Решение по делу № 2-521/2011 о признании незаконным Решения Территориальной избирательной комиссии от 14.11.2011 г. (Таргын А.О.)



Дело № 2- 521/2011Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2011 года г. Чадан

Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Таргын А.О., при секретаре Чалзап А.А., с участием заявителя Монгуш М.С., председателя Территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна Кара-Сал Ч.Ч., представителя ТИК по доверенности Шулуу Д.Г., помощника прокурора Дзун-Хемчикского района Ондар О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Монгуш М.С. о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна от 1 ноября 2011 года, об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала представителей сельского поселения с.Чыраа-Бажынский 3-го созыва и о возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Дзун-Хемчикского кожууна зарегистрировать кандидатом в депутаты Хурала представителей сельского поселения <адрес> 3-го созыва, суд

У С Т А Н О В И Л :

Монгуш М.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Дзун-Хемчикской Территориальной избирательной комиссии (далее ТИК), об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала представителей сельского поселения <адрес> 3-го созыва и о возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Дзун-Хемчикского кожууна зарегистрировать кандидатом в депутаты Хурала представителей сельского поселения <адрес> 3-го созыва. В обоснование заявления указал, что председатель Дзун-Хемчикской ТИК Кара-Сал Ч.Ч. и секретарь Монгуш М.К. дали пакет бланков для кандидатов и сказали, что можно начинать сбор подписей с сегодняшнего дня, то есть 20 октября 2011 года и сдать документы в один день, тем самым преднамеренно ввели его в заблуждение, в результате чего 3 подписи избирателей оказались недействительными. Нарушены требования ч.1 ст.30 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» об обязанности комиссии обеспечить оповещение и возможность свободного доступа кандидатов, в котором проводится работа с документами связанными с подготовкой и проведением референдума. При выявлении неполноты сведений о кандидата или несоблюдения закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 3 дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата. Не позднее, чем за 1 день до дня заседания избирательная комиссия, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. ТИК его не известил и не приглашал на заседание комиссии при проверке его представленных документов и подписных листов. Нарушены требования п. 6 ст.38 ФЗ-67 от 12 июня 2002 года, при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат. Решение от 01 ноября 2011 года Дзун-Хемчикский ТИК вручила только 9 ноября 2011 года, без протокола акта проверки подписных листов, в нарушение п.18 ст.38 ФЗ-67, в случае отказа регистрации кандидата комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации обязана выдать кандидату копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.

В судебном заседании заявитель Монгуш М.С. полностью поддержал свое заявление, просил признать Решение от 01 ноября 2011 года Дзун-Хемчикской ТИК незаконным, и возложить обязанность на ТИК зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты. Кроме того указал, что территориальная избирательная комиссия свою работу организовала не на должном уровне, вводит граждан в заблуждение, сообщая кандидатам, что заявления о самовыдвижении и подписные листы могут заполняться и подаваться одновременно.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Шулуу Д.Г. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, и пояснила, что Решение, вынесенное территориальной избирательной комиссией, основано на законе, и соответствует его нормам.

Председатель Дзун-Хемчикского ТИК полностью поддержал своего представителя.

Суд, выслушав пояснения заявителя, представителей ТИК, выслушав мнение прокурора полагавшего отказать в удовлетворении, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 года №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Согласно ч.1 ст.34 вышеназванного закона, самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Согласно п.5 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях …» на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. настоящему Федеральному закону.

Согласно п.8 ст.37 вышеназванного закона, форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 23 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 N 781 ВХ-1 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, в случае выдвижения списка кандидатов, подписи могут собираться со дня, следующего за днем заверения списка кандидатов. Сбор подписей избирателей производится на подписных листах, форма которых установлена Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. При указании данных документа, заменяющего паспорт гражданина, указывается также его наименование. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

Согласно п.1 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16, 16.2 или 16.4 настоящей статьи.

В силу подпункта «а» п. 6.4. ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.

Решением ТИК Дзун-Хемчикского кожууна от 1 ноября 2011 года Монгушу М.С. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей сельского поселения <адрес> 3-го созыва Дзун-Хемчикского кожууна. В качестве оснований для отказа в регистрации указаны, что подписи 3 избирателей в подписном листе были признаны недействительными, поскольку они были собраны до дня, следующего за уведомлением ТИК о самовыдвижении кандидата. Признана 1 подпись недействительной в связи с тем, что у 1 избирателя не соответствует данные паспорта, на основании ответа на запрос территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна в ТП ОФМС России по РТ в Дзун-Хемчикском кожууне. При этом указано, что выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей является основанием для отказа в регистрации кандидата. К решению приложена ведомость проверки подписных листов , и итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Хурала представителей сельского поселения <адрес> по избирательному округу <данные изъяты> 2.

Из материалов дела следует, что в территориальную избирательную комиссию Монгуш М.С. заявление о самовыдвижении кандидатуры в депутаты подал 20 октября 2011 года, что подтверждается, подтверждениями ТИК о получении от Монгуша заявлений о согласии баллотироваться по одномандатным избирательным округам от 20 октября 2011 года, с указанием времени 15 часов 56 минут.

