Дело № 2-170/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 апреля 2012 года г. Чадан Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Таргын А.О., при секретаре Дыртык Ш.Ю., с участием помощника прокурора Дзун-Хемчикского кожууна Демдек Б.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Дзун-Хемчикского кожууна в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 4 г.Чадан Дзун-Хемчикского района РТ (далее МБОУ СОШ № 4 г.Чадан) о возложении обязанности принять меры по обеспечению антитеррористической безопасности путем установки инженерно-технических средств охраны, У С Т А Н О В И Л: Заместитель прокурора Дзун-Хемчикского кожууна обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о возложении обязанности на МБОУ СОШ № 4 г.Чадан Дзун-Хемчикского района РТ принять меры по обеспечению антитеррористической безопасности путем установки инженерно-технических средств охраны, а именно: оборудовать в полном объеме средствами освещения территории учреждения в ночное время для создания достаточных условий видимости объекта по периметру; обеспечить контрольно-пропускной и круглосуточный режимы охраны учреждения; оборудовать учреждение средствами охранно-тревожной сигнализации (тревожной кнопки для вызова сотрудников отдела вневедомственной охраны МВД РТ на случай возникновения чрезвычайной ситуации); оборудовать учреждение средствами локального оповещения о фактах угрозы совершения террористического акта. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой Дзун-Хемчикского кожууна проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности учреждений дошкольного и общеобразовательного образования, а также учреждений с круглосуточным пребыванием детей Дзун-Хемчикского кожууна установлено, что МБОУ СОШ № 4 г.Чадан не обеспечено в полном объеме средствами освещения территории в ночное время; необеспеченно контрольно-пропускной охраной, отсутствуют охрана в дневное время, средства охранно-тревожной сигнализации (тревожной кнопки для вызова сотрудников ОВО МВД РТ на случай возникновения чрезвычайной ситуации); тем самым нарушаются права на безопасность жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а именно: несовершеннолетних обучающихся (воспитанников), работников образовательного учреждения и лиц, посещающих образовательное учреждение. В судебном заседании помощник прокурора уточнил исковые требования, поддержал требования в части о возложении обязанности принять меры по обеспечению антитеррористической безопасности путем установки инженерно-технических средств охраны, а именно: оборудовать в полном объеме средствами освещения территории учреждения в ночное время для создания достаточных условий видимости объекта по периметру; обеспечить охраной в дневное время суток; оборудовать учреждение средствами охранно-тревожной сигнализации (тревожной кнопки для вызова сотрудников отдела вневедомственной охраны МВД РТ на случай возникновения чрезвычайной ситуации); оборудовать учреждение средствами локального оповещения о фактах угрозы совершения террористического акта, просит суд удовлетворить исковые требования по указанным в заявлении основаниям. Ответчик - МБОУ СОШ № 4 г.Чадан в суд не явился по неизвестным причинам, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, не заявляли ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, суд рассматривает дело в порядке ст.167 УПК РФ. Суд, выслушав истца, исследовав приобщенные к делу доказательства, приходит к следующему. Из материалов дела следует, что прокуратурой Дзун-Хемчикского кожууна была проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности МБОУ СОШ № 4 г.Чадан. В ходе проверки установлено, что учреждение не обеспечено техническими средствами антитеррористической защиты, нарушает требования Федеральных законов "О противодействии терроризму", «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закона РФ «Об образовании», требования «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: в МБОУ СОШ № 4 г.Чадан отсутствуют средства освещения территории в ночное время; технические средства антитеррористической защиты: средства охранно-тревожной сигнализации (тревожной кнопки для вызова сотрудников ОВО МВД РТ на случай возникновения чрезвычайной ситуации), охрана в дневное время; отсутствует контрольно-пропускной пункт для посетителей. В целях устранения нарушений требований законодательства и обеспечения мер по противодействию терроризму, прокурором кожууна 17 августа 2011 года было внесено представление на имя директора МБОУ СОШ № 4 г.Чадан Куулар К.О., с требованием о безотлагательном рассмотрении представления и принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму, причин и условий им способствующих; решении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; о направлении письменного ответа о результатах рассмотрения представления и принятых мерах. Из письменного ответа начальника управления образования на требование прокурора Монгуша И.Б. следует, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов с начала 2011 года заключены договора на установку и обслуживание кнопок тревожной сигнализации 4 образовательными учреждениями – школами г. Чадана. На первое полугодие заложено на оплату услуг вневедомственной охраны 76 т.р. во всех школах будут установлены (январь-февраль) веб-камеры для видеонаблюдения. Руководителям образовательных учреждений рекомендовано организовать физическую охрану при входе на объекты. На ремонт учреждений в том числе и на ремонт ограждений заложено 2295 т.