Дело № 2-399/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 26 сентября 2011 года город Чадан Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Чалзап Н.К., при секретаре Куулар А.Э., с участием представителя заявителя - помощника прокурора Дзун-Хемчикского кожууна Монгуш А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дзун-Хемчикского кожууна в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим Положение о муниципальном земельном контроле сельского поселения сумон Шеминский, обязании администрацию сельского поселения сумон Шеминский отменить Постановление об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле и разработать проект положения, внести для утверждения в Хурал представителей сельского поселения сумон Шеминский, УСТАНОВИЛ: Заявитель - прокурор Дзун-Хемчикского кожууна в интересах неопределенного круга лиц просит признать противоречащими Положения о муниципальном земельном контроле сельского поселения сумон Шеминский федеральному законодательству и обязать администрацию сельского поселения сумон Шеминский отменить постановление от 05 апреля 2011 года № «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле в сельском поселении сумон Шеминский» и разработать проект Положения о муниципальном земельном контроле, внести для утверждения в Хурал представителей сельского поселения сумон Шеминский в месячный срок. В судебном заседании помощник прокурора района поддержал заявление, в обоснование заявления указал на те же обстоятельства, что изложены в заявлении. Заинтересованное лицо - председатель администрации сельского поселения сумон Шеминский в суд не явился, хотя надлежащим образом был извещен, причину не явку в суд не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял. Суд, выслушав прокурора, изучив приобщенные к заявлению письменные доказательства, приходит к следующим выводам. Постановлением № от 05 апреля 2011 года председатель администрации сельского поселения сумон Шеминский утвердил Положение о муниципальном земельном контроле в сельском поселении сумон Шеминский. 1. Пунктом 2.3 Положения о муниципальном земельном контроле в сельском поселении сумон Шеминский установлено, что инспектор по муниципальному земельному контролю обязан: а) предотвращать, выявлять и пресекать земельные правонарушения; б) принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по устранению выявленных земельных правонарушений; в) проводить профилактическую работу по устранению обстоятельств, способствующих совершению земельных правонарушений; г) оперативно рассматривать поступившие заявления и сообщения о нарушениях в использовании земель и принимать меры; д) строго выполнять требования законодательства по защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан при осуществлении мероприятий по муниципальному земельному контролю; е) разъяснять лицам, виновным в совершении земельных правонарушений, их права и обязанности; ж) руководствоваться при осуществлении муниципального земельного контроля Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Тыва, утвержденными в установленном порядке органами местного самоуправления инструктивными, методическими, проектными документами, регулирующими вопросы использования земель, стандартами качества земельных ресурсов и нормативами предельно допустимых на них воздействий. Указанный пункт Положения противоречит ст.18 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011 г.) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которой должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны: 1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; 3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, о ее проведении в соответствии с ее назначением и т.д. 2. Пунктом 3.1 Положения установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с квартальными планами, утверждаемыми главой местной администрации не позднее 30 числа, предшествующего началу квартала. Включение в план проверок одних и тех же лиц более двух раз в год не допускается. Указанный пункт противоречит положениям ст.9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которой плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. 3. В соответствии с ч.4 ст.9 вышеуказанного Закона в ежегодных планах проведения плановых проверок указываются сведения о наименовании юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам; о целях и основаниях проведения каждой плановой проверки; дата и сроки проведения каждой плановой проверки; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов. Указанному положению Закона противоречит пункт 3.2 оспариваемого Положения, которым не предусмотрено указание в ежегодных планах проведения плановых проверок сведений о цели и основаниях проведения проверки; о дате и сроках проведения каждой плановой проверки; о наименовании органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. 4. Согласно пункту 3.5 Положения о муниципальном земельном контроле в сельском поселении сумон Шеминский возмещение расходов органов муниципального земельного контроля на проведение геодезических измерений, почвенных и иных обследований, а также экспертиз, в результате которых выявлены нарушения в использовании земель, осуществляется виновными лицами добровольно или в судебном порядке. Кроме того, подпунктом «б» пункта 6.2 установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков по требованию главного специалиста по муниципальному земельному контролю обязаны возмещать в установленном законом порядке расходы на проведение в ходе осуществления мероприятий по муниципальному земельному контролю необходимых обследований, анализов, измерений, экспертиз, в результате которых выявлены нарушения установленных требований по использованию земель. Между тем, согласно ч.3 ст.7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плата за проведение мероприятий по контролю с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей не взимается. 5. Пунктом 3.6 Положения установлено, что выявление нарушений земельного законодательства осуществляется путем проведения внеплановых проверок, которые проводятся для контроля исполнения указаний об устранению ранее выявленного нарушения в использовании земель; при поступлении от органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информации, подтвержденной документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений в использовании земель. В силу ст.10 вышеназванного Закона предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. При этом основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Из указанного следует, что пункт 3.6 Положения противоречит ст.10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". 