РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2011 года с. Архангельское
Ефремовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Мамоновой М.Н.,
при секретаре Пономаренко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-358/11 по иску Евсеева А.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Каменского района», Департаменту социального развития Тульской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», понуждении присвоить звание «Ветеран труда»,
у с т а н о в и л :
Евсеев А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Каменского района» Департамента социального развития Тульской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», понуждении присвоить звание «Ветеран труда».
В заявлении указывает, что он с ДД.ММ.ГГГГ работает в <данные изъяты>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел непрерывный трудовой стаж работы в ОВД 20 лет 7 месяцев 3 дня, который согласно ст. 13 Закона РФ № 4468 – 1 от 12 февраля 1993 года « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы и их семей» дает ему право для назначения пенсии за выслугу лет. За время службы в ОВД истец был награжден медалями «За отличие в службе» 2 и 3 степени.
Полагая, что на него распространяются положения п.1 ст.1 ст. 2 ст. 3 Закона Тульской области № 797 – ЗТО от 28 февраля 2007 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»», ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Каменского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», однако ДД.ММ.ГГГГ получил отказ за №, который считает незаконным.
Таким образом, истец просит суд признать незаконным решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», а также обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда» с момента его обращения в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения», то есть с 8 декабря 2010 года.
Кроме того, истец просит взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, а также расходы на оплату госпошлины в размере <данные изъяты> рублей, которые подтверждаются копиями квитанций.
Первоначальные исковые требования истцом были заявлены к Управлению социальной защиты населения Каменского района Департамента социального развития Тульской области, однако по ходатайству истца определением Ефремовского районного суда от 15 февраля 2011 года ненадлежащий ответчик был заменен надлежащим - государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Каменского района». Этим же определением по ходатайству представителя ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Каменского района» по доверенности ФИО5 в качестве соответчика для участия по делу был привлечен департамент социального развития Тульской области.
В судебном заседании истец Евсеев А.В. и его представитель адвокат Сидоров А.В., представивший ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, отказались от требований о взыскании с ответчика расходов на оплату госпошлины в размере <данные изъяты> рублей, в остальной части исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Каменского района» по доверенности Павлова С.П. в судебном заседании исковые требования Евсеева А.Н. не признала, указав, что в соответствии с п. 1 части 1 статьи 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Представитель ответчика полагает, что в ч. 2 ст. 2 Закона Тульской области № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»» определено, что у претендента на присвоение звания «Ветеран труда» трудовой стаж, подтвержденный документами должен соответствовать стажу, необходимому для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
При применении данной нормы Федерального закона от 12 января 1995 года № 5 –ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации, поскольку в ныне действующем Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вместо понятия «трудовой стаж» используется понятие «страховой стаж», а пенсия за выслугу лет не упоминается вовсе, так как она предусмотрена только за государственную службу.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» для приобретения права на пенсию по старости необходимо иметь трудовой стаж (то есть общую продолжительность трудовой деятельности в календарном исчислении: мужчинам - не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста), женщинам – не менее 20 лет (при достижении 55-летнего возраста). Сотрудникам силовых ведомств с учетом трудового стажа пенсия за выслугу лет в соответствии с вышеуказанным законом никогда не назначалась. Пенсионное обеспечение данной категории граждан осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно –исполнительной системы, и их семей».
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 173 – ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п. 37 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом № 4468-1, засчитывается в страховой стаж в календарном исчислении в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы или иной деятельности.
В ст. 30 Федерального закона № 173 – ФЗ содержатся правовые нормы, связанные с необходимостью наличия у гражданина общего трудового стажа и регулирующие учет пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 года, то есть до вступления нового пенсионного законодательства.
Под общим трудовым стажем в ст. 7 названного Федерального закона № 173-ФЗ понимается 25 лет – у мужчин, и 20 лет – у женщин.
Таким образом, представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Каменского района» по доверенности Павлова С.П. полагает, что Евсееву А.В. не может быть присвоено звание «Ветеран труда», так как согласно записей в его трудовой книжке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его общий трудовой стаж составил 22 года 7 месяцев 19 дней, то есть менее 25 - летнего трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости.
Следовательно, представитель ответчика просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований о присвоении звания «Ветеран труда».
Кроме того, ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Каменского района» по доверенности Павлова С.П. указывает, что их учреждение финансируется за счет бюджетных средств Тульской области, предпринимательской деятельностью не занимается, других источников финансирования не имеет. Принимая во внимание составленное адвокатом исковое заявление и приложенные к нему документы, ГУ ТО «УСЗН Каменского района» считает, что сумма оплаты услуг адвоката чрезмерно завышена, поскольку ответчиком в исковом заявлении указана организация, не имеющая юридического отношения к ГУ ТО «УСЗН Каменского района», в связи с чем просит освободить от судебных расходов по оплате госпошлины, заявленной истцом, и снизить взыскиваемую сумму за услуги адвоката до разумных пределов.
Представитель департамента социального развития Тульской области, привлеченного для участия по делу в качестве соответчика определением Ефремовского районного суда от 15 февраля 2011 года, в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен. Заместитель директора департамента ФИО7 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента, представив суду свои возражения, в которых выразил свое несогласие с исковыми требованиями истца по следующим основаниям.
