25.01.2012 г. решение по иску прокурора в интересах Ламухиной Т.А. к Администрации СП `Нижнеторейское` от 26.12.2011 г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 декабря 2011 г. с. Петропавловка

Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Яндановой А.С. единолично, при секретаре Мункуевой Д.А., с участием старшего помощника прокурора Джидинского района Гармажаповой Е.С., главы МО «Нижнеторейское», рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Джидинского района РБ в интересах Ламухиной Т.А. к Администрации Сельского поселения «Нижнеторейское»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Джидинского района обратился в интересах Ламухиной Т.А. в суд с иском к Администрации СП «Нижнеторейское», в котором просит признать незаконным действия ответчика по переводу без согласия работника Ламухиной Т.А. на <данные изъяты> ставки, выразившиеся в издании главой СП «Нижнеторейское» распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ; отменить данное распоряжение; взыскать в пользу Ламухиной Т.А. с ответчика недополученную заработную плату в размере <данные изъяты> рублей.

Иск обоснован следующим. В ходе проверки по заявлению Ламухиной Т.А. прокуратурой Джидинского района установлено, что Ламухина Т.А. работает в должности <данные изъяты> Администрации СП «Нижнеторейское» с ДД.ММ.ГГГГ согласно заключенному с ней трудовому договору. Согласно распоряжению главы СП «Нижнеторейское» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с низким планом собственных доходов поселения и неисполнением в полном объеме полномочий, в связи с оптимизацией расходов на оплату труда и начислений на нее ставка <данные изъяты> Ламухиной Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ сокращена до <данные изъяты> ставки. Согласно положениям заключенного с ней трудового договора, пояснениям самой Ламухиной Т.А., главы СП «Нижнеторейское» Якимова И.В., ведущего специалиста Администрации СП «Нижнеторейское» ФИО1 первоначально она была принята на полную ставку.

Согласно ст. 72 Трудового Кодекса РФ (ТК РФ) изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

В нарушение данных положений при изменении условий трудового договора согласие Ламухиной не отбиралось, соглашение об изменении условий трудового договора в письменной форме не заключалось.

Согласно ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Доказательств, подтверждающих письменное уведомление Ламухиной о предстоящем изменении условий трудового договора, Администрацией в ходе проверки не представлено.

В соответствии со ст. 234 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.

Согласно тарификации работников по СП «Нижнеторейское» Ламухиной за период ДД.ММ.ГГГГ - истекший период ДД.ММ.ГГГГ. заработная плата начислялась и выплачивалась по <данные изъяты> ставки, что нарушает ее трудовые права.

Таким образом, за период ДД.ММ.ГГГГ г. - ДД.ММ.ГГГГ. Ламухиной работодателем недоначислена сумма заработной платы в размере <данные изъяты> рублей (согласно расчету).

В судебном заседании старший помощник прокурора Джидинского района Гармажапова Е.С. и Ламухина Т.А. исковые требования поддержали.

Из пояснений Ламухиной Т.А. следовало, что ее о снижении оклада до <данные изъяты> единицы не уведомляли, было предупреждение об увольнении. Устно извещали о том, что будут выплачивать только один оклад. Она не присутствовала на совещании, на котором обсуждался вопрос о сокращениях. После снижения ставки оклада она работала меньше часов, чем при ставке 1 единицы – 5 часов, но объем работы не уменьшился. Считает, что ее, имеющую высшее образование, «посадили» на самую низкую ставку, она получает всего <данные изъяты> рублей, хотя остальные заведующие библиотекой по району получают по <данные изъяты> рублей. Ущемляют ее права как пенсионера. У заведующей детской библиотеки ФИО 2 оклад <данные изъяты>. стал <данные изъяты> рублей, что больше, чем у нее.