р. на 2012 год. 08 октября 2011 года прокурором Дзун-Хемчикского района также внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, в частности о включении в бюджет кожууна средств на финансирование мероприятий по профилактике и противодействию терроризма и экстремисткой деятельности в общеобразовательных учреждениях Дзун-Хемчикского кожууна, в адрес председателя администрации Дзун-Хемчикского кожууна Тулуша А.Н. Из письменного ответа начальника финансового управления администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун РТ» на требование прокурора следует, что в 2012 году в общеобразовательных школах запланировано содержание штата физической охраны при входе на объекты, для включения в бюджет кожууна ими представлены расчеты. Из ответа начальника ОВО МО МВД РФ «Барун-Хемчикский» на требование прокурора Дзун-Хемчикского кожууна, следует, что ОВО МО МВД РФ «Барун-Хемчикский» в рамках антитеррористической защиты оказывает услуги по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений с помощью тревожной сигнализации. На оказание данных услуг были заключены договора со школами города Чадан на 2011 год (л.д.10). Согласно представленной суду выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, директором МБОУ СОШ № 4 г.Чадан является ФИО8 (л.д.13-15). Из Устава государственного образовательного учреждения следует, что учредителем школы № 4 г.Чадан является Администрация Дзун-Хемчикского кожууна, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы являются бюджетные средства, полученные от учредителя. Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении о нарушении МБОУ СОШ № 4 г.Чадан требований по обеспечению мер по противодействию терроризму нашли свое подтверждение в судебном заседании. В соответствии с п.3 ч.3 ст.3 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Статьей 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образовании" предусмотрено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "О противодействии терроризму" основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. В соответствии с 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Согласно требованиям пункта 3.9 СаНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк. В нарушение указанных требований территория учреждения не оборудована средствами освещения в ночное время для создания достаточных условий видимости объекта по периметру. В силу п.1.4 вышеуказанных требований, указанные в нем санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.07.2022 №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», противодействие экстремистской деятельности осуществляется по основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Согласно указанию Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году", подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций РФ. В состав таких мероприятий включены, в том числе, обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями; наличие тревожной сигнализации. В нарушение вышеуказанных требований в МБОУ СОШ № 4 г. Чадан не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма: территория учреждения не оборудована средствами освещения в ночное время суток; учреждение не обеспечено охраной в дневное время; отсутствуют средства охранно-тревожной сигнализации, в учреждении отсутствует средства локального оповещения о фактах угрозы совершения террористического акта. Указанное нарушение препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной защищенности объекта с массовым пребыванием детей, а, следовательно, угрожает нарушением прав воспитанников и работников, находящихся в здании учреждения, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. Исследованные в судебном заседании письменные доказательства, и пояснения представителя ответчика, подтверждают обоснованность заявленных прокурором исковых требований. При таких обстоятельствах суд считает, что имеются все основания для удовлетворения исковых требований, т.е. основания для возложения на ответчика обязанности принять меры по обеспечению антитеррористической безопасности путем установки инженерно-технических средств охраны. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление заместителя прокурора Дзун-Хемчикского кожууна в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 4 г.Чадан Дзун-Хемчикского района РТ о возложении обязанности принять меры по обеспечению антитеррористической безопасности путем установки инженерно-технических средств охраны, удовлетворить. Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г.Чадан Дзун-Хемчикского района РТ, на Администрацию Дзун-Хемчикского кожууна в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению антитеррористической безопасности путем установки инженерно-технических средств охраны, а именно: оборудовать в полном объеме средствами освещения территории учреждения в ночное время для создания достаточных условий видимости объекта по периметру; обеспечить в дневное время контрольно-пропускным пунктом; оборудовать учреждение средствами охранно-тревожной сигнализации (тревожной кнопки для вызова сотрудников отдела вневедомственной охраны МВД РТ на случай возникновения чрезвычайной ситуации); оборудовать учреждение средствами локального оповещения о фактах угрозы совершения террористического акта; Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения через Дзун-Хемчикский районный суд. Судья Таргын А.О. Решение не вступило в законную силу.