о признании незаконным отказа в праве на образование, обязании организовать обучение на базе ГОУЛО `Приозерская специальная общеобразховательная школа-интернат ` по индивидуальному плану по программе



Дело № 2-275/11 ... 2011 года

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Панковой Е.В.

При секретаре сердюк А.С.

С участием представителя истца Иванова В.С., представителя ответчика Пичуговой В.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чистякова А. О. к КОП о признании бездействия, обязании организовать обучение,

Установил:

Чистякова А.О. обратился в суд с иском к КОП, указывая на то, что он является инвалидом с детства второй группы, проживает в ЛОГБУ «<данные изъяты>» в отделении социально-трудовой реабилитации, работает в детском доме санитаром-буфетчиком приемно-карантинного отделения, готовится к выпуску из детского дома в самостоятельную жизнь, в силу сложившихся жизненных обстоятельств, состояния здоровья, своевременно не смог получить образование, в настоящее время способен освоить образовательную программу 8 вида, однако КОП на обращение директора детского дома от ...2010 года с просьбой изыскать возможность для его обучения, надлежаще не отреагировал, дав лишь ответ от ...2010 года, такое обучение не организовал.

Уточнив заявленные исковые требования /л.д.39-42/, просит суд:

- признать бездействием реакцию КОП – письмо № ... от ...2010 года по вопросу организации обучения истца

- Обязать КОП организовать обучение истца на базе Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения L области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» по индивидуальному плану по программе 8 вида в 2010 – 2011 учебном году.

Истец, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, сведений, свидетельствующих об уважительности причин не явки, просьбы об отложении дела слушанием, не представил, направил для участия в деле представителя.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика в судебном заседании, поддержав доводы представленного письменного отзыва, возражает против удовлетворения иска, указывая что ответ на обращение дан Комитетом своевременно и полно, истец не лишен возможности получения образования в вечерней школе, в том числе экстерном, полагает что разрешение вопроса об организации обучения истца относится к компетенции органов социальной защиты, Комитетом права истца не нарушены.

3-и лица Комитет образования администрации МО «ПМР», Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение L области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>», надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание представителей не направили, сведений, свидетельствующих об уважительности причин не явки, просьбы об отложении дела слушанием, не представили, в заявлениях /л.д.23,92/ просят о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в L области организуется согласно следующим нормативно-правовым документам:

- Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 10 июля 2010 года № 3266-1-ФЗ «Об образовании»;

- Областным законом от 23 июля 2001 года № 28-оз «О специальном (коррекционном) образовании в Ленинградской области»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288 «Об утверждении Типового положения «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Истец, ...1983 года рождения, является инвалидом с детства второй группы, проживает в ЛОГБУ «<данные изъяты>» в отделении социально-трудовой реабилитации, работает в детском доме санитаром-буфетчиком приемно-карантинного отделения.

...2010 года директор ЛОГБУ «<данные изъяты>» обратился к ответчику с просьбой изыскать возможность организовать обучение истца на базе Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения L области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» по индивидуальному плану по программе 8 вида /л.д.16/.

На указанное обращение ответчиком дан ответ исх № ... от ...2010 года в котором сообщено что обучение в образовательных учреждениях осуществляется до достижения обучающимися возраста 18 лет /л.д.17/.

Как усматривается из указанного обращения и ответа на это обращение, между учреждением в котором проживает и работает истец и ответчиком состоялась переписка в отношении возможности обучения истца в конкретном образовательном учреждении, ответчиком дано разъяснение действующего законодательства.

В рассматриваемом случае ответ КОП не нарушает права истца и его законные интересы, непосредственно истец к ответчику с какими-либо заявлениями не обращался, основания к выводу о бездействии ответчика отсутствуют.

На основании изложенного суд приходит к выводу что в удовлетворении требования о признании бездействием реакции ответчика на обращение от ...2010 года истцу должно быть отказано.

Согласно положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации":

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст.2).

Основные направления реабилитации инвалидов (ст.9) включают в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ст.18).

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки (ст.19).

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Закон РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" запрещает дискриминацию по состоянию здоровья при получении образования.

Получение общего образования является обязательным для всех детей, за исключением тех, индивидуальная реабилитационная программа которых не предусматривает возможностей обучения.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6,5 лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет. По заявлению родителей (законных представителей) прием в образовательные учреждения возможен для детей более раннего возраста.

Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - 18 лет. Государственная (итоговая) аттестация по результатам обучения является обязательной для всех детей, включая детей-инвалидов.

Важные положения об образовании инвалидов содержатся в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года N 48/96 (Правило 6 "Образование").

Государствам рекомендовано признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Особое внимание Генеральная Ассамблея ООН призывает уделять детям самого юного возраста, являющимся инвалидами; детям-инвалидам дошкольного возраста; взрослым-инвалидам, особенно женщинам (п. 5 правила 6 Стандартных правил).

Для детей и подростков с отклонениями в развитии созданы специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

В зависимости от специфики работы, связанной с формами инвалидности детей, коррекционные школы подразделяются на 8 видов. Например, специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, II вида - для обучения и воспитания слабослышащих детей, коррекционные учреждения III и IV видов - для обучения детей с нарушениями зрения и т.п.

Коррекционные учреждения создаются для детей и подростков от 3 до 18 лет и работают по программе общеобразовательного и начального профессионального образования.

Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 03.11.1994 N 1237 (ред. от 18.08.2008) "Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении":

Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение (в дальнейшем - учреждение) является образовательным учреждением, которое предоставляет гражданам Российской Федерации любого возраста (работающим и неработающим) реальную возможность получить основное общее и среднее (полное) общее образование, создает основу для последующего образования и самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося.

Общеобразовательные программы в учреждении осваиваются в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288 «Об утверждении Типового положения «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

На основании п.25 Типового положения «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» направление детей в коррекционное учреждение осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

В соответствии с п.7 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей осуществляется в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в развитии и (или) отклонений в поведении.

В соответствии со ст.1 областного закона о специальном (коррекционном) образовании в L области от 23 июля 2002 года № 28-оз к лицам с ограниченными возможностями здоровья относятся несовершеннолетние граждане с нарушениями восприятия, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственно-отсталые, с задержкой психического развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, с тяжелыми нарушениями речи, а также со сложными комбинированными недостатками в развитии.

В соответствии с п. 12 Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.09.96 N 1058, предельный возраст получения основного общего и среднего (полного) общего образования в вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении не ограничивается.

В рассматриваемом случае истец, ...1983 года рождения, в силу возраста (27 лет) не может быть принят на обучение в Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение L области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>».

Заявленное требование об обязании ответчика организовать его обучение в этом образовательном учреждении не обосновано, не основано на действующем законодательстве, не подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, истец не лишен возможности обратиться в органы социальной защиты населения, к ответчику, по вопросу организации его обучения по вечерней (заочной) форме обучения, в соответствующем образовательном учреждении L области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167,193-199,338 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом в окончательной форме, через суд его постановивший.

Мотивированное Решение изготовлено ...2011 года.

Судья: