Решение от 28.09.2011г. о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2011 года                                                            с. Архангельское

Ефремовский суд Тульской области в составе:

председательствующего Мамоновой М.Н.,

при секретаре Пономаренко Н.В.,

с участием помощника прокурора Каменского района Косинова С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 1572/11 по иску прокурора <адрес> в интересах Солдатова Николая Владимировича к администрации муниципального образования <адрес> и комитету <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Солдатова Н.В. к администрации МО <адрес> и Комитету <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о предоставлении Солдатову Н.В. жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте муниципального образования <адрес> в виде отдельной квартиры, не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органами местного самоуправления <адрес>.

Свои исковые требования прокурор <адрес> мотивировал тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, при определении Солдатова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в интернатное учреждение было закреплено за ним на основании постановления главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Комиссией администрации МО <адрес> проведена проверка жилищных условий указанного жилого помещения, в ходе которой установлено, что жилой дом разрушен, нет ни окон, ни дверей, отсутствуют полы и потолки, остались только стены, о чем был составлен соответствующий акт.

Таким образом, в настоящий момент у Солдатова Н.В. отсутствует жилое помещение для проживания и, следовательно, он нуждается в улучшении жилищных условий.

Ссылаясь на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», а также Закона Тульской области от 7 октября 2009 года № 1336-ЗТО «О защите прав ребенка» прокурор <адрес>, действующий в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ и ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», полагает, что обязанности по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены как на органы местного самоуправления, так и на орган исполнительной власти области, уполномоченный в сфере опеки и попечительства – Комитет <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.

Решением собрания представителей муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма на одного человека в размере 15,0 кв.м. общей площади.

Солдатов Н.В. на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, прокурор <адрес>, действующий в интересах Солдатова Н.В., просил суд обязать как администрацию МО <адрес>, так и Комитет <адрес> предоставить Солдатову Н.В. жилое помещение, отвечающее требованиям действующего законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Косинов С.С. исковые требования прокурора в интересах Солдатова Н.В. поддержал в полном объеме.

Истец Солдатов Н.В. исковые требования прокурора <адрес> поддержал, указав, что его мать ФИО6 умерла, а его отец ФИО7 решением Каменского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав, он был направлен как сирота в Дубовскую школу-интернат <адрес>, обучение в которой закончил в ДД.ММ.ГГГГ. За ним осталась закрепленная жилплощадь в однокомнатной квартире, принадлежащей СПК «Искра», но в настоящее время это жилое помещение не пригодно для проживания. С ДД.ММ.ГГГГ он неоднократно обращался в администрацию МО <адрес> и в органы опеки с целью решения его жилищного вопроса, однако до настоящего время этот вопрос не решен.

Представитель администрации МО <адрес> по доверенности Колобкова Ю.В. в судебном заседании исковые требования признала в части обязания комитета <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Солдатову Н.В. жилое помещение, поскольку именно этот орган правомочен решать жилищные вопросы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она полагает, что администрация МО <адрес> не может являться надлежащим ответчиком по делу еще и потому, что жилое помещение, закрепленное за Солдатовым Н.В. при направлении его в интернатное учреждение, принадлежало СПК «Искра» и не находилось в муниципальной собственности. В настоящее время это жилье также не является муниципальной собственностью.

Представитель Комитета <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Боброва В.Ю. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем указала в своем письменном заявлении. Боброва В.Ю. так же, поддерживая доводы своих возражений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-24), просила суд отказать истцу в удовлетворении его требований.

В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Заслушав помощника прокурора Косинова С.С., истца Солдатова Н.В., представителя администрации МО <адрес> Колобкову Ю.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Солдатов Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающий в <адрес>, был определён в детское государственное воспитательное учреждение в связи с лишением его отца – ФИО7 родительских прав и в связи со смертью его матери ФИО6 (л.д. 11). При этом за несовершеннолетним Солдатовым Н.В. была закреплена жилая площадь в «колхозном деревянном доме, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв. м..

Согласно Акту обследования жилого дома без номера и даты, подписанного ведущим специалистом МО Галицкое ФИО11, жилое помещение, ранее принадлежащее ФИО7, умершему в ДД.ММ.ГГГГ находится в бесхозном состоянии. В доме никто не проживает. Дом находится в аварийном состоянии, для проживания не пригоден, так как в строении отсутствуют: двери, окна, полы; частично разрушена кровля; стены дома имеют большие трещины (л.д. 12).

Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заданию прокуратуры <адрес> проведено обследование помещения – жилого дома, закрепленного за Солдатовым Н.В. на основании постановления главы муниципального образования «Каменский район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного в <адрес>. Комиссией установлено, что на месте размещения дома имеются развалины (груды кирпича). Объект в качестве жилого помещения отсутствует (л.д. 20).

Данные обстоятельства подтверждаются также заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).

Управлением Росреестра по <адрес> представлено Уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно на недвижимое имущество Солдатова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 13).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Солдатов Н.В., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет, закреплённого за ним жилого помещения, поскольку ранее закреплённое за ним жилое помещение не пригодно для проживания, следовательно при разрешении данных спорных правоотношений следует руководствоваться нормами права, действующими на данный период времени.

В статье 5 Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно статья 8 данного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 и пунктов 1,2 статьи 5 Закона Тульской области №902-ЗТО от 12.11.2007. “О жилищном фонде <адрес>” к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Жилые помещения жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма, на основании решения уполномоченного органа.

Жилые помещения жилищного фонда <адрес> предоставляются на всех членов семьи, проживающих совместно с гражданином, включенным им в заявлении о принятии на учёт. Общая площадь предоставляемого жилого помещения, приходящегося на одного человека, не должна быть менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органом местного самоуправления, где гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Жилое помещение площадью менее нормы предоставления на одного человека может предоставляться только с согласия гражданина без снятия его с учета.

Решением Собрания представителей муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма на одного человека в размере <данные изъяты> кв. м общей площади.

В силу пункта 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, определен комитет <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.

Анализируя выше перечисленные нормы федерального законодательства и законодательства <адрес>, регулирующие данные спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования о наложении обязательства по предоставлению Солдатову Н.В. жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования <адрес> в виде отдельной квартиры, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.

При этом надлежащим ответчиком по делу следует признать и комитет <адрес>, поскольку дополнительные гарантии прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и в силу выше указанного Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, определен комитет <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.

Доводы представителя Комитета <адрес> по семейной и демографической политике, опеке и попечительству Бобровой В.Ю., изложенные в письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-24), о том, что обязательство по предоставлению жилого помещения Солдатову Н.В. следует налагать на администрацию МО <адрес>, так как именно администрация несёт ответственность за сохранность жилого помещения, закреплённого ранее за Солдатовым Н.В., суд считает несостоятельными, поскольку на момент возникновения данных спорных правоотношений действующим законодательством эта обязанность возложена на Комитет по семейной и демографической политике, опеке и попечительству и эта обязанность не зависит от причин и обстоятельств, по которым отсутствует жилое помещение, закреплённое за лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора <адрес> в интересах Солдатова Николая Владимировича к администрации муниципального образования <адрес> и комитету <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.

Обязать <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Солдатову Николаю Владимировичу жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования <адрес> в виде отдельной квартиры, общей площадью приходящейся на одного человека не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органами местного самоуправления <адрес>, то есть не менее <данные изъяты> кв. м.

В удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации МО <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ефремовский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Мамонова М.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200