Из подписных листов поданных Монгуш М.С. в избирательную комиссию по выборам депутатов Хурала представителей сельского поселения <адрес> видно, что подписи трех избирателей собраны 20 октября 2011 года.

Из ответа Территориального пункта в Дзун-Хемчикском районе отдела Федеральной миграционной службы по Республике Тыва, следует, что данные избирателя М. указанные в подписном листе не соответствуют данным содержащимся в ТП ОФМС.

В соответствие с п.п. «д» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, является основанием отказа в регистрации кандидата.

Согласно п.п. «в.1» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, является основанием отказа в регистрации кандидата.

В судебном заседании, было установлено, что заявление об уведомлении о выдвижении кандидатуры Монгушом М.С. было подано 20 октября 2011 года, что видно из подтверждения ТИК.

В связи с чем, суд считает, что ТИК пришел к обоснованному выводу о том, что подписи 3 избирателей в поддержку кандидата собраны с нарушением требований закона, поскольку сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата, могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.

Кроме этого, поскольку суд не освобожден от необходимости дать оценку правильности заполнения подписных листов и тому, усматриваются ли в них фактические недостатки, предусмотренные вышеуказанными нормами, и исходя из положения ч.3 ст.246 ГПК РФ, согласно которому при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, изучил подписные листы представленные Монгушом в ТИК.

Из требования закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. При указании данных документа, заменяющего паспорт гражданина, указывается также его наименование.

Из имеющегося в материалах дела подписных листов поданных Монгушом М.С. в избирательную комиссию по выборам депутатов Хурала представителей сельского поселения <адрес> 3-го созыва по избирательному округу <данные изъяты> видно, что 9 избирателей адреса места жительства, указали не полно, а лишь указали на наименование населенного пункта, улиц с указанием номеров дома и квартир.

Форма подписного листа, содержащаяся в приложении № 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, также предусматривает необходимость указания в нем адресов места жительства избирателей, чьи подписи внесены в подписной лист.

Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Отсутствие в подписных листах, данных о месте жительства избирателей с указанием субъекта РФ, муниципального района, образует нарушение, предусмотренное п.11 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, также ст.23 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 №781 ВХ-1 и влечет недействительность подписей, содержащихся в этих листах, независимо от обоснованности выводов избирательной комиссии о наличии иных нарушений при оформлении и заполнении подписных листов.

Таким образом, суд считает, что указанные выше обстоятельства, а именно осуществление сбора подписей избирателей в подписных листах в день подачи заявления в избирательную комиссию, а также не указание в подписных листах адресов места жительства избирателей являются нарушением требований закона.

В связи с чем, решение ТИК Дзун-Хемчикского кожууна об отказе в регистрации кандидата Монгуша является законным и обоснованным.

Доводы заявителя о том, что информационный стенд в здании ТИК отсутствовал, он не владел информацией о порядке подачи заявления о самовыдвижении в качестве кандидата в депутаты и сборе подписей избирателей в подписном листе, тем самым ввели его в заблуждение суд считает не состоятельными, поскольку отсутствие или недостаточное оформление информационного листа в здании ТИК, не освобождает заявителя от подачи заявления и сбора подписей в установленном законом порядке и срок.

Доводы заявителя о том, что ТИК не известила его, о выявленных недостатках в сданных им документах, является несостоятельным. Поскольку согласно пункта 1.1. ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Таким образом, комиссия извещает, только при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, за исключением подписных листов с подписями избирателей.

Помимо указанного судом установлено, что Территориальной избирательной комиссией Дзун-Хемчикского кожууна допущены следующие нарушения требований Федерального закона от 12.06.2002 года №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В частности, решение об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей сельского поселения сумон Чыраа-Бажынский 3-го созыва, Территориальной избирательной комиссией не было вручено Монгушу М.С, в течении одних суток с момента принятия решения, когда п.4 ст.26 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 года №781 ВХ-1 регламентировано, что в случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая муниципальная (территориальная) комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату копию решения комиссии с изложением оснований отказа.

Также копия итогового протокола, ведомость проверки подписных листов, в котором указаны основания (причины) признания подписей избирателей недействительным не переданы комиссией Монгушу, когда п. 7 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

В то же время суд считает, что вышеуказанные обстоятельства не повлияли на основания вынесения ТИК решения об отказе в регистрации кандидата, в связи с чем суд вынес в адрес Территориальной избирательной комиссии частное определение, о недопустимости впредь подобных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194,198, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Монгуш М.С. о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна от 1 ноября 2011 года, об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала представителей сельского поселения <адрес> 3-го созыва и о возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Дзун-Хемчикского кожууна зарегистрировать кандидатом в депутаты Хурала представителей сельского поселения <адрес> 3-го созыва, Монгуш М.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2011 года.

Судья А.О. Таргын

Решение не вступило в законную силу.