РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ефремов 10 мая 2011 года
Ефремовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Алексеевой Л.Н.,
при секретаре Шубине В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-805-2011 по иску Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Мальцева С.А., Проселковой Н.С., Лаврищевой В.Е., Азизова О.И., Беловой Е.В., Волкова А.А., Клыковой Н.Е., Герасимова С.В., Деревниной Д.А., Савилова П.В., Волковой В.Н., Солоповой А.П., Тихоновой Д.И., Шустовой З.Н., Разенкова В.А. к Муниципальному учреждению социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский», Администрации Муниципального образования город Ефремов Ефремовского района об оборудовании МУ МЦ «Октябрьский» специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов,
у с т а н о в и л :
Ефремовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах вышеуказанных граждан-инвалидов к ответчикам Муниципальному учреждению социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский», Администрации Муниципального образования город Ефремов Ефремовского района об оборудовании МУ МЦ «Октябрьский» специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратурой осуществляется надзор за исполнением законодательства, направленного на защиту прав и свобод инвалидов, использующих кресла-коляски, на свободный доступ к объектам культуры, здравоохранения и социального обслуживания. В соответствии с санитарными нормами и правилами 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, помимо прочего, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема.
Между тем, Муниципальное учреждение социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский», расположенное по адресу: Тульская область, г.Ефремов, ул.Мира, д. 2 относящееся к объектам социальной инфраструктуры, не оборудовано необходимыми средствами подъема для маломобильных групп населения, что, по мнению прокурора, является нарушением требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181- ФЗ.
Мальцев С.А., Проселкова Н.С., Лаврищева В.А., Азизов О.И., Белова Е.В., Волков А.А., Клыкова Н.Е., Герасимов С.В., Деревнина Д.А., Савилов П.В., Волкова В.Н., Солопова А.П., Тихонова Д.И., Шустова З.Н., Разенков В.А., являются инвалидами, использующими кресла-коляски, в силу чего не могут реализовать свое право на обращение в суд. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора в интересах указанных лиц в суд с требованием об обязании ответчиков привести здание Муниципального учреждения социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский», в соответствии с санитарными нормами и правилами 35-01-2001 «Доступность и сооружений для маломобильных групп населения».
19.04.2011 года прокурор по ранее заявленным основаниям дополнил свое исковое требование и просил обязать ответчиков оборудовать главный вход здания Муниципального учреждения социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский» специальными приспособлениями (настилом) для беспрепятственного доступа инвалидов.
Истцы Мальцев С.А., Проселкова Н.С., Лаврищева В.А., Азизов О.И., Белова Е.В., Волков А.А., Клыкова Н.Е., Герасимов С.В., Деревнина Д.А., Савилов П.В., Волкова В.Н., Солопова А.П., Тихонова Д.И., Шустова З.Н., Разенков В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства по делу извещались судом должным образом.
Прокурор Ефимова Ю.А., действующая в интересах вышеуказанных граждан, в судебном заседании уточненное исковое требование поддержала в полном объеме, просила суд иск удовлетворить.
Представители ответчиков - Муниципального учреждения социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский», Администрации муниципального образования город Ефремов Ефремовского района в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства по делу извещались судом должным образом, причину неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали. В заявлениях, представленных в суд указали, что против удовлетворения иска не возражают.
Представитель третьего лица – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» на основании доверенности Денисова Е.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, считая их законными и обоснованными.
В силу ч. 3, ч.4, ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ответчиков и истцов.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности …и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «ж» части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
В ходе судебного разбирательства из Устава Муниципальное учреждение социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский» 2010 года судом установлено, что Муниципальное учреждение социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский» (сокращенное название МУ МЦ «Октябрьский») является юридическим лицом, создано и действует в соответствии с Гражданским кодексом РФ и действующим законодательством РФ для обеспечения реализации государственной молодежной политики на территории муниципального образования город Ефремов Ефремовского района.
Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, образовательными учреждениями, а также органами культуры, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел, физической культуры и спорта, молодежными и детскими общественными объединениями, средствами массовой информации, а также иными заинтересованными организациями.
В пункте 1.5 Устава указано, что учредителем Центра является администрация муниципального образования город Ефремов Ефремовский район.