Представитель ответчика глава МУ Администрация СП «Нижнеторейское» Якимов И.В., действующий на основании ст. 24 Устава, исковые требования не признал. Из его доводов следовало, что в <данные изъяты> в связи с возникшими расходами на содержание приобретенной пожарной автомашины и доплат к пенсии по старости бывшему главе поселения, увеличились расходы. Кроме того, в теплое время года производится доплата из бюджета поселения лодочнику, перевозящему через <адрес> необходимые продукты для обеспечения жизнедеятельности жителей <адрес>. В связи с этим администрацией района было рекомендовано осуществить сокращение штатных единиц до необходимого минимума. В <данные изъяты>. сокращены единицы <данные изъяты>. Также произведено сокращение единиц в Администрации поселения. Кроме того, снижена ставка зарплаты главы сельского поселения. Чтобы дать возможность людям поработать некоторые ставки сократили. При обсуждении данного вопроса все работники присутствовали, в том числе и Ламухина Т.А., которая не возражала против сокращения ставки оклада до <данные изъяты>. О сокращении ставки Ламухину письменно не уведомляли, но все работники были уведомлены о возможном сокращении штата работников.

Суд, выслушав доводы иска, пояснения Ламухиной Т.А., возражения представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

Ламухина Т.А. принята с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> по трудовому контракту, заключенному между главой СП «Нижнеторейское» и ней на неопределенный срок.

Распоряжением главы СП «Нижнеторейское» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с образованием МО СП «Нижнеторейское», работники культуры, работавшие на территории сельской администрации, переведены из введения Отдела культуры Джидинского района в ведение сельского поселения «Нижнеторейское». Принята переводом в числе других и Ламухина Т.А. - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением главы СП «Нижнеторейское» от ДД.ММ.ГГГГ ставка <данные изъяты> Ламухиной Т.А. сокращена на <данные изъяты> ставки с ДД.ММ.ГГГГ

С уведомлениями о сокращении штатных единиц с ДД.ММ.ГГГГ Ламухина Т.А. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование своих возражений ответчик представил сообщение финансового управление Администрации Джидинского района, которое довело до сведения главы СП «Нижнеторейское» о том, что на основании п. 2 Рекомендации Министерства Финансов РБ по обеспечению сбалансированности местного бюджета <данные изъяты>. разработать мероприятия по сокращению расходов за счет местного бюджета по фонду оплаты труда на <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> рублей.

Представлен ответчиком бюджет СП «Нижнеторейское» на ДД.ММ.ГГГГ и отчет об исполнении бюджета <данные изъяты>. В них имеются соответственно коды дохода и расхода. Итак, в числе прочих услуг и увеличения стоимости основных средств: лодочника (по доходам утверждено бюджетные назначения на <данные изъяты>, по расходам утверждено бюджетное назначение на <данные изъяты>) и пожарной (по доходам – <данные изъяты>, по расходам <данные изъяты>), пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления (по доходам – <данные изъяты>, по расходам <данные изъяты>).

Показания свидетелей ФИО 1 ., ФИО 2 и ФИО 3 лишь подтверждают то, что работники были уведомлены о предстоящем сокращении штатных единиц. Они показали, что об уменьшении ставки оклада их письменно не предупреждали. По показаниям свидетелей их о снижении ставки оповестили на совещании Администрации поселения, на котором присутствовала Ламухина Т.А., она не возражала, была готова работать на любой ставке.

Из тарификаций работников библиотек по СП «Нижнеторейское» видно, что на ДД.ММ.ГГГГ. библиотекарю Ламухиной Т.А. установлен исходя из <данные изъяты> единицы базовый оклад в размере <данные изъяты> рублей.

В статье 129 ТК РФ даны основные понятия и определения. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Следовательно, ответчиком фактически произведено снижение базового оклада Ламухиной Т.А., то есть ставки заработной платы.

Однако по данным, представленным ответчиком, определить надобность понижения базового оклада Ламухиной Т.А. до <данные изъяты> не представляется возможным. Ответчику было предложено судом представить доказательство об увеличении расходов и необходимости снижения ставки по данным бюджета и бухгалтерским. Однако ответчиком не представлены бюджет на <данные изъяты>. (для сравнения) и соответствующие финансовые документы. Сообщение из финансового управления администрации района было направлено в <данные изъяты>., а понижение ставки произошло с начала <данные изъяты>. По доходам и расходам представленного бюджета также невозможно определить, что <данные изъяты>. расходов стало больше, чем в <данные изъяты>

По смыслу трудового законодательства, не допускается снижения заработной платы работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Ламухина Т.А. осталась в той же должности, выполняла тот же объем работы, требования к ней по работе остались те же, что следовало из пояснений истца. Противное этому в суде не установлено.

