателя Тульской областной Думы, являющегося согласно Устава Тульской области, законодательным органом субъекта Российской Федерации, на обращение председателя Совета Тульского областного союза потребительских обществ по вопросу толкования Закона Тульской области от 07 октября 2008 года № 1093-ЗТО «О внесении изменений в статью 2 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», внесение указанных изменений в Закон не повлекло последствий, препятствующих присвоению звания «Ветеран труда» работникам потребительской кооперации, награжденным значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». Как было установлено в ходе судебного разбирательства, истец Трофимов Ю.А. 28 сентября 1953 года рождения, достиг возраста, дающего право на получение пенсии по старости, и получает таковую, что подтверждается пенсионным удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Ефремов и Ефремовском районе Тульской области. Из трудовой книжки серии №, заполненной на имя Трофимова Ю.А., усматривается, что трудовой стаж последнего составляет более 40 лет, из которых он 24 года работает в системе потребительской кооперации России. Указанное обстоятельство соответчиками в ходе судебного разбирательства оспорено не было. ДД.ММ.ГГГГ Трофимов Ю.А. был награжден знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», что подтверждается удостоверением №, выданного председателем правления Центросоюза России. Анализируя указанные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что награда «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», которой был удостоен истец Трофимов Ю.А. относится к числу наград, которые являются одним из оснований для признания заявителя «Ветераном труда» в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 7 N 5-ФЗ "О ветеранах" и п.1 ст.1, пп.1 п.3 ст.2 Закона ТО № 797- ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». При этом суд также исходит из письма Минтруда России от 7 октября 1998 года N 5635-КС "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", где указано, что наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде. Среди указанных знаков отличия, подлежащих учету при присвоении звания «Ветеран труда» указан такой нагрудный знак, как «За добросовестный труд в потребительской кооперации». При таких обстоятельствах, когда судом установлено, что истец награжден ведомственным знаком, в предусмотренном на то время законодательством порядке, получает трудовую пенсию, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика в выдаче ему удостоверения "Ветеран труда" является незаконным, в связи с чем, обязывает выдать документ, подтверждающий право заявителя на получение мер социальной поддержки. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд р е ш и л: Иск Трофимова Юрия Алексеевича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района», департаменту социального развития Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», удовлетворить. Признать право Трофимова Юрия Алексеевича на присвоение звания «Ветеран труда». Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» присвоить Трофимову Юрию Алексеевичу звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Ефремовский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Т.Н. Тимофеева
лица:
несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 3 5 лет для женщин.