Дело № 2-522/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 14 ноября 2011 года город Чадан Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Чалзап Н.К., при секретаре Куулар А.Э., с участием заместителя прокурора Дзун-Хемчикского кожууна Адыг А.Н., заявителя Монгуш М.С., заинтересованного лица Ч., представителя Шулуу Д.Г., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Монгуш М.С. о признании незаконным решение территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна № от 1 ноября 2011 года и обязать территориальную избирательную комиссию Дзун-Хемчикского кожууна принять новое решение о регистрации Монгуша М.С. кандидатом в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна пятого созыва по избирательному округу <данные изъяты>, УСТАНОВИЛ: Монгуш М.С. обратился в суд с названным выше заявлением. В обоснование своих требований он указал, что 21 октября 2011 года обратился в Дзун-Хемчикскую территориальную избирательную комиссию для уведомления о своем желании баллотироваться в выборах Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна пятого созыва по избирательному округу <данные изъяты> и в выборах Хурала представителей <адрес> 3-го созыва по избирательному округу <данные изъяты>. Председатель ТИК и секретарь дали пакет бланков и сообщили, что можно начать сбор подписей с 21 октября 2011 года и сдать в один день. Ввиду отсутствия информационного стенда с разъяснениями о порядке сбора подписей и регистрации кандидатов, он поверил словам председателя и секретаря ТИК, и 21 октября 2011 года им были сданы в избирательную комиссию подписные листы с подписью избирателей и другие необходимые документы. Решением территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна от 1 ноября 2011 года № ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Заявитель считает, что председатель и секретарь ТИК преднамеренно ввели его в заблуждение, заставили подать заявление и подписной лист в один и тот же день, в нарушение требований ч.1 ст.30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". ТИК не обеспечил возможность свободного доступа кандидатов к документам, связанным с подготовкой и проведением выборов; о рассмотрении вопроса о его регистрации в качестве кандидата в депутаты избирательной комиссией он не был извещен, что указывает на нарушение требований п.1.1 ч.1 ст.38 вышеназванного закона; в нарушение требований п.6 ст.38 ФЗ-67 от 12.06.2002 года проверка подписей проведена в отсутствие кандидата; решение об отказе в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты вручено по истечении, предусмотренного п.23 ст.38 вышеназванного закона, одних суток с момента принятия решения, т.е. 9 ноября 2011 года. В связи с чем, у избирательной комиссии не имелось правовых оснований для отказа в регистрации, поэтому просит удовлетворить его требования. В судебном заседании Монгуш М.С. поддержал заявленные требования. Представитель территориальной избирательной комиссии Шулуу Д.Г., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала и пояснила, что обжалуемое решение является законным, поскольку Монгуш М.С. сдал подписной лист до дня, следующего за подачей заявления, т.е. 21 октября 2011 года, а должен был сдать не раньше 22 октября 2011 года, указанное обстоятельство послужило основанием для признания подписей избирателей недостоверными. В подписных листах не указаны адреса места жительства избирателей, что является нарушением п.5 ст.2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Свидетель А. суду пояснил, что избирательная комиссия потребовала предоставить 3 подписи, и он предоставил их в тот же день, т.е. 20 октября 2011 года, а 21 октября потребовали 9 подписей, он также предоставил подписи, положения закона «О Выборах» им разъяснял секретарь ТИК Монгуш М.К., не помнит, что в перечне документов, подлежащих сдаче в избирательную комиссию был ли указан и подписной лист. Свидетель М. суду показал, что дату сдачи документов заявителем не помнит, перечень документов, подлежащих предоставлению избирательной комиссии, раздавал сам, обратившимся к нему разъяснял основные положения, в частности порядок заполнения заявлений, бланков подписных листов, заявитель у него ни о чем не спрашивал, и он не стал ему разъяснять, подписные листы должны были предоставлены избирательной комиссии в срок до 24 октября 2011 года, решение заявителю выдано 9 ноября 2011 года. Суд, исследовав материалы дела, выслушав заявителя, представителя избирательной комиссии, свидетелей, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, считает, что заявление Монгуша М.С. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. 21 октября 2011 года Монгушом М.С. были сданы в территориальную избирательную комиссию Дзун-Хемчикского кожууна подписные листы с 12 подписью избирателей и другие документы, необходимые для его регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна пятого созыва по избирательному округу <данные изъяты>. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна, составляет 12. Решением территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна от 1 ноября 2011 года № ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна пятого созыва по избирательному округу <данные изъяты> на основании подпункта «ж» п.5 ст.26, п.2 ст.23 Закона Республики Тыва «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей. В силу ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на избирательную комиссию возлагается обязанность по проведению проверки подписей избирателей. Порядок проведения проверки установлен в ст.25 Закона Республики Тыва «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва», в соответствии с которой: если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, муниципальная (территориальная) комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах; - проверке подлежат все представленные подписи, необходимые для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, каждого списка кандидатов, и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших подписи. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. Недействительными считаются подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных ч.5 ст.23 Закона Республики Тыва «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва». Согласно ч.5 ст.23 вышеуказанного закона, подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными. Согласно с пунктами 44, 45 ст.2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа. В соответствии с ч.2 ст.23 Закона Республики Тыва «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва», подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, в случае выдвижения списка кандидатов, подписи могут собираться со дня, следующего за днем заверения списка кандидатов. 21 октября 2011 года – в день уведомления избирательной комиссии о самовыдвижении заявителем Монгушом М.С. был представлен 12 подписей избирателей в поддержку кандидата вместе с другими документами, необходимыми для регистрации кандидатом в депутаты. В силу вышеназванных норм закона, у Монгуша М.