№ 2-347/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Чадан 11 августа 2011 г. Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Омзаар О.С., при секретаре судебного заседания Куулар А.Э., с участием представителя заявителя – помощника прокурора Дзун-Хемчикского кожууна Демдек Б.Х., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Дзун-Хемчикского кожууна в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского поселения города Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия администрации поселения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и возложении обязанности разработать и принять нормативно-правовой акт – муниципальную программу об энергосбережении и повышения энергетической эффективности с обеспечением бюджетного финансирования местного уровня, УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора обратилась в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского поселения города Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия администрации поселения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и возложении обязанности разработать и принять нормативно-правовой акт – муниципальную программу об энергосбережении и повышения энергетической эффективности с обеспечением бюджетного финансирования местного уровня. В обоснование иска указала, на то, что администрацией поселения не утверждена муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности установленный ч.3 ст.48 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» срок – до 01 августа 2010 года. Бездействие администрации поселения в непринятии муниципальной программы в указанной сфере и ненадлежащее исполнение норм и положений законодательства в сфере энергосбережения и о повышении энергетической эффективности и рациональному использованию энергетических ресурсов и её бюджетному финансированию может привести к материальным затратам и нерациональному расходованию средств из муниципального бюджета, а также создание угрозы жизни и здоровью граждан, также затрагивает интересы муниципального образования как собственника и учредителя муниципальных учреждений и предприятий, которые используют и расходуют коммунальные ресурсы без уточнённых норм и эксплуатируются не соблюдая требования федерального законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Просит признать бездействие администрации городского поселения города Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности незаконным и обязать разработать и принять нормативно-правовой акт – муниципальную программу об энергосбережении и повышения энергетической эффективности с обеспечением бюджетного финансирования местного уровня. Представитель заявителя требования поддержала полностью, и просил удовлетворить по указанным в нем основаниям. В судебное заседание, надлежаще извещённое заинтересованное лицо не явилось по неизвестным обстоятельствам, ходатайств о рассмотрении заявления в его отсутствие, об отложении судебного заседания не заявлял. В связи с чем, суд рассмотрел заявление без участия заинтересованного лица в порядке ст.167 ГПК РФ. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии со ст.8 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. Согласно ст.22 вышеуказанного закона, информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством: 1) опубликования органами государственной власти, органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) организации органами государственной власти, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области; 3) информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов; 4) распространения информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности; 5) организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность; 6) выполнения иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Согласно ч.1 ст.24 вышеуказанного закона, начиная с 1 января 2010 года государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. В соответствии с ч.3 ст.48 вышеуказанного закона, региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года. Из представленных материалов видно, что прокуратурой кожууна 29 апреля 2011 года на имя председателя администрации поселения было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. При повторной проверке установлено, что представление прокурора не исполнено. Согласно ст.3 Устава поселения, к вопросам местного значения относится, наряду прочих, организация в границах муниципального района электро-, тепло, газо- и водоснабжения поселений. Таким образом, бездействие администрации поселения в непринятии муниципальной программы в сфере энергосбережения и о повышении энергетической эффективности и ненадлежащее исполнение норм и положений законодательства в сфере энергосбережения и о повышении энергетической эффективности и рациональному использованию энергетических ресурсов и её бюджетному финансированию может привести к материальным затратам и нерациональному расходованию средств из муниципального бюджета, а также создание угрозы жизни и здоровью граждан, также затрагивает интересы муниципального образования как собственника и учредителя муниципальных учреждений и предприятий, которые используют и расходуют коммунальные ресурсы без уточнённых норм и эксплуатируются не соблюдая требования федерального законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В этой связи требование прокурора подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск заместителя прокурора Дзун-Хемчикского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского поселения города Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия администрации поселения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и возложении обязанности разработать и принять нормативно-правовой акт – муниципальную программу об энергосбережении и повышения энергетической эффективности с обеспечением бюджетного финансирования местного уровня, удовлетворить. Обязать администрацию городского поселения города Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва разработать и принять нормативно-правовой акт – муниципальную программу об энергосбережении и повышения энергетической эффективности с обеспечением бюджетного финансирования местного уровня. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва в течение 10 дней со дня вынесения окончательного решения. Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2011 года. Судья Омзаар О.С.