Решение от 08.10.2012г. о признании права на социальную поддержку в виде ежемесячной денежной выплаты и обязании назначить социальную поддержку в виде ежемесячной денежной выплаты



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 октября 2012 года с. Архангельское

Ефремовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Мамоновой М.Н.,

при секретаре Пинахиной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1271/12 по иску Стегоновой Светланы Викторовны к Государственному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес> о признании права на социальную поддержку в виде ежемесячной денежной выплаты и обязании назначить социальную поддержку в виде ежемесячной денежной выплаты,

у с т а н о в и л :

Стегонова С.В. является ветераном труда, что подтверждается соответствующим удостоверением серии от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Каменским отделом социальной защиты населения департамента социального развития <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении указанной меры социальной поддержки по тем основаниям, что она не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости. Считая данную позицию неправомерной, Стегонова С.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Стегонова С.В. просила суд признать за ней право на социальную поддержку в виде ежемесячной денежной выплаты и обязать Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» назначить ей, как ветерану труда, меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Стегонова С.В. поддержала свои исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика – ГУ <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» по доверенности Павлова С.П. в судебном заседании исковые требования Стегоновой С.В. не признала, указав, что истица имеет статус «Ветеран труда» на основании удостоверения выданного ГУ ТО УСЗН <адрес>, но она не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости.

Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ внес изменения в статью 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и определил, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов труда предусмотрена Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В соответствии со статьей 3 вышеназванного закона предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

Статья 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусматривает право на ежемесячную денежную выплату ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок предоставления и назначения ежемесячной денежной выплаты определен Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Пунктом 3 раздела 1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области» установлено, что предоставление государственной услуги осуществляется, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановлением администрации Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Пунктом 20 раздела 11 Административного регламента установлено, что ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

В соответствии с пунктом 7 раздела 1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области» установлено, что заявителями для получения государственной услуги являются ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, правовые основания для назначения ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) лицам, имеющим удостоверение «Ветеран труда», но не достигшим возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, по мнению представителя ответчика, отсутствуют.

На основании вышеизложенного, представитель ответчика просила отказать Стегоновой С.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав истицу Стегонову С.В., представителя ответчика Павлову С.П., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. «ж» ч.1 ст. 72 и ст.76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно ст. 10 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:

пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

В соответствии со ст. 22 указанного ФЗ: «Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при издании органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), а при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставляющихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. В случае избрания субъектом РФ иного порядка, чем тот, который существовал на ДД.ММ.ГГГГ (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект РФ обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами РФ, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

В целях реализации предоставленных субъектам РФ полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской области Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ст. 1 которого установлены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Статья 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривает ежемесячную денежную выплату ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

При этом статья 3 данного Закона предусматривает ограничение по возрасту только в случаях предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение, на оплату в размере 50% коммунальных услуг и не содержит указаний на то, что такое ограничение подлежит распространению на иные меры социальной поддержки.

Следовательно, приведенные нормы Закона от 28.12.2004 г. №493-ЗТО в их буквальном толковании указывают на то, что право ветеранов труда на получение такого вида меры социальной поддержки как ежемесячная денежная выплата, установленная ст. 7 указанного закона, законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданина статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение указанной меры социальной поддержки в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с п. 6 ст. 7 Закона от 28.12.2004 г. №493 - ЗТО ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области.

Таким образом, процедуру обращения за ежемесячной денежной выплатой отдельных категорий жителей Тульской области, определения перечня документов, установления, начисления и организации доставки ежемесячной денежной выплаты регулирует Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденный постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. №201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В пп. 2 п. 2 указанного Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области также указано, что право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при этом отсутствует указание на какие-либо ограничения по возрасту.

В соответствии с п. 8 указанного Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату, то есть исходя из буквального толкования вышеуказанных норм закона от 28.12.2004 г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не ранее приобретения гражданином статуса «Ветеран труда».

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Что же касается постановления администрации Тульской области от 18.06.2008 г. № 339, которым был утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», то оно является подзаконным нормативно-правовым актом, соответственно обладает меньшей юридической силой, чем Закон от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО, соответственно регламент, утвержденный им, также имеет меньшую юридическую силу, чем закон.

Кроме того, упомянутый выше Административный регламент — это документ, реализующий положения Закона от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО, который должен конкретизировать порядок предоставления мер социальной поддержки, при этом, не противореча закону Тульской области.

Указанный же закон Тульской области сам по себе не связывает право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, установленной ст. 7 ЗТО, с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости.

Изложенное свидетельствует о том, что ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправдонному ограничению круга лиц, имеющих право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной для ветеранов труда, и как следствие ущемлению прав истицы, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

С учетом изложенного, суд находит, что Стегонова С.В., являясь ветераном труда, имеющая соответствующее удостоверение серии от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, следовательно, считает необходимым обязать ответчика Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» назначить Стегоновой С.В., как ветерану труда, меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исковые требования Стегоновой С.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Удовлетворяя исковые требования истца, суд при возложении на ответчика обязанности по уплате государственной пошлины считает возможным удовлетворить ходатайство ГУ <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» и в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Стегоновой Светланы Викторовны к Государственному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании права на социальную поддержку в виде ежемесячной денежной выплаты и обязании назначить социальную поддержку в виде ежемесячной денежной выплаты удовлетворить в полном объеме.

Признать право Стегоновой Светланы Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>ёвка <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, как «Ветерана труда» на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать ГУ <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» назначить Стегоновой Светлане Викторовне, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженке <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, как «Ветерану труда» ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тульский областной суд через Ефремовский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Мамонова М.Н.