В соответствии с Законом Тульской области от 28.02.2007 №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» одним из условий присвоения звания "Ветеран труда" наряду с наличием государственных или ведомственных наград за трудовые отличия является наличие у гражданина трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Право на получение пенсии за выслугу лет не означает, что истец имеет право на получение звания «Ветеран труда», равно как и присвоение звания «Ветеран труда» не требует фактического его выхода на пенсию за выслугу лет.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или; служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 13 вышеназванного закона в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (до 01.01.2002);
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом от 17.12.2001 №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Закон о трудовых пенсиях вступил в силу 01.01.2002. До указанной даты действовали нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в соответствии со ст. 90 которого в трудовой стаж включалась служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войны.
Таким образом, в силу статьи 10 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации», статьи 30 Закона о трудовых пенсиях трудовым стажем, необходимым для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, является именно стаж, составляющий не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Учитывая, что трудовой стаж истца составляет менее 25 лет, присвоить звание «Ветеран труда» по мнению заместителя департамента социального развития Тульской области ФИО7 не представляется возможным.
Суд, выслушав истца Евсеева А.В., его представителя адвоката Сидорова А.Н., представителя ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Каменского района» по доверенности Павлову С.П., принимая во внимание письменные возражения заместителя директора департамента социального развития Тульской области ФИО10 относительно предмета спора, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) "О ветеранах" ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
ДД.ММ.ГГГГ в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона)
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28 февраля 2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии ч.1 ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО (в редакции Закона Тульской области от 07.12.2008 № 1093-ЗТО) для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с п.3 ст.2 Закона Тульской области от 28.02.2007г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде (в ред. Закона Тульской области от 07.10.2008 N 1093-ЗТО).
Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».
Как установлено в судебном заседании истец Евсеев А.В. приказом УВД Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № л/с он награжден медалью «За отличие в службе» 3 степени. Приказом УВД Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № л/с истец награжден медалью «За отличие в службе» 2 степени.
Данное обстоятельство подтверждается исследованными в судебном заседании удостоверениями (л.д.8) и не оспаривается ответчиками, поскольку, основанием для отказа в присвоении Евсееву А.В. звания «Ветеран труда» послужило отсутствие необходимого трудового стажа для назначения пенсии по старости, который, по мнению ответчиков, для Евсеева А.В. должен составлять 25 лет.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. В соответствии со ст. 1 названного Закона к лицам, на которых распространяется действие настоящего Закона относятся, наряду с другими, и лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР.
Как следует из представленной истцом копии трудовой книжки серии № на имя Евсеева А.В., <данные изъяты> года рождения, он с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел.
Следовательно, на момент обращения в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Каменского района», то есть на 8 декабря 2010 года имел общий стаж 22 года 7 месяцев 19 дней, что дает ему основания для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным выше Федеральным законом Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года.
Наличие у Евсеева А.В. трудового стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет, подтверждается также справкой, выданной ОВД по Каменскому району Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что общий трудовой стаж прапорщика Евсеева А.В. на ДД.ММ.ГГГГ составляет 27 лет 4 месяца 10 дней, из которого служба в ВС РФ – 1 год 11 месяцев 10 дней; льготная служба в ОВД 25 лет 5 месяцев 8 дней, а общая служба в ОВД – 20 лет 7 месяцев 3 дня.
Таким образом, в судебном заседании с достаточной полнотой установлено, что Евсеев А.В. награжден медалями «За отличие в службе» 2 и 3 степени, а также имеет необходимый трудовой стаж за выслугу лет, необходимый для назначения пенсии в соответствии со ст. 13 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», следовательно, все условия для получения звания «Ветеран труда» Евсеевым А.В. соблюдены.
Таким образом, суд находит требования истца о признании незаконным решения комиссии по разрешению спорных вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Каменского района» об отказе в присвоении истцу звания «Ветеран труда» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчиков о том, что истец не имеет права на получение звания «Ветеран труда» по причинам отсутствия у него 25 – летнего трудового стажа, дающего основания для назначения пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», суд полагает несостоятельными, поскольку в соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15.12.2001г. пенсия за выслугу лет сотрудникам милиции назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Таким образом, суд приходит к выводу, что пенсия, назначаемая военнослужащим за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», относится к государственным пенсиям и назначается сотрудникам милиции при не достижении ими общеустановленного пенсионного возраста.
Суд считает необходимым обязать комиссию по рассмотрению документов граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» при государственном учреждении Тульской области «Управление социальной защиты населения Каменского района» вынести решение о присвоении Евсееву А.В. звания «Ветеран труда» с момента первоначального обращения, то есть с 8 декабря 2010 года.
В силу требований ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд, по ее ходатайству, присуждает расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из представленных истцом копии квитанции усматривается, что истцом затрачено на оплату услуг представителя <данные изъяты> рублей, что значительно меньше, чем указано в Положении об оплате адвокатов, утвержденном председателем коллегии адвокатов г. Ефремов и Ефремовского района, также представленного истцом.
Таким образом, учитывая характер исковых требований, объем оказанной представителями юридической помощи, суд считает справедливым взыскать с ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Каменского района» в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в полном объеме, то есть <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
исковые требования Евсеева А.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Каменского района», Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», понуждении присвоить звание «Ветеран труда» удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению документов граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» при государственном учреждении Тульской области «Управление социальной защиты населения Каменского района» об отказе в присвоении Евсееву А.В. звания «Ветеран труда».
Обязать комиссию по рассмотрению документов граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» при государственном учреждении Тульской области «Управление социальной защиты населения Каменского района» вынести решение о присвоении Евсееву А.В. звания «Ветеран труда» с 8 декабря 2010 года.
Взыскать с государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Каменского района» в пользу Евсеева А.В. расходы на оплату услуг адвоката в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ефремовский районный суд в течение 10 дней с момента принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Мамонова М.Н.