Дело № 2-275/11 ... 2011 года Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего судьи Панковой Е.В. При секретаре сердюк А.С. С участием представителя истца Иванова В.С., представителя ответчика Пичуговой В.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чистякова А. О. к КОП о признании бездействия, обязании организовать обучение, Установил: Чистякова А.О. обратился в суд с иском к КОП, указывая на то, что он является инвалидом с детства второй группы, проживает в ЛОГБУ «<данные изъяты>» в отделении социально-трудовой реабилитации, работает в детском доме санитаром-буфетчиком приемно-карантинного отделения, готовится к выпуску из детского дома в самостоятельную жизнь, в силу сложившихся жизненных обстоятельств, состояния здоровья, своевременно не смог получить образование, в настоящее время способен освоить образовательную программу 8 вида, однако КОП на обращение директора детского дома от ...2010 года с просьбой изыскать возможность для его обучения, надлежаще не отреагировал, дав лишь ответ от ...2010 года, такое обучение не организовал. Уточнив заявленные исковые требования /л.д.39-42/, просит суд: - признать бездействием реакцию КОП – письмо № ... от ...2010 года по вопросу организации обучения истца - Обязать КОП организовать обучение истца на базе Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения L области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» по индивидуальному плану по программе 8 вида в 2010 – 2011 учебном году. Истец, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, сведений, свидетельствующих об уважительности причин не явки, просьбы об отложении дела слушанием, не представил, направил для участия в деле представителя. Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования. Представитель ответчика в судебном заседании, поддержав доводы представленного письменного отзыва, возражает против удовлетворения иска, указывая что ответ на обращение дан Комитетом своевременно и полно, истец не лишен возможности получения образования в вечерней школе, в том числе экстерном, полагает что разрешение вопроса об организации обучения истца относится к компетенции органов социальной защиты, Комитетом права истца не нарушены. 3-и лица Комитет образования администрации МО «ПМР», Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение L области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>», надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание представителей не направили, сведений, свидетельствующих об уважительности причин не явки, просьбы об отложении дела слушанием, не представили, в заявлениях /л.д.23,92/ просят о рассмотрении дела в отсутствие представителей. Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в L области организуется согласно следующим нормативно-правовым документам: - Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; - Федеральным законом Российской Федерации от 10 июля 2010 года № 3266-1-ФЗ «Об образовании»; - Областным законом от 23 июля 2001 года № 28-оз «О специальном (коррекционном) образовании в Ленинградской области»; - Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288 «Об утверждении Типового положения «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Истец, ...1983 года рождения, является инвалидом с детства второй группы, проживает в ЛОГБУ «<данные изъяты>» в отделении социально-трудовой реабилитации, работает в детском доме санитаром-буфетчиком приемно-карантинного отделения. ...2010 года директор ЛОГБУ «<данные изъяты>» обратился к ответчику с просьбой изыскать возможность организовать обучение истца на базе Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения L области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» по индивидуальному плану по программе 8 вида /л.д.16/. На указанное обращение ответчиком дан ответ исх № ... от ...2010 года в котором сообщено что обучение в образовательных учреждениях осуществляется до достижения обучающимися возраста 18 лет /л.д.17/. Как усматривается из указанного обращения и ответа на это обращение, между учреждением в котором проживает и работает истец и ответчиком состоялась переписка в отношении возможности обучения истца в конкретном образовательном учреждении, ответчиком дано разъяснение действующего законодательства. В рассматриваемом случае ответ КОП не нарушает права истца и его законные интересы, непосредственно истец к ответчику с какими-либо заявлениями не обращался, основания к выводу о бездействии ответчика отсутствуют. На основании изложенного суд приходит к выводу что в удовлетворении требования о признании бездействием реакции ответчика на обращение от ...2010 года истцу должно быть отказано. Согласно положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст.2). Основные направления реабилитации инвалидов (ст.9) включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ст.18). Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки (ст.19). Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов. Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Закон РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" запрещает дискриминацию по состоянию здоровья при получении образования. Получение общего образования является обязательным для всех детей, за исключением тех, индивидуальная реабилитационная программа которых не предусматривает возможностей обучения. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6,5 лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет. По заявлению родителей (законных представителей) прием в образовательные учреждения возможен для детей более раннего возраста. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - 18 лет. Государственная (итоговая) аттестация по результатам обучения является обязательной для всех детей, включая детей-инвалидов. Важные положения об образовании инвалидов содержатся в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года N 48/96 (Правило 6 "Образование"). Государствам рекомендовано признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Особое внимание Генеральная Ассамблея ООН призывает уделять детям самого юного возраста, являющимся инвалидами; детям-инвалидам дошкольного возраста; взрослым-инвалидам, особенно женщинам (п. 5 правила 6 Стандартных правил). Для детей и подростков с отклонениями в развитии созданы специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. В зависимости от специфики работы, связанной с формами инвалидности детей, коррекционные школы подразделяются на 8 видов. Например, специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, II вида - для обучения и воспитания слабослышащих детей, коррекционные учреждения III и IV видов - для обучения детей с нарушениями зрения и т.п. Коррекционные учреждения создаются для детей и подростков от 3 до 18 лет и работают по программе общеобразовательного и начального профессионального образования. Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 03.11.1994 N 1237 (ред. от 18.08.2008) "Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении": Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение (в дальнейшем - учреждение) является образовательным учреждением, которое предоставляет гражданам Российской Федерации любого возраста (работающим и неработающим) реальную возможность получить основное общее и среднее (полное) общее образование, создает основу для последующего образования и самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося. Общеобразовательные программы в учреждении осваиваются в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. В соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288 «Об утверждении Типового положения «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии. На основании п.25 Типового положения «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» направление детей в коррекционное учреждение осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. В соответствии с п.7 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей осуществляется в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в развитии и (или) отклонений в поведении. В соответствии со ст.1 областного закона о специальном (коррекционном) образовании в L области от 23 июля 2002 года № 28-оз к лицам с ограниченными возможностями здоровья относятся несовершеннолетние граждане с нарушениями восприятия, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственно-отсталые, с задержкой психического развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, с тяжелыми нарушениями речи, а также со сложными комбинированными недостатками в развитии. В соответствии с п. 12 Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.09.96 N 1058, предельный возраст получения основного общего и среднего (полного) общего образования в вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении не ограничивается. В рассматриваемом случае истец, ...1983 года рождения, в силу возраста (27 лет) не может быть принят на обучение в Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение L области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>». Заявленное требование об обязании ответчика организовать его обучение в этом образовательном учреждении не обосновано, не основано на действующем законодательстве, не подлежит удовлетворению. Вместе с тем, истец не лишен возможности обратиться в органы социальной защиты населения, к ответчику, по вопросу организации его обучения по вечерней (заочной) форме обучения, в соответствующем образовательном учреждении L области. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167,193-199,338 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом в окончательной форме, через суд его постановивший. Мотивированное Решение изготовлено ...2011 года. Судья: