Решение по делу № 2-510/2011 о признании незаконным Решения Территориальной избирательной комиссии от 09.11.2011 г. (Таргын А.О.)



Дело № 2-510/2011Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2011 года г. Чадан

Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Таргын А.О., при секретаре Чалзап А.А., с участим заявителя Монгуш Р.М., председателя территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна Кара-Сал Ч.Ч., секретаря территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна Монгуша М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Монгуш Р.М. о признании незаконным бездействие Дзун-Хемчикской ТИК, выразившегося в не регистрации заявления о самовыдвижении кандидатом в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна, и Хурала представителей городского поселения г.Чадан, о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна от 1 ноября 2011 года, об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна 5-го созыва Монгуш Р.М., решения территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна от 1 ноября 2011 года, об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала представителей городского поселения город Чадан 3-го созыва Монгуш Р.М., суд

У С Т А Н О В И Л :

Монгуш Р.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Дзун-Хемчикской территориальной избирательной комиссии (далее ТИК), выразившегося в не регистрации заявления о самовыдвижении кандидатом в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна, по <данные изъяты>, и Чаданского городского хурала представителей по избирательному округу <данные изъяты> и о возложении обязанности на ТИК зарегистрировать заявление от 18 октября 2011 года. В обоснование указав, что он обратился 18.10.2011 года в Дзун-Хемчикскую ТИК с заявлением о самовыдвижении в депутаты Дзун-Хемчикского кожуунного Хурала по <данные изъяты> и Чаданского городского Хурала по избирательному округу <данные изъяты>, однако заявления не были приняты секретарем ТИК, который объяснил, что заявления должны быть составлены собственноручно, а не напечатанным. Считает, что непринятие заявления является незаконным.

Также обратился с заявлением о признании незаконным бездействие Дзун-Хемчикской ТИК, выразившегося в не регистрации заявления о самовыдвижении кандидатом в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна, по <данные изъяты>, и Чаданского городского хурала представителей по избирательному округу <данные изъяты> и о возложении обязанности на ТИК зарегистрировать заявление двадцатым октября 2011 года. В обоснование указав, что обратился 20.10.2011 года в Дзун-Хемчикскую ТИК с заявлением о самовыдвижении в депутаты Дзун-Хемчикского кожуунного Хурала по <данные изъяты> и Чаданского городского хурала по избирательному округу <данные изъяты>, однако заявления не были приняты, секретарь ТИК объяснил, что листы с подписями избирателей должны быть заполнены сборщиком подписей, а не избирателями, последние должны только ставить дату и подпись. Считает, что непринятие заявлений по указанным основаниям является незаконным.

Кроме этого обратился с третьим заявлением, где просит также признать незаконным бездействие Дзун-Хемчикской ТИК по нерегистрации его заявлений, в котором изложены, те же обстоятельства указанные в первом и во втором заявлении, в обоснование которых привел те же доводы.

Определением суда от 09 ноября 2011 года дела возбужденные по указанным заявлениям были соединены в одно производство.

В судебном заседании заявитель Монгуш Р.М. полностью поддержал свое заявление, просил бездействие ТИК Дзун-Хемчикского кожууна выразившееся в не регистрации его заявлений признать незаконными, обязать ТИК зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты. Также дополнил заявленные требования и просил суд признать незаконными Решение ТИК Дзун-Хемчикского кожууна от 01 ноября 2011 года об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна, а также Решение ТИК от 01 ноября 2011 года об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей городского поселения г. Чадан.

В судебном заседании заинтересованное лицо Кара-Сал Ч.Ч. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, и пояснила, что Решения вынесенные территориальной избирательной комиссией, основаны на законе, и соответствуют его нормам.

