13.06.2012 г. решение по иску прокурора Джидинского района РБ к МО СП `Нижнебургалтайское` о ликвидации несанкционированных свалок от 10.05.2012 г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2012г. с. Петропавловка

Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Яндановой А.С. единолично, при секретаре Мункуевой Д.А., с участием помощника прокурора Джидинского района Михалевой Т.С., главы МО «Нижнебургалтайское» Чердоновой С.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Джидинского района РБ к Муниципальному образованию Сельское поселение «Нижнебургалтайсоке» о ликвидации несанкционированных свалок,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Джидинского района, обращаясь в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать МО СП «Нижнебургалтайское» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, образованной вблизи села Нижний Бургалтай в местности «Толгойн Убур» размером 2500 кв.м.

Согласно иску, в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды, проведенной прокуратурой Джидинского района, установлено, что органом местного самоуправления СП «Нижнебургалтайское» не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки. Вблизи села Нижний Бургалтай в местности «Толгойн Убур» имеется несанкционированная свалка размером 2500 кв.м.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Вместе с тем, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия закреплен ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня1998 года территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения поселения, отнесена организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора.

В нарушение данных требований природоохранного законодательства указанная несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована.

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения сельского поселения (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, так как наличие несанкционированных свалок способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иных тяжких последствий.

Помощник прокурора Джидинского района Михалева Т.С. поддержала требования иска, не возражала против установления судом ответчику срока для ликвидации свалки до конца июня 2012г.

Представитель ответчика: глава МО «Нижнебургалтайское» Чердонова С.Ц. не признала исковое требование. Она пояснила, что не согласна в с тем, что ответчик не предпринимает меры по ликвидации несанкционированной свалки. Такие меры принимаются. В 2011г. данная свалка была убрана путем буртования. С начала 2012г. меры по ликвидации данной свалки не были предприняты, так как было зимнее время. С руководителем ООО «Джидаагропромдорстрой» ФИО1 (подрядчиком) был предварительный разговор по поводу заключения с ними договора по ликвидации свалки. На участке, где образована свалка, будет размещен полигон для бытовых отходов. Участок включен реестр объектов размещения отходов. В Комитете имущественных и земельных отношений Джидинского района оформляются документы.

Суд, выслушав доводы иска, пояснения представителя ответчика, исследовав представленные материалы, находит иск подлежащим удовлетворению.

Требования иска основаны на акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой была обнаружена указанная свалка размером 2500 кв.м.

В соответствие с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Данные требования природоохранного законодательства изложены в пункте 17 ст. 2 Устава МО «Нижнебургалтайское».

Представителем ответчика представлена копия уведомления о простановке на учет объектов размещения отходов на учет в региональном реестре объектов размещения отходов от ДД.ММ.ГГГГ, которое оставлено и направлено Министерством природных ресурсов РБ. Согласно данному уведомлению, на основании формы «характеристика объекта размещения отходов», поступившей в Министерство природных ресурсов РБ, в региональном реестре объектов размещения отходов учтены с присвоением им регистрационного номера находящиеся в эксплуатации объекты размещения отходов, в числе других свалка твердых коммунальных отходов с. Нижний Бургалтай: инвентарный номер объекта: б/н; учетный , дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствие с п. 2.1. и 2.2. "Санитарных правил. СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. " Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 "О введении в действие санитарных правил", полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов… Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

Итак, постановка на учет объекта размещения отходов в региональном реестре, без приведения данного объекта в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями и без соответствующих документов, не свидетельствует о наличии как такового полигона твердых бытовых отходов.

Доводы главы МО «Нижнебургалтайское» Чердоновой С.Ц. в части того, что ответчиком принимаются меры по ликвидации несанкционированной свалки путем буртования, суд находит не достаточным, поскольку по ее пояснениям при буртовании образуется куча. То есть тем самым свалка фактически не ликвидирована. Мусор не вывезен в специально отведенное для этого место или не утилизирован соответствующим образом.

Образование несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, что закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ.

При таких обстоятельствах, когда принимаемые ответчиком меры не достаточны для полного исполнения обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образование несанкционированной свалки нарушает права жителей села и иных лиц на благоприятную природную среду. Меры должны приниматься постоянно.

Суд считает разумным в целях контроля исполнения решения суда установить ответчику срок для ликвидации несанкционированной свалки. С учетом мнения прокурора и реальной возможности ликвидировать свалку, суд определяет ответчику срок до 30.06.2012г.

В соответствие с п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ суд освобождает ответчиков от уплаты госпошлины в государственный доход.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Джидинского района удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование Сельское поселение «Нижнебургалтайское» в срок до 30.06.2012г. принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, образованной вблизи села Нижний Бургалтай Джидинского района в местности «Толгойн Убур» размером 2500 кв.м.

Освободить ответчика МО «Нижнебургалтайское» от уплаты госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке через Джидинский районный суд в течение 30 дней со дня его принятия.

Председательствующий судья А.С. Янданова

Верно председательствующий судья /А.С. Янданова/