Согласно абзацу 7 ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В силу абзаца 1 ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения составила в <данные изъяты>. за <данные изъяты>, за <данные изъяты>.

Статья 133.1 ТК РФ предусматривает, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации… Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

С 01.01.2009г. минимальный размер оплаты труда составлял 4330 рублей (ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 « 91-ФЗ), с 01.06.2011г. составляет 4611 рублей (ст. 1 Федерального закона от 01.06.2011 № 106-ФЗ). Статья 2

В соответствие со ст. 1 «Регионального соглашения между Правительством Республики Бурятия, Объединением организаций профсоюзов Республики Бурятия и союзами работодателей Республики Бурятия от 26.07.2010 N 020-000061 "О минимальной заработной плате в Республике Бурятия», соглашение распространяется на работодателей - юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Бурятия, в порядке, установленном ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Минимальная месячная заработная плата в Республике Бурятия устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей (ст. 2 Регионального соглашения).

Согласно ст. 135 ТК РФ, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствие с п.4 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год", утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 04.12.2009, протокол N 108)), системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе следующих единых принципов: а) верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории Российской Федерации.

Размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления;

б) установление в учреждениях бюджетной сферы систем оплаты труда, включая фиксированные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда, а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, выплат стимулирующего характера, коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

Аналогичные принципы предусмотрены в Единых рекомендациях на 2011г.

Итак, согласно карточке сотрудника за ДД.ММ.ГГГГ и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Ламухина Т.А. получала заработок не только меньше прожиточного минимума и минимальной месячной заработной платы в Республике Бурятия в 2011г., но и меньше минимального размере оплаты труда (в <данные изъяты> <данные изъяты>.). Таким, образом, ответчиком нарушено не только порядок снижения базового оклада работника, но и установление ей размера заработка ниже установленных трудовым законодательством и нормативными актами.

Ответчик не оспаривал правильность расчета недополученной заработной платы Ламухиной Т.А., представленного прокурором. Ламухина Т.А. была согласна с данным расчетом. Суд, данный расчет находит верным и взыскивает заработок согласно данному расчету.

Согласно тарификации работников библиотек Администрации СП «Нижнеторейское» на ДД.ММ.ГГГГ заработная плата Ламухиной при ставке оклада <данные изъяты> единицы состояла из следующих выплат:

Базовый оклад

Сельские
25%

Звание
20%

итого

20 %
(районный
коэффициент)

30 %
(северная
надбавка)

всего

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Ежемесячный размере заработка из базового оклада 1 единицы в размере <данные изъяты> рублей с учетом указанных надбавок: <данные изъяты> рубля. Исходя из количества отработанных рабочих дней в каждом месяце <данные изъяты>, всего <данные изъяты> отработано дней, итого не начислен заработок на сумму <данные изъяты> рублей. В <данные изъяты> отработано <данные изъяты> дней, не выплачено на сумму <данные изъяты> рубль. Итого общая сумма невыплаченной заработной платы: <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>

В соответствие с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, ответчик освобождается от уплаты госпошлины в доход государства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194 и 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Джидинского района удовлетворить.

Признать незаконным действия Администрации сельского поселения «Нижнеторейское» по переводу Ламухиной Т.А. без согласия работника на <данные изъяты> ставки, выразившиеся в издании распоряжения главой СП «Нижнеторейское» от ДД.ММ.ГГГГ

Отменить распоряжение главы МО СП «Нижнеторейское» от ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать в пользу <данные изъяты> Ламухиной Т.А. с Муниципального образования Сельское поселение «Нижнеторейское» недополученную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>. в размере <данные изъяты> рублей.

Освободить МО СП «Нижнеторейское» от уплаты госпошлины в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Джидинский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий судья А.С. Янданова

.