С. все представленные 12 подписей признаны недостоверными, на том основании, что они были собраны до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, поэтому ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты избирательной комиссией было отказано. Территориальной избирательной комиссией в судебное заседание представлены: итоговый протокол от 01 ноября 2011 года; к нему приложена ведомость проверки подписных листов; подписной лист; подтверждение в получении документов о выдвижении списка кандидатов в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна по избирательному округу <данные изъяты> кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения Монгуш М.С. от 21.10.2011 года в 13 часов. Из представленных документов следует, что для проверки выбраны все 12 подписей, и все они признаны недостоверными (недействительными), что составляет 100% недостоверности, код нарушения 6, что согласно «Инструкции о порядке приема и проверки подписных листов с подписями в поддержку кандидатов (списка кандидатов) на выборах депутатов представительных органов и выборного должностного лица местного самоуправления Республики Тыва», утвержденный Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва № 5/39-6 от 20.09.2011 г. означает сбор подписей до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата. В п.1.1 ст.38 Федерального Закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" говорится, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с п.п.2, 3 ст.33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов). В силу этой нормы, ссылка заявителя Монгуша М.С. на то, что избирательная комиссия должна была известить его, и он был вправе заменить либо исправить подписной лист, не имеет правового значения, поскольку закон не допускает такой возможности исправления допущенных недостатков, кроме документов содержащихся сведений о заявителе. Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", адрес места жительства определяется как адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Ст.2 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 года № 781 ВХ-1 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" устанавливает, что основные понятия и термины используются в значениях, определенных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Судом исследованы подлинные подписные листы и установлено, что в 12 представленных подписях избирателей в адресе места жительства не указано наименование субъекта Российской Федерации (Республика Тыва), района (Дзун-Хемчикский район), и города (город Чадан). Указание заявителя на отсутствие протокола заседания комиссии по проверке подписных листов, как на обстоятельство, влекущее незаконность решения об отказе его в регистрации в качестве кандидата в депутаты, также не имеет правового значения, поскольку как в федеральном, так и региональном законах не отражено требование об обязательном введении протокола заседания комиссии. Другие доводы заявителя о том, что из-за отсутствия информационного стенда он не располагал информацией, содержащей порядок и сроки сбора подписей; председатель и секретарь избирательной комиссии преднамеренно ввели его в заблуждение; заставили представить комиссии подписной листок в день подачи заявления, не влекут удовлетворения его заявления, поскольку отсутствие или недостаточное оформление информационного стенда избирательной комиссией, не освобождает заявителя от подачи заявления и сбора подписей в установленном законом порядке и сроки; о том, что информационный стенд был вывешен 6 октября 2011 года, подтверждается пояснениями представителя избирательной комиссии, в опровержение данного обстоятельства заявителем не представлены какие-либо доказательства. Довод заявителя о том, что он не был извещен о времени проведения заседания комиссии и не приглашен при проверке представленных документов и подписных листов является правомерным. Со стороны избирательной комиссии было нарушено требование п.1.1 ч.1 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Однако, это не может являться безусловным основанием для признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии. Заявителем были представлены все необходимые документы в избирательную комиссию 21 октября 2011 года, в том числе подписной лист с подписями 12 избирателей в поддержку кандидата, которые собраны до дня, следующего за подачей заявления, что впоследствии комиссией обоснованно была признана недействительными все 12 подписи избирателей. Судом установлено, что Территориальной избирательной комиссией Дзун-Хемчикского кожууна допущены следующие нарушения требований Закона Республики Тыва «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва», Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Так, п.4 ст.26 указанного закона предусмотрено, что в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов соответствующая муниципальная (территориальная) комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, копию решения комиссии с изложением оснований отказа. Между тем, в нарушение данного требования решение об отказе в регистрации Монгуша М.С. в качестве кандидата в депутаты выдано только 9 ноября 2011 года. Согласно п.7 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке. Нарушение положений данной статьи также нашло свое подтверждение в судебном заседании, но данное обстоятельство не может служить основанием для удовлетворения заявления Монгуша М.С., поскольку не явились основанием для принятия решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты. На указанные нарушения законодательства о выборах следует обратить внимание территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна. Что касается нарушения не передачи заявителю итогового протокола о результатах проверки подписных листов, то данное обстоятельство не может являться безусловным основанием для признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии. Судом установлено, что заявитель отказался получить итоговой протокол проверки подписных листов с подписями избирателей. В соответствии с подпунктом «д» п.24 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. В силу ч.2 ст.261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным. В судебном заседании не нашел своего подтверждения факт вынужденного представления Монгушом М.С. в избирательную комиссию подписного листа до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата. Кроме того, доказан факт, что в ходе проверки подписей выявлено более 10 процентов – 100 процентов недействительных подписей. Поэтому избирательная комиссия приняла законное решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна пятого созыва Монгуша М.С., в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения заявления последнего. На основании изложенного, руководствуясь ст.261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Монгуш М.С. о признании незаконным решение территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна № от 1 ноября 2011 года и обязать территориальную избирательную комиссию Дзун-Хемчикского кожууна принять новое решение о регистрации Монгуша М.С. кандидатом в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна пятого созыва по избирательному округу <данные изъяты> - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 5 дней со дня принятия решения через Дзун-Хемчикский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2011 года. Судья Чалзап Н.К. Решение не вступило в законную силу.