Решение по делу № 2-384/2011 о предоставлении жилья от 06.10.20111 г. (Чалзап Н.К.)



Дело № 2-384/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 октября 2011 года город Чадан

Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Чалзап Н.К., при секретаре Куулар А.Э., с участием помощника прокурора Дзун-Хемчикского кожууна Кужугет Р.Д., представителя ответчика Ондар Б.С., действующего на основании доверенности, заинтересованного лица Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзун-Хемчикского кожууна в интересах Ч. к Администрации Дзун-Хемчикского кожууна о признании незаконным бездействие администрации Дзун-Хемчикского кожууна по не принятию мер по предоставлению жилья сироте Ч., возложении обязанности предоставить Ч. изолированного, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающем установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилого помещения, расположенного в переделах <адрес>, суд

УСТАНОВИЛ:

прокурор Дзун-Хемчикского кожууна обратился в суд в интересах Ч., оставшейся без попечения родителей, с иском к администрации Дзун-Хемчикского кожууна о возложении обязанности по предоставлению Ч. изолированного, пригодного для постоянного проживания граждан жилого помещения, расположенного в <адрес>, отвечающем установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Обосновав заявление тем, что администрацией Дзун-Хемчикского кожууна положения ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.57 Жилищного кодекса РФ не исполняются, в частности дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не обеспечиваются жилой площадью.

В судебном заседании помощник прокурора Дзун-Хемчикского кожууна Кужугет Р.Д. полностью поддержала доводы, изложенные в заявлении, и указала, что администрацией Дзун-Хемчикского кожууна не исполняются положения ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.57 Жилищного кодекса РФ, согласно которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, поскольку Ч. осталась без попечения родителей с 1988 года, и не имеет закрепленного жилого помещения, в июне 2007 года окончила <данные изъяты> с квалификацией <данные изъяты>, ее право, гарантированное законом о предоставлении жилого помещения не реализовано и администрация Дзун-Хемчикского кожууна обязана предоставить жилье, просит суд удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика – администрации Дзун-Хемчикского кожууна Ондар Б.С. иск не признал, мотивировав тем, что Ч. не обращалась в администрацию кожууна с заявлением о предоставлении ей жилья, отсутствие закрепленного жилого помещения за Ч. ничем не подтверждается, полагает, что на этих основаниях исковые требования подлежат отказу в удовлетворении.

Заинтересованное лицо Ч. пояснила, что действительно осталась сиротой с 1988 года, находилась под опекой тети, при жизни ее мать не имела собственного жилья, сама обращалась с заявлением о предоставлении жилья в орган опеки и попечительства, состояла на учете нуждающихся в жилом помещении, в настоящее время живет у свекрови, просит суд учесть ее семейное положение, что у нее на иждивении имеются 2 малолетних детей, и удовлетворить исковые требования прокурора.

Суд, выслушав сторон, изучив представленные суду доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ч. <данные изъяты>. Мать Ч.А1. умерла 05 августа 1988 года. Отца у Ч. нет, что подтверждается свидетельством о рождении. Постановлением председателя администрации Дзун-Хемчикского кожууна от 21 января 2002 года опекуном Ч. назначена А2. Кроме того, в постановлении указано, что мать-одиночка А1. не имела жилплощади и имущества.

22 июня 2007 года Ч. закончила <данные изъяты> и получила диплом, то есть закончилось ее пребывание в учреждении <данные изъяты>.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Попечение над Ч. прекращено по достижении, ею 18-летнего возраста, т.е. ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку пребывание Ч. в образовательном учреждении закончилось в июне 2006 года, то с июня 2006 года у нее, как нуждающейся в жилом помещении, возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии положениями ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. № 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства.

Необращение Ч., имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением в администрацию кожууна о предоставлении ей жилого помещения не может рассматриваться как основание для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора. Такая необходимость у Ч. ввиду подачи ею заявления в орган опеки и попечительства отсутствовала.

Кроме того, в постановлении администрации кожууна об учреждении опеки над несовершеннолетней Ч. от 21.01.2002 года указано, что мать Ч.А1. не имела жилплощади и имущества. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ответчик – Администрация Дзун-Хемчикского кожууна располагал информацией о том, что сирота Ч. не имеет жилого помещения и с этого времени должны были взять ее на учет, однако, им нарушены обязательства по постановке на учет нуждающейся, в жилом помещении и предоставлению Ч. жилого помещения.

Доводы представителя ответчика о том, что Ч. не обращалась в администрацию кожууна, не состоятельны по указанным выше основаниям. И имеет место бездействия Администрации Дзун-Хемчикского кожууна по не принятию мер по предоставлению жилья оставшейся без попечения родителей Ч. и нарушение ее прав на получение жилья.

В качестве основания отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, представитель ответчика указывает на отсутствие доказательств того, что Ч. не имеет закрепленного за ней жилого помещения.

Однако, в материалах дела имеется уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах Ч. на объекты недвижимого имущества, и предложено обратиться в Бюро технической инвентаризации Республики Тыва, т.к. до 01.01.1999 года государственная регистрация прав осуществлялась им.

Из справки, выданной ГУП Респулики Тыва «БТИ» также следует, что бюро технической инвентаризации не имеет сведений о наличии или отсутствии в собственности Ч. недвижимого имущества.

Факты, изложенные в исковом заявлении, подтверждаются письменными доказательствами о том, что Ч. с 1988 года осталась без попечения родителей. Мать А1. умерла 05 августа 1988 года.

Данный факт подтверждается следующими доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Свидетельством о смерти , выданным 15 июля 2002 года <данные изъяты>.

22 июня 2007 года <данные изъяты> на имя Ч. выдан диплом о начальном профессиональном образовании.

Из справки о составе семьи следует, что Ч. на иждивении имеет 2 малолетних детей, 2007 и 2009 годов рождения.

Постановлением председателя администрации Дзун-Хемчикского кожууна от 21.01.2002 года опекуном Ч. назначена А1.

Из указанного следует, что Ч. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имеет дополнительные гарантии – на нее распространяются положения ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.57 Жилищного кодекса РФ, полностью нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Прокурор, обращаясь в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с заявлением в защиту жилищных прав оставшегося без попечения родителей Ч., исходил из положений ст.10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из того, что лицо, в защиту жилищных прав которого он выступает, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, социально не защищен, что затрудняет его самостоятельное обращение в суд. Кроме того, Ч. обратилась с заявлением в прокуратуру кожууна для защиты ее прав.

На основании изложенного суд считает обращение прокурора в защиту интересов Ч. обоснованным и соответствующим федеральному законодательству.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, и приходит к выводу о необходимости обязать ответчика предоставить жилье Ч.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое аявление прокурора Дзун-Хемчикского кожууна в интересах Ч. к Администрации Дзун-Хемчикского кожууна о признании незаконным бездействие администрации Дзун-Хемчикского кожууна по не принятию мер по предоставлению жилья сироте Ч., возложении обязанности предоставить Ч. изолированного, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающем установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилого помещения, расположенного в пределах <адрес>, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Дзун-Хемчикского кожууна по не принятию мер по предоставлению жилья сироте Ч.

Возложить на администрацию Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва обязанность предоставить Ч., <данные изъяты>, лицу из числа оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение, расположенное в пределах села Хайыракан Дзун-Хемчикского кожууна в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение 10 дней.

Судья Чалзап Н.К.

Решение не вступило в законную силу.