РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 июня 2011 г. г. Ефремов Тульской области Ефремовский районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Алексеевой Л.Н., при секретаре Исаевой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1023-2011 по иску Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО <адрес> об обязании поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное кладбище, у с т а н о в и л: Прокурор Ефремовской межрайонной прокуратуры в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Администрации МО <адрес> об обязании поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное кладбище. В обоснование заявленного требования указал, что в силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значение поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии с п.23 ч.1 ст.7 Устава МО <адрес> организация ритуальных услуг и организация мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального образования. Согласно ст. 24 Устава муниципального образования <адрес> в структуру органов местного самоуправления муниципального образования <адрес> входит администрация муниципального образования. В соответствии со ст. 17, 18 Положения об администрации муниципального образования <адрес>, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, администрация осуществляет исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения; вправе исполнять полномочия, определенные федеральными законами, законами <адрес>, Уставом, муниципальными правовыми актами Собрания, Главы, заключенными соглашениями с органами местного самоуправления иных Муниципальных образований. Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что на территории муниципального образования <адрес> расположено два кладбища, в том числе новое кладбище, площадью <данные изъяты> га, расположенное по <адрес>. Земельный участок, на котором расположено общественное кладбище (новое) в <адрес> площадью <данные изъяты> га, не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание данного земельного участка и не определены его границы. Право собственности на вышеуказанный земельный участок, на котором расположено кладбище, не зарегистрировано в установленном законом порядке. В результате органами местного самоуправления МО <адрес> не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Ссылаясь на нормы Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц истец просит суд обязать ответчика Администрацию муниципального образования <адрес> поставить земельный участок по адресу: <адрес> на котором расположено общественное кладбище (новое), на кадастровый учет. В судебном заседании старший помощник прокурора Ефремовской межрайонной прокуратуры Холодкова Е.В. иск Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, поддержала. По изложенным в исковом заявлении основаниям уточнила заявленное исковое требование и просила обязать ответчика в течение одного года поставить на кадастровый учет земельный участок, по адресу: <адрес>, на котором расположено общественное кладбище (новое). Представитель ответчика Администрации МО <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен должным образом. Не просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Возражения на иск не представил. Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен должным образом. В направленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Возражений на иск не представил. Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дел, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам. Согласно ст. 6 Земельного кодекса (ЗК) РФ земельные участки являются объектами земельных отношений. В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии со ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о местоположении границ земельного участка, его площадь, категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование. В результате описания и индивидуализации в Едином государственном реестре недвижимости каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения; в собственности поселений могут находиться земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Согласно ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления. Статьями 16 и 17 того же Закона установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест погребения. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8.04.2003 г. № 35 с 15 июня 2003 г. введены в действие «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6.04.2003 г. Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков. В соответствии с п.23 ч.1 ст.7 Устава МО <адрес> организация ритуальных услуг и организация мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального образования. Согласно ст. 24 Устава муниципального образования <адрес> в структуру органов местного самоуправления муниципального образования <адрес> входит администрация муниципального образования. В соответствии со ст. 17, 18 Положения об администрации муниципального образования <адрес>, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования <адрес> № 8-31 от 04.07.2006 г., администрация осуществляет исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения; вправе исполнять полномочия, определенные федеральными законами, законами <адрес>, Уставом, муниципальными правовыми актами Собрания, Главы, заключенными соглашениями с органами местного самоуправления иных Муниципальных образований. Судом из материалов дела установлено, что на территории МО <адрес> расположено 2 кладбища старое площадью <данные изъяты> га, в том числе действующее новое кладбище по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> га. Согласно уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонного отдела № ФГУ «Земельная кадастровая палата» (л.д. 20) установлено, что сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> га. (новое кладбище), в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Из уведомления Управления Росреестра по <адрес> (л.д. 22) следует, что отсутствуют сведения о правах на земельный участок старое и новое кладбища, расположенные по адресу: <адрес>. В Ефремовском райкомземе данные земельные участки до ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрированы. Правоустанавливающие документы на земельные участки не выдавались. Согласно уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объект недвижимого имущества: земельный участок в районе нового кладбища, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д.32) Межевание земельного участка, занимаемого новым кладбищем не проводилось, в связи с отсутствием денежных средств, что подтверждается ответом Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.8,9). Сведений о межевании земельного участка другими органами суду не представлено. Судом установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное кладбище (новое) по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями ст. 4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» не отведен, на кадастровый учет не поставлен, межевание занимаемого кладбищем земельного участка не проведено и его границы не определены в соответствии с действующим законодательством. В результате администрацией МО <адрес> не реализуются закрепленные в законе и Уставе муниципального образования полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельного участка, на котором расположено кладбище, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. При установленных обстоятельствах дела и отсутствии возражений ответчика, суд признает требование Ефремовского межрайонного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. Решая вопрос о сроке, в течение которого земельный участок должен быть поставлен на учет, суд, учитывая, что это потребует изыскания бюджетных средств, размещения муниципального заказа и может потребовать необходимости получения заключения специалистов, признает разумным срок 1 год на исполнение решения. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО <адрес> об обязании поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное кладбище, удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное кладбище (новое) по адресу: <адрес> Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Ефремовский районный суд Тульской области. Судья Л.Н.Алексеева