Решение от 04.04.2011г. о признании бездействий ТСЖ и администрации МО, выразившихся в ненадлежащем контроле за соблюдением сроков выполнения ремонтных работ в рамках ФЗ РФ № 185



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 апреля 2011 года с. Архангельское

Ефремовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Мамоновой М.Н.,

при секретаре Пономаренко Н.В.,

с участием помощника прокурора Каменского района Тульской области Сергеева И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каменского района Тульской области к товариществу собственников жилья «Каменка», администрации муниципального образования Архангельское <адрес> о признании бездействий ТСЖ «Каменка» и администрации муниципального образования <адрес>, выразившихся в ненадлежащем контроле за соблюдением сроков выполнения ремонтных работ в рамках Федерального закона РФ № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства» незаконными,

у с т а н о в и л :

прокурор Каменского района обратился в суд с настоящим иском, указав, что согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В целях настоящего Федерального закона создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Целями деятельности Фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

В соответствии с постановлением администрации Тульской области от
30.11.2010 № 1122 «О внесении изменения в Постановление администрации
Тульской области от 10.06.2008 № 331 «Об утверждении Правил
предоставления субсидий из бюджета Тульской области местным бюджетам на
обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за
счет средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Тульской области», утверждены Правила, устанавливающие порядок и условия предоставления субсидий из бюджета Тульской области местным бюджетам на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Тульской области.

Перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту за счет указанных субсидий, устанавливается региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утверждаемой постановлением администрации <адрес>.

Прокуратурой Каменского района проведена проверка исполнения законодательства при расходовании средств, выделенных на реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

В ходе проверки установлено, что многоквартирные дома <адрес> и <адрес> были включены в региональную адресную программу капитального ремонта многоквартирных домов на основании постановления администрации <адрес> от 18.03.2010 № 253 «Об утверждении Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тульской области на ДД.ММ.ГГГГ год».

На основании протокола общего собрания собственников данных многоквартирных домов от ДД.ММ.ГГГГ № собственники многоквартирных домов решили создать ТСЖ «Каменка».

Согласно п.2.2. Устава ТСЖ «Каменка», зарегистрированного Межрайонной ИФНС № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, товарищество осуществляет управление многоквартирными домами, выполнение работ и услуг по содержанию и ремонту, в том числе капитальному ремонту, реконструкции помещений в многоквартирных домах.

Таким образом, собственники многоквартирных домов доверили ТСЖ «Каменка» в рамках реализации Федерального закона РФ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» улучшить гарантированное Конституцией Российской Федерации право на благоприятные условия проживания.

С целью проведения ремонтных работ ТСЖ «Каменка» заключило договор подряда с ООО «ТЕМП-2» от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ №. Был установлен срок окончания ремонтных работ ДД.ММ.ГГГГ.

На основании отмеченного договора подряда в указанных домах запланированы следующие виды ремонтных работ: ремонт фасадов многоквартирных домов № по улице <адрес>; ремонт кровли многоквартирного <адрес> по улице <адрес>. Всего на сумму 2721078,1 рублей.

В ходе проведения проверки установлено, что ФИО7 ремонтные работы не выполнены.

Акты выполненных работ ни по одному из видов работ не подписаны, работы не сделаны.

Таким образом, проверка показала, что, в нарушение сроков ремонт фасадов многоквартирных домов № по улице <адрес> и ремонт кровли многоквартирного дома № по улице <адрес>, до настоящего времени не выполнены.

Анализируя вышеизложенное, истец сделал вывод об отсутствии надлежащего контроля Заказчика за ходом и сроками выполнения работ, а также заинтересованности в окончании проведения работ в установленные сроки.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включаются:

помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и
предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого
помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего
пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы,
лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические
этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений
встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские,
технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные
коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого
помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные,
бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая
фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты,
несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома,
обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая
окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные
ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и
благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные
подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного
многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и
спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на
котором расположен многоквартирный дом.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

С ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Каменка» действенных мер к ФИО7 в связи с нарушением сроков выполнения ремонтных работ не принималось.

Кроме того, ТСЖ «Каменка» с момента нарушения ФИО7 сроков окончания ремонтных работ: не обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о расторжении договора подряда с ФИО7 в связи с несоблюдением условий договора и не заключили договор подряда с иной подрядной организацией.

