Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 декабря 2011 г. с. Петропавловка Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Яндановой А.С. единолично, при секретаре Мункуевой Д.А., с участием старшего помощника прокурора Джидинского района Гармажаповой Е.С., директора МОУ Верхне-Ичетуйская СОШ Чагдуровой Н.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Джидинского района РБ к Муниципальному образованию «Джидинский район» и Муниципальному общеобразовательному учреждению «Верхне-Ичетуйская средняя общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне истца: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в Джидинском районе, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Джидинского района, обращаясь в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать ответчиков МО Джидинский район, МОУ Верхне-Ичетуйская СОШ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МОУ Верхне-Ичетуйская СОШ, а именно: установить вытяжной шкаф в кабинете химии школы; установить в кабинете химии на подиуме специальный демонстрационный стол с устойчивым к действию агрессивных химических веществ покрытием и защитными бортиками по наружному краю стола; установить умывальные раковины с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся. Иск обоснован следующим. В ходе проверке установлено следующее. Кроме того, в кабинете химии отсутствует специальный демонстрационный стол, умывальные раковины. Подача холодного водоснабжения в данное учебное помещение не предусмотрена. Статьей 31 Закона «Об образовании» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно ч. 3 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием. Пунктом 1 ч. 2 ст. 32 Закона «Об образовании» установлено, что к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. При этом ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 в помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1- 4 классов и на высоте 0,7- 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5- 11 классов. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно. Пунктом 5.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола. Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. В соответствии с п. 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждениях. В суд не явились представители ответчика МО Джидинский район, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ. Представитель третьего лица: начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Джидинском районе Нимаева Б,И., поддержав требования иска, просила рассмотреть дело без их участия. Ответчик МО Джидинский район был надлежаще и своевременно уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, не просил отложить рассмотрение дела и не представил доказательство уважительности его отсутствия. Суд, учитывая мнение явившихся лиц, не возражавших против проведения судебного заседание без участия не явившихся лиц, считает возможным разбирательство по делу провести в отсутствие одного ответчика и третьего лица. В судебном заседании старший помощник прокурора Джидинского района Гармажапова Е.С. поддержала требования иска. Не возражала против установления судом разумного срока для устранения ответчиками требования иска. Представитель ответчика – директор МОУ В-И СОШ Чагдурова Н.Х., действующая на основании п. 6.6.2. Устава СОШ, признала исковые требования. Из ее пояснений следовало, что выявленные нарушения будут устранены. Заявки по данным нарушениям были сделаны в предыдущие года, но не исполняются. Просит установить им срок до ДД.ММ.ГГГГ, так как в настоящее время нет возможности ввиду отсутствия финансовых средств и оборудования, которое до конца учебного данного года возможно им выдадут. В ином случае, они сами приведут школу в соответствие с требованиями СанПиН. Суд, выслушав доводы иска, пояснения представителя ответчика, исследовав представленные материалы, находит иск подлежащим удовлетворению. Требования иска прокурора основаны на акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ Обнаружение данных нарушений в суде подтвердила директор СОШ Чагдурова Н.Х. Согласно Уставу МОУ В-И СОШ, учредителем является Администрация Джидинского района (п.1.2. изменен в 2008г.). Таким образом, учредителем является структурное подразделение МО «Джидинский район» – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Администрация Джидинского района. Ввиду чего, он совместно с МОУ В-И СОШ несет ответственность по соблюдению норм санитарно-эпидемиологического законодательства в школе. Согласно п.5.2.1. Устава МОУ В-И СОШ, источниками формирования имущества и финансовых средства учреждения являются в числе других: имущество, переданное на праве оперативного управления, бюджетное финансирование. Финансирование осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов… (п.5.6.). В силу ст. 1 Федерального закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами. Согласно п.1 ст.2 названного Закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Таким образом, соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства обязательно. Нарушение данных требований может повлечь неблагоприятные последствия в отношении учащихся школы, сотрудников школы. Суд, учитывая затруднительное материальное положения ответчика МОУ В-И СОШ считает возможным установить ответчикам срок для выполнения требований иска – до ДД.ММ.ГГГГ Суд в соответствие с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, освобождает ответчика МО Джидинский район от уплаты госпошлины в доход государства. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Джидинского района удовлетворить. Обязать Администрацию Джидинского района и Муниципальное общеобразовательное учреждение «Верхне-Ичетуйская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Верхне-Ичетуйская средняя общеобразовательная школа»: - установить в кабинете химии школы: вытяжной шкаф, на подиуме специальный демонстрационный стол с устойчивым к действию агрессивных химических веществ покрытием и защитными бортиками по наружному краю стола; установить умывальные раковины с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся. Освободить Администрацию Джидинского района от уплаты госпошлины в государственный доход. Взыскать с МОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ» в доход государства госпошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Джидинский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения. Председательствующий А.С. Янданова .
Кабинет химии МОУ Верхне-Ичетуйская средняя общеобразовательная школа» расположен на втором этаже здания школы по адресу: <адрес>. Кабинет химии оборудован мебелью: парты, стулья, учебная доска. В указанном помещении имеется самодельный вытяжной шкаф для демонстрации опытов. На момент проверки вытяжной шкаф не используется, функционирование невозможно в связи с отсутствием вентиляционный трубы.
В кабинете химии имеется подсобное помещение, в котором хранятся демонстрационные материалы, таблицы, учебно-методический комплекс учителя и учащихся, раздаточный материал, химические реактивы.
Согласно ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление в совершенствование правового государства.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Согласно ст. 8 ФЗ № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.