Таким образом, судом установлено, что Муниципальное учреждение социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский» является учреждением культуры, предназначенным для посещения населением не только муниципального образования, но и иными гражданами, в том числе и лицами с ограниченными возможностями, в связи с чем, в силу ст. 45 ГПК РФ суд полагает, что прокурор обоснованно обратился в суд за защитой прав инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
В связи с этим должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа людей с недостатками физического и психического развития в зданиях и помещениях учреждений культуры, включая пандусы, специальные лифты.
Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).
Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, настилов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что здание Муниципального учреждения социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский», в том числе и главный вход здания не оборудованы специальными приспособлениями для доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе, использующих кресла-коляски.
Данное обстоятельство подтверждается сообщением Администрации муниципального учреждения социальной службы для молодежи Молодежный центр «Октябрьский» от 03.05.2011 г. за № 115, из которого судом установлено, что на пороге главного входа высота 10 см. и парапете высота 10 см. для беспрепятственного доступа инвалидов, возможно, установить цементированный настил. Вход в зрительный зал расположен на 1-ом этаже, оборудован наклонным полом. На 2-ом этаже МУ МЦ «Октябрьский» расположены рабочие кабинеты сотрудников и танцзалы, куда доступ инвалидов не обязателен.
Таким образом, принимая во внимание, что в настоящее время главный вход здания Муниципального учреждения социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский» не оборудован специальными приспособлениями для доступа в задание инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе, использующих кресла-коляски, суд полагает, что данный объект подлежит оснащению специальными приспособлениями для доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения при реконструкции, ремонте или в рамках общего благоустройства.
Разрешая вопрос на кого из ответчиков надлежит возложить обязанность по оборудованию здания Муниципального учреждения социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский» специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, суд исходит из следующего:
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, при этом федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Часть третья статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указывает, что государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеизложенных требований законодательства, суд приходит к выводу, что Муниципальное учреждение социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский», а также его учредитель – администрация муниципального образования город Ефремов Ефремовского района обязаны обеспечить инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственный доступ в здание Центра.
При определении видов специальных приспособлений для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание МУ МЦ «Октябрьский», суд принимает за основу заключение Муниципального учреждения социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский», возражений относительно обоснованности которого, суду не представлено.
Проанализировав изложенное в совокупности с вышеприведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственного доступа в здание Центра путем установления цементированного настила, выполненного в соответствии со СНиП 35.01-01, надлежит возложить как на Муниципальное учреждение социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский», так и на учредителя учреждения – Администрацию муниципального образования город Ефремов Ефремовского района, за счет средств бюджета муниципального образования город Ефремов Ефремовского района.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Принимая во внимание, что в силу требований ст. 45 ГК РФ прокурор освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины, суд, руководствуясь ст. 333.19 НК РФ, учитывая, что заявленные прокурором исковые требования, носят неимущественный характер, считает необходимым взыскать с ответчиков – Муниципального учреждения социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский», Администрации муниципального образования город Ефремов Ефремовского района в доход государства государственную пошлину.
В силу стать 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Пункт 2 ст. 333.20 налогового кодекса РФ предусматривает, что суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что соответчики не являются коммерческими организациями, находятся на бюджетном финансировании, свободных средств не имеют, суд полагает возможным снизить размер, подлежащей оплате каждым из соответчиков государственной пошлины до 100 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Мальцева С.А., Проселковой Н.С., Лаврищевой В.Е., Азизова О.И., Беловой Е.В., Волкова А.А., Клыковой Н.Е., Герасимова С.В., Деревниной Д.А., Савилова П.В., Волковой В.Н., Солоповой А.П., Тихоновой Д.И., Шустовой З.Н., Разенкова В.А. к ответчикам Муниципальному учреждению социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский», Администрации Муниципального образования город Ефремов Ефремовского района об оборудовании МУ МЦ «Октябрьский» специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский», Администрацию Муниципального образования город Ефремов Ефремовского района в целях обеспечения инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения, беспрепятственного доступа в здание Муниципальному учреждению социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский» оборудовать главный вход здания МУ МЦ «Октябрьский», расположенное по адресу: Тульская область г.Ефремов, ул.Мира, д.2, цементированным настилом, выполненным в соответствии со СНиП 35.01-01 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Взыскать с Муниципального учреждения социальной службы для молодежи «Молодежный центр «Октябрьский» в доход государства государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования город Ефремов Ефремовского района в доход государства государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Ефремовский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.Н.Алексеева