Указанные факты свидетельствуют о длительном бездействии ТСЖ «Каменка», как заказчика, по обязанию ФИО7 произвести ремонтные работы в многоквартирных домах № по улице <адрес> и № по улице <адрес> в установленные договором подряда сроки, что является грубейшем нарушением Конституции РФ федерального законодательства и приводит к серьезному ущемлению прав и интересов проживающих в указанных домах граждан, ухудшая их жилищные условия, возможности нанесения вреда их здоровью.

Согласно Постановлению администрации Тульской области от 18.03.2010 № 253 «Об утверждении Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тульской области на 2010 год» исполнителями данной программы являются, в том числе и органы местного самоуправления <адрес>.

В бюджете муниципального образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ были предусмотрены средства в размере 12540044 рублей, выделенные из Фонда содействия реформирования ЖКХ на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и денежные средства местного бюджета в объеме 1 037000 рублей.

На ремонтные работы многоквартирных домов № по улице <адрес> и многоквартирного дома № по улице <адрес> было выделено 2721078,1 рублей.

Однако со стороны органов местного самоуправления муниципального образования <адрес>, как исполнителя Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории <адрес> на 2010 год, действенных мер по организации в соответствии с требованиями законодательства капитального ремонта многоквартирных жилых домов, включенных в адресную программу, а также завершению ремонта, не принималось.

Формальный подход к разрешению данной ситуации свидетельствует о недобросовестном исполнении ТСЖ «Каменка» своих обязательств Заказчика, администрацией муниципального образования <адрес>, как исполнителя Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории <адрес> на 2010 год, в непринятии мер к завершению ремонта, чем подрывают свой авторитет среди жителей, вызывают недоверие.

В свою очередь подрядная организация ФИО7 взявшая на себя обязательства по проведению ремонтных работ в домах № по улице <адрес> и № по улице <адрес>, при подписании договора подряда была уведомлена об условиях договора, сроках выполнения работ.

Предъявление данного иска прокурором <адрес> обусловлено тем, что отсутствие капитального ремонта многоквартирных домов нарушает права жильцов на благоприятные жилищные условия, а также может стать причиной разрушения многоквартирных домов и как следствие этого возникновению чрезвычайной ситуации, угрожающей жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Сергеев И.А. поддержал исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц. Вместе с тем, он уточнил требования, просил суд обязать администрацию муниципального образования <адрес> завершить капитальный ремонт многоквартирных домов № по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, как указывалось ранее.

Представитель ответчика МО Архангельское Лапшов С.П. в судебном заседании исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц не признал, указав, что администрацией МО Архангельское выполнено все необходимое, что было в их компетенции. Денежные средства ими были получены и перечислены подрядной организации в срок и в полном объеме. Кроме того, неоднократно делались напоминания о продолжении ремонтных работ на указанных объектах.

Представитель администрации МО <адрес>, привлеченный для участи по делу в качестве третьего лица, Карпухина С.В. в судебном заседании показала, что администрация района контролировала ход выполнения ремонтных работ в многоквартирных домах № по ул. <адрес>. С ФИО7 велись переговоры, они обязались продолжить проведение ремонта. Поскольку эти работы в зимний период производить невозможно, планировали завершение ремонта весной ДД.ММ.ГГГГ, тем более выполнение региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории <адрес> продолжено до окончания ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ТСЖ «Каменка» в судебное заседание не явился, своих возражений и ходатайства об отложении дела не представил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО7 в судебное заседание не явился.

В соответствие с требованиями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.27, ст.35 Федерального Закона «О прокуратуре РФ», прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует зашита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты. Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.

На основании ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества; выполнять в порядке, предусмотренном законодательством предусмотренном законодательством,
обязательства по договору; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

Как следует из представленных суду документов, общим собранием собственников многоквартирных домов № по <адрес>, состоявшимся ДД.ММ.ГГГГ было создано ТСЖ «Каменка».

Согласно п.2.2. Уставу ТСЖ «Каменка», зарегистрированного Межрайонной ИФНС № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, товарищество осуществляет управление многоквартирными домами, выполнение работ и услуг по содержанию и ремонту, в том числе капитальному ремонту, реконструкции помещений в многоквартирных домах.

Таким образом, собственники многоквартирных домов доверили ТСЖ «Каменка» в рамках реализации Федерального закона РФ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» улучшить гарантированное Конституцией Российской Федерации право на благоприятные условия проживания.

С целью проведения ремонтных работ ТСЖ «Каменка» заключило договор подряда с ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ №. Был установлен срок окончания ремонтных работ ДД.ММ.ГГГГ.

На основании отмеченного договора подряда в указанных домах запланированы следующие виды ремонтных работ: ремонт фасадов многоквартирных домов № по улице <адрес>; ремонт кровли многоквартирного <адрес> по улице <адрес>. Всего на сумму 2721078,1 рублей.