6. В противоречие норм Федерального закона об уведомлении юридического лица, индивидуального предпринимателя не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала проведения плановой проверки посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля, пунктом 4.4 Положения о муниципальном земельном контроле в сельском поселении сумон Шеминский предусмотрено предъявление распоряжения о проведении мероприятия главным специалистом руководителю организации или замещающему его лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину одновременно со служебным удостоверением и списком лиц, имеющих право присутствовать при проведении проверки. В соответствии с ч.16 ст.10 Закона о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала проведения проверки любым доступным способом. 7. Согласно ч.12 ст.10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов, в органы прокуратуры в течение 24 часов. Однако, в пункте 4.6 Положения указано, что в случае непосредственного обнаружения нарушения в использовании земель мероприятие по земельному контролю может проводиться без соответствующего распоряжения, и при этом главный специалист после проведения проверки обязан письменно сообщить председателю администрации о проведенной проверке и получить распоряжение о проведении мероприятия по муниципальному земельному контролю. Указанный пункт также противоречит требованиям федерального законодательства. 8. Пунктом 5.3 Положения предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений в использовании земель выдается письменное указание об их устранении – предписание. Указанный пункт также противоречит ст.17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которой при выявлении нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны не только выдать предписание, но и принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения. 9. Статьями 21, 22 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрены права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении проверки и на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В противоречие указанным статьям в пункте 6.1 Положения, содержащем права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков и их законных представителей при проведении мероприятий по земельному контролю, предусмотренные федеральным законодательством права полностью не указаны. 10. В пункте 4.1 Положения указаны сведения, которые должны быть указаны в распоряжении о проведении мероприятия по муниципальному земельному контролю. Поскольку сведения, указанные в ч.2 ст.14 вышеуказанного Федерального закона, и которые должны содержаться в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не указаны полностью, то вышеназванный пункт Положения следует также признать противоречащим нормам федерального законодательства. Кроме того, доводы прокурора о том, что председатель администрации сельского поселения сумон Шеминский вынес постановление об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле с превышением полномочий, несмотря на то, что утверждение правил обязательных для исполнения на территории муниципального образования отнесено к компетенции представительного органа муниципального образования, нашли свое подтверждение в судебном заседании. Согласно ч.3 ст.43 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава сельского поселения сумон Шеминский, полномочиями по принятию решения, устанавливающего правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, обладают представительные органы местного самоуправления. Указанные решения принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено указанным Федеральным законом. 15 июня 2011 года и.о. прокурора Дзун-Хемчикского района был принесен протест на постановление председателя администрации сельского поселения сумон Шеминский от 05 апреля 2011 года, с предоставлением срока для рассмотрения до 25 июня 2011 года. Однако, до подачи указанного заявления в суд председателем администрации не дан ответ о принятых мерах. Вышеуказанными нарушениями, выраженными в противоречии Положения о муниципальном земельном контроле в сельском поселении сумон Хайыраканский положениям федерального законодательства, нарушается закрепленный Конституцией РФ принцип верховенства федеральных законов, а также права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения, которые заинтересованы в решении вышеперечисленных вопросов местного значения, касающиеся местного самоуправления, тем самым нарушается право муниципального образования на местное самоуправление, которое составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. При таких обстоятельствах, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Дзун-Хемчикского кожууна в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим Положение о муниципальном земельном контроле сельского поселения сумон Шеминский, обязании администрацию сельского поселения сумон Шеминский отменить Постановление об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле и разработать проект положения, внести для утверждения в Хурал представителей сельского поселения сумон Шеминский, удовлетворить. Признать Положение о муниципальном земельном контроле в сельском поселении сумон Шеминский Дзун-Хемчикского кожууна противоречащим Федеральному закону от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Обязать администрацию сельского поселения сумон Шеминский Дзун-Хемчикского кожууна: - отменить постановление от 05 апреля 2011 г. № «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле в сельском поселении сумон Шеминский»; - разработать проект Положения о муниципальном земельном контроле с учетом вышеизложенных противоречий федеральному законодательству; - внести для утверждения проект Положения о муниципальном земельном контроле в Хурал представителей сельского поселения сумон Шеминский Дзун-Хемчикского кожууна в месячный срок. Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней через Дзун-Хемчикский районный суд. Судья Чалзап Н.К. Решение не вступило в законную силу.