Решение по делу № 2-16/2012 о возложении обязанности устранить нарушения санитарных правил и норм от 11.01.2012 г. (Омзаар О.С.)



Дело № 2-16/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чадан 11 января 2012 г.

Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Омзаар О.С., при секретаре судебного заседания Ооржак А.Д., с участием представителя истца – помощника прокурора Дзун-Хемчикского кожууна Кужугет Р.Д., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Дзун-Хемчикского кожууна в интересах воспитанников МОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Элдиг-Хемской санаторной школе-интернату Дзун-Хемчикского кожууна к МОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Элдиг-Хемской санаторной школе-интернату Дзун-Хемчикского кожууна о возложении обязанности устранить нарушения санитарных правил и норм,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора обратился в суд с иском к МОУ санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении Элдиг-Хемской санаторной школе-интернату Дзун-Хемчикского кожууна о возложении обязанности устранить положения санитарно-эпидемиологического законодательства и санитарных правил и норм.

В обоснование иска указала на то, что в МОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Элдиг-Хемской санаторной школе-интернату Дзун-Хемчикского кожууна не соблюдаются требования СанПиН 2.4.5.2409-08 и СанПиН 2.4.2.2821-10. Так, в нарушение п.2.5 СанПиН 2.4.5.2409-08 в производственном цехе осуществляется приготовление пищи для школьников и для работающих в учреждении строителей, проточность технологических процессов не обеспечивается. Воду для приготовления пищи и мытья посуды приносят из открытого водоёма, мытьё посуды проводится в обеденном зале, посуда моется в тазах без моющих и обезжиривающих средств, не дезинфицируется раствором. Правила хранения ложек, вилок не соблюдаются. Разделочные доски не подвергаются санитарной обработке, хранятся на полке в грязном виде, имеются трещины и нуждаются в замене. В нарушение п.4.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 используются алюминиевые столовые приборы. В нарушение п.5.22 уборочный инвентарь хранится в производственном помещении. В нарушение п. 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.4.5.2409-08 в учреждении примерное меню на 10-14 дней, меню раскладки не представлены, С-витаминизация 3-х блюд не проводится. В нарушение п.8.2, 12.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 столовая учреждения не обеспечена системой подогрева воды, в помещении столовой влажная уборка проводится 1 раз в день, в обеденном зале столы не промаркированы, умывальник в пищеблоке столовой не обеспечен туалетными принадлежностями, поварами личная гигиена не соблюдается, правила мытья посуды не соблюдаются. В нарушение п.14.5, 14.6, 14.7 СанПиН 2.4.5.2409-08 количество стеллажей не достаточно для хранения кухонной посуды, посуда хранится на полу. Документы, подтверждающие качество и безопасность пищевых продуктов, поступающих на пищеблок, отсутствуют. Журналы бракеража поступающей продукции и готовой кулинарной продукции, журнал «Здоровья», ведомость контроля за питанием, не ведутся.

Согласно п.1.6 Устава учреждения, учреждение вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно п.1.7 Устава, учреждение несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность перед органами государственной власти, органами местного самоуправления, обучающимися их родителями за реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования, качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса, реабилитационной и лечебно-оздоровительной работы возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья детей.

Согласно п.1.14 Устава, учреждение должно быть обеспечено в соответствии с установленными нормативными помещениями, сооружениями, автотранспортом и оборудованием для организации воспитательно-образовательного процесса, спортивных и массовых мероприятий, питания, медицинского, хозяйственно-бытового, санитарно-гигиенического обслуживания, быта и отдыха воспитанников. Не соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства ведёт к распространению вирусного гепатита «А», также других вирусных заболеваний, передающихся контактно-бытовым путём, создаёт угрозу эпидемии указанного заболевания на территории района, нарушению прав детей посещающих учреждение на охрану жизни и здоровья.

Представитель истица исковые требования поддержал полностью, и просил удовлетворить по указанным в нем основаниям.

Ответчик, будучи надлежащим образом извещенным, о времени и месте судебного разбирательства, по неизвестным суду причинам не явился, также не заявлял ходатайств об отложении судебного заседания, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно п.8.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, при отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательном учреждении и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды.

Согласно п.12.3 СанПиН 2.4.2.2821-10, все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Уборку помещений интерната при общеобразовательном учреждении проводят не реже 1 раза в сутки.

Согласно п.2.5 СанПиН 2.4.5.2409-08, объемно-планировочные и конструктивные решения помещений для организаций общественного питания образовательных учреждений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, исключающим встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.