В ходе проведения проверки установлено, что ФИО7 ремонтные работы не выполнены. Акты выполненных работ ни по одному из видов работ не подписаны, работы не сделаны.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии надлежащего контроля Заказчика за ходом и сроками выполнения работ, а также заинтересованности в окончании проведения работ в установленные сроки.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

С ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Каменка» действенных мер к ФИО7 в связи с нарушением сроков выполнения ремонтных работ не принималось.

Кроме того, ТСЖ «Каменка» с момента нарушения ФИО7 сроков окончания ремонтных работ: не обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о расторжении договора подряда с ФИО7 в связи с несоблюдением условий договора и не заключили договор подряда с иной подрядной организацией.

Указанные факты свидетельствуют о длительном бездействии ТСЖ «Каменка», как заказчика, по обязанию ФИО7 произвести ремонтные работы в многоквартирных домах № по улице <адрес> и № по улице <адрес> в установленные договором подряда сроки, что является грубейшем нарушением Конституции РФ федерального законодательства и приводит к серьезному ущемлению прав и интересов проживающих в указанных домах граждан, ухудшая их жилищные условия, возможности нанесения вреда их здоровью.

Согласно Постановлению администрации Тульской области от 18.03.2010 № 253 «Об утверждении Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тульской области на 2010 год» исполнителями данной программы являются, в том числе и органы местного самоуправления Тульской области.

В бюджете муниципального образования Архангельское <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ были предусмотрены средства в размере 12540044 рублей, выделенные из Фонда содействия реформирования ЖКХ на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и денежные средства местного бюджета в объеме 1 037000 рублей.

На ремонтные работы многоквартирных домов № по улице <адрес> было выделено 2721078,1 рублей.

Однако со стороны органов местного самоуправления муниципального образования <адрес>, как исполнителя Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, действенных мер по организации в соответствии с требованиями законодательства капитального ремонта многоквартирных жилых домов, включенных в адресную программу, а также завершению ремонта, не принималось.

В свою очередь подрядная организация ФИО7 взявшая на себя обязательства по проведению ремонтных работ в домах № по улице <адрес> при подписании договора подряда была уведомлена об условиях договора, сроках выполнения работ, однако не выполнила своих обязательств.

Со стороны ТСЖ «Каменка» и администрации МО Архангельское в адрес ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ была направлена претензия о несвоевременном исполнении обязательств перед Заказчиком. ФИО7 установлен срок для предоставления ответа до ДД.ММ.ГГГГ, а также указано, что в случае просрочки исполнения принятых обязательств ТСЖ «Каменка» будет вынуждено обратиться в Арбитражный суд с иском к ФИО7

Однако письменного ответа от ФИО7 не получено до настоящего времени. Вместе с тем ТСЖ «Каменка» до настоящего времени не обратилось в арбитражный суд с иском к ФИО7, а окончание ремонтных работ из-за отсутствия денежных средств отложено до неопределенного периода, что нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих, либо временно находящихся в жилых многоквартирных домах № по ул. <адрес>.

Таким образом, доводы истца о ненадлежащем контроле за соблюдением сроков выполнения ремонтных работ в рамках Федерального закона РФ № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства» со стороны ТСЖ «Каменска» и администрации МО Архангельское в судебном заседании нашли свое подтверждение, следовательно исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.173, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Каменского района Тульской области к товариществу собственников жилья «Каменка», администрации муниципального образования Архангельское <адрес> о признании бездействий ТСЖ «Каменка» и администрации муниципального образования Архангельское <адрес>, выразившихся в ненадлежащем контроле за соблюдением сроков выполнения ремонтных работ в рамках Федерального закона РФ № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства» незаконными удовлетворить.

Признать бездействия ТСЖ «Каменка», выразившихся в непринятии мер к подрядной организации ФИО7 в связи с нарушением сроков выполнения работ, в ненадлежащем контроле за соблюдением сроков выполнения ремонтных работ в рамках Федерального закона РФ № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства» незаконными.

Обязать ТСЖ «Каменка» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предъявить иск в арбитражный суд к ФИО28 о взыскании денежных средств в размере 2721078, 1 рублей, выделенных из Фонда содействия реформировании ЖКХ для капитального ремонта многоквартирных домов №, 2, 5 по ул. <адрес>.

Признать бездействия администрации МО <адрес> в ненадлежащем контроле за соблюдением сроков выполнения ремонтных работ в рамках Федерального закона РФ № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства» незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ завершить капитальный ремонт многоквартирных домов № по ул. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ефремовский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Мамонова М.Н.