Секретарь территориальной избирательной комиссии Монгуш М.К. пояснил, что действительно Монгуш Р.М. обращался в ТИК 18 октября 2011 года с заявлениями о самовыдвижении кандидатом в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна и города Чадан. Поскольку заявления были составлены не собственноручно, а были заполнены бланки заявлений изготовленных с помощью оргтехники, он предложил устранить указанное несоответствие, то есть написать собственноручно от руки, в связи с чем заявления он не принял. После этого Монгуш Р.М. с заявлениями составленным собственноручным способом обратился в ТИК 21 октября 2011 года. Данные заявления ими были приняты, однако 01 ноября 2011 года ТИК вынес Решение об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты, поскольку подписные листы были составлены с нарушениями требований закона. Также в подписных листах не полно указаны реквизиты адреса места жительства избирателей. Решения об отказе в регистрации действительно не были вручены Монгушу в установленный срок.

Суд, выслушав пояснения заявителя, представителей ТИК, и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 года №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Согласно ч.1 ст.34 вышеназванного закона, самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Согласно п.5 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях …» на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. настоящему Федеральному закону.

Согласно п.8 ст.37 вышеназванного закона, форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 23 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 N 781 ВХ-1 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, в случае выдвижения списка кандидатов, подписи могут собираться со дня, следующего за днем заверения списка кандидатов. Сбор подписей избирателей производится на подписных листах, форма которых установлена Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. При указании данных документа, заменяющего паспорт гражданина, указывается также его наименование. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

Согласно п.1 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16, 16.2 или 16.4 настоящей статьи.

В силу подпункта «а» п. 6.4. ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.

Решением ТИК Дзун-Хемчикского кожууна от 1 ноября 2011 года Монгушу Р.М. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна 5-го созыва. В качестве оснований для отказа в регистрации указаны, что 13 подписей избирателей в подписном листе были признаны недействительными, поскольку они были собраны до дня, следующего за уведомлением ТИК о самовыдвижении кандидатом, и подписи выполнены ими не собственноручно. При этом, указано, что выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей является основанием для отказа в регистрации кандидата. К решению приложена ведомость проверки подписных листов .

Решением ТИК Дзун-Хемчикского кожууна от 1 ноября 2011 года Монгушу Р.М. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей городского поселения город Чадан 3-го созыва. В качестве оснований для отказа в регистрации указаны, что 13 подписей избирателей в подписном листе были признаны недействительными, поскольку они были собраны до дня, следующего за уведомлением ТИК о самовыдвижении кандидатом, и адреса всех избирателей указаны не полно, также дата внесения подписей выполнены ими не собственноручно. При этом, указано, что выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей является основанием для отказа в регистрации кандидата. К решению приложена проверка подписных листов .

Из материалов дела следует, что в территориальную избирательную комиссию Монгуш Р.М. заявление о самовыдвижении в кандидаты в депутаты подал 21 октября 2011 года, что подтверждается, подтверждениями ТИК о получении от Монгуша заявлений о согласии баллотироваться по одномандатным избирательным округам от 21 октября 2011 года, с указанием времени 9 часов 45 минут, 9 часов 55 минут соответственно.

Из подписных листов поданных Монгуш Р.М. в избирательную комиссию по выборам депутатов Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна РТ, а также Хурала представителей городского поселения г.Чадан избирательным округам следует, что подписи избирателей собраны 19 октября 2011 года.

В соответствие с п.п. «д» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, является основанием отказа в регистрации кандидата.

Согласно п.п. «в.1» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, является основанием отказа в регистрации кандидата.

Таким образом, суд считает, что ТИК пришел к обоснованному выводу о том, что подписи избирателей в поддержку кандидата собраны с нарушением требований закона, поскольку сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата, могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.

В судебном заседании, было установлено, что Монгушу Р.М. было известно, что ТИК Дзун-Хемчикского кожууна не принял его заявления, однако он, зная о том, что его заявления не были приняты комиссией, осуществил сбор подписи избирателей. Кроме этого, поскольку суд не освобожден от необходимости дать оценку правильности заполнения подписных листов и тому, усматриваются ли в них фактические недостатки, предусмотренные вышеуказанными нормами, и исходя из положения ч.3 ст.246 ГПК РФ, согласно которому при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, изучил подписные листы представленные Монгушом в ТИК.