Согласно п.4.8 СанПиН 2.4.5.2409-08, при организации питания используют фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду (тарелки, блюдца, чашки, бокалы), отвечающую требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд должны быть изготовлены из нержавеющей стали или аналогичных по гигиеническим свойствам материалам.

Согласно п.5.22 СанПиН 2.4.5.2409-08, для хранения уборочного инвентаря выделяют отдельное помещение, оборудованное душевым поддоном и умывальной раковиной с подводкой к ним холодной и горячей воды. При отсутствии такого помещения хранение уборочного инвентаря допускается в специально отведенном месте. Хранение уборочного инвентаря в производственных помещениях не допускается. Инвентарь для мытья туалетов должен храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.

В соответствии с п.6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.4.5.2409-08, для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10 - 14 дней), в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню (приложение 2 настоящих санитарных правил), а также меню-раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд.

Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7 - 11 и 12 - 18 лет).

Примерное меню при его практическом использовании может корректироваться с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.

При разработке примерного меню учитывают: продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, возрастную категорию и физические нагрузки обучающихся.

Пунктами 14.5, 14.6, 14.7 СанПиН 2.4.5.2409-08 предусмотрено, что пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца реализации продукта.

Для контроля за качеством поступающей продукции проводится бракераж и делается запись в журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья в соответствии с рекомендуемой формой (форма 1 приложения 10 настоящих санитарных правил).

Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия в составе не менее трех человек: медицинского работника, работника пищеблока и представителя администрации образовательного учреждения по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пища готовится). Результат бракеража регистрируется в "Журнале бракеража готовой кулинарной продукции" в соответствии с рекомендуемой формой (форма 2 приложения 10 настоящих санитарных правил). Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков.

Ежедневно перед началом работы медицинским работником проводится осмотр работников организации общественного питания образовательного учреждения на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей.

Результаты осмотра ежедневно перед началом рабочей смены заносятся в "Журнал здоровья" в соответствии с рекомендуемой формой (форма 3 приложения 10 настоящих санитарных правил).

Витаминизация блюд проводится под контролем медицинского работника, а при его отсутствии - иным ответственным лицом. Дата, время витаминизации, количество порций, количество вводимого препарата из расчета суточной дозы и числа детей, получающих питание, а также сведения о количестве витаминов, поступающих с искусственно витаминизированными блюдами, регистрируются в "Журнале витаминизации третьих и сладких блюд" в соответствии с рекомендуемой формой (форма 4 приложения 10 настоящих санитарных правил).

Так, согласно объяснению директора учреждения М. от 03 ноября 2011 года следует, что вышеуказанные нарушения допущены по её вине в связи с не занесением ею в бюджет 2011 года финансовых средств на приобретение спецодежды, дезинфицирующих средств. Хозяйственный инвентарь не помещён в специальную отведённую комнату в связи с отсутствием замка той комнаты. Вёдра для мытья полов будут дополнительно приобретены. Приём пищи строителей будет отделён от воспитанников интерната.

Согласно сообщению старшего специалиста территориального отдела по Дзун-Хемчикскому району Управления Роспотребнадзора по РТ Саая Р.К. от 01 ноября 2011 года и справки по результату проверки следует, что в учреждении школы-интерната нарушаются вышеуказанные нарушения СанПиН 2.4.5.2409-08 и СанПиН 2.4.2.2821-10.

Таким образом, ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей должностными лицами МОУ санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении Элдиг-Хемской санаторной школы-интерната Дзун-Хемчикского кожууна, выразившееся в бездействии по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, приводящее к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, нарушают права воспитанников учреждения на охрану жизни и здоровья.

В этой связи требование прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск заместителя прокурора Дзун-Хемчикского кожууна в интересах воспитанников МОУ санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении Элдиг-Хемской санаторной школе-интернату Дзун-Хемчикского кожууна к МОУ санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении Элдиг-Хемской санаторной школе-интернату Дзун-Хемчикского кожууна о возложении обязанности устранить нарушения санитарных правил и норм, удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении Элдиг-Хемской санаторной школе-интернату Дзун-Хемчикского кожууна устранить нарушения санитарных правил и норм, а именно:

- мытьё посуды проводить с использованием моющих и обезжиривающих средств, дезинфицировать раствором;

- разделочные доски подвергать санитарной обработке;

- прекратить использование алюминиевых столовых приборов;

- уборочный инвентарь хранить в специально отведённом помещении;

- обеспечить достаточное количество стеллажей для хранения кухонной посуды;

- столовую учреждения обеспечить системой подогрева воды.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Дзун-Хемчикский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления окончательного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16 января 2012 года.

Судья Омзаар О.С.