Из требования закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. При указании данных документа, заменяющего паспорт гражданина, указывается также его наименование.

Из имеющихся в материалах дела подписных листов поданных Монгушом Р.М. в избирательную комиссию по выборам депутатов Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна РТ, а также Хурала представителей городского поселения г.Чадан избирательным округам видно, что избиратели адреса места жительства, указали не полно, а лишь указали на наименование улицы с указанием номеров дома и квартир.

Форма подписного листа, содержащаяся в приложении № 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, также предусматривает необходимость указания в нем адресов места жительства избирателей, чьи подписи внесены в подписной лист.

Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Отсутствие в подписных листах данных о месте жительства избирателей с указанием субъекта РФ и населенного пункта действительно образовало нарушение, предусмотренное п.11 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, также ст.23 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 №781 ВХ-1 и влекущее недействительность подписей, содержащихся в этих листах, независимо от обоснованности выводов избирательной комиссии о наличии иных нарушений при оформлении и заполнении подписных листов.

Таким образом, суд считает, что указанные выше обстоятельства, а именно осуществление сбора подписей избирателей в подписных листах до подачи заявления в избирательную комиссию, а также не указание в подписных листах адресов места жительства избирателей являются нарушением требований закона.

В связи с чем, решения ТИК Дзун-Хемчикского кожууна об отказе в регистрации являются законным и обоснованным.

Помимо указанного судом установлено, что Территориальной избирательной комиссией Дзун-Хемчикского кожууна к Монгуш Р.М. предъявлялись, не основаны на законе требования.

В частности, когда Монгуш Р.М. обращался в ТИК Дзун-Хемчикского кожууна 18 октября 2011 года с заявлениями о самовыдвижении в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна, а также в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей городского поселения город Чадан, его заявления не были приняты и не зарегистрированы избирательной комиссией, сославшись на то, что заявления составлены нерукописным способом.

Между тем, согласно п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 года №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме.

Таким образом, закон не требует составления заявления, о выдвижении кандидата, рукописным или машинописным способом, а лишь требует составления в письменной форме.

Также, в ходе судебного заседания установлено, что Территориальная избирательная комиссия Дзун-Хемчикского кожууна, с Монгуша Р.М. требовала, чтобы подписные листы были заполнены только одним уполномоченным лицом, а не самими избирателями, тогда, когда этого закон не требует.

В соответствии п.11 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.

Согласно п.13 ст.37 указанного закона, каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

Таким образом, данное требование ТИК не основано на законе.

Кроме этого, суд не согласился с выводами Территориальной избирательной комиссии, изложенными в решениях, о том, что даты внесения подписей в подписные листы выполнены не избирателями, то есть не собственноручно ими, поскольку это является прерогативой эксперта обладающего специальными познаниями. Из ведомостей проверки подписных листов видно, что эксперт, в проверке участия не принимал.

Также, судом установлено, что Решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна 5-го созыва, и об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей городского поселения город Чадан 3-го созыва, Территориальной избирательной комиссией не были вручены Монгушу Р.М., когда п.4 ст.26 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 года №781 ВХ-1 регламентировано, что в случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая муниципальная (территориальная) комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату копию решения комиссии с изложением оснований отказа.

На указанные нарушения закона, допущенные Территориальной избирательной комиссией, суд вынес частное определение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194,198, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Монгуш Р.М. о признании незаконным бездействие Дзун-Хемчикской ТИК, выразившегося в не регистрации заявления о самовыдвижении кандидатом в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна, и Хурала представителей городского поселения г.Чадан, о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна от 1 ноября 2011 года, об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна 5-го созыва Монгуш Р.М., решения территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна от 1 ноября 2011 года, об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала представителей городского поселения город Чадан 3-го созыва Монгуш Р.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2011 года.

Судья А.О. Таргын

Решение не вступило в законную силу.