19.07.2012г. решение по иску прокурора района к ОАО `Бурятэнергосбыт` о признании незаконными его действий, выразившихся в нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, возложении обязательств от 06.06.2012г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Петропавловка 06 июня 2012 года

Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Харагаевой Л.Ю., при секретарях Сульмановой А.М., Цыденовой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Джидинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Бурятэнергосбыт» о признании незаконными его действий, выразившихся в нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, возложении обязательств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконными действия открытого акционерного общества «Бурятэнергосбыт» в лице Джидинского сбытового участка южного межрайонного отделения, выразившиеся в начислении платы за содержание общедомового имущества жителям домов, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>; <адрес>, а именно, за осуществление электроснабжения на основании показаний прибора учета; включении в лицевые счета начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды в состав платы за коммунальные услуги; отказе в выдаче справок для оформления субсидии. Понудить ответчика произвести перерасчет задолженности за содержание общедомового имущества жителям вышеуказанных домов, а именно, за осуществление электроснабжения; прекратить действия по включению в лицевые счета начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды в состав платы за коммунальные услуги, и незаконному отказу в выдаче справок для оформления субсидии, мотивируя следующим.

Ответчик занимается сбором денежных средств за содержание общего имущества собственников. На основании заключенного с ООО «Рассвет» агентского договора на осуществление сбора денежных средств, юридических и иных действий от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик осуществляет расчет ежемесячных начислений за потребленную электрическую энергию на местах общего пользования в многоквартирных домах физическим лицам, сбор платежей с Потребителей за товар, ведение претензионно-исковой и судебной работы по взысканию дебиторской задолженности с Потребителей.

Так, ответчик производит начисление жителям домов задолженности за содержание общедомового имущества многоквартирного дома: за осуществление электроснабжения, исходя из показаний прибора учета. Однако, указанное начисление незаконно по следующим основаниям.

Установка коллективных (общедомовых) приборов учета предусмотрена ч.5 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред.от 03.12.2011) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Согласно которому, до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Исходя из положений ст.ст.44, 158 Жилищного Кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», решение об установке приборов учета и последующей оплаты по их показаниям должно быть принято общим собранием собственников. Поскольку установка приборов учета относится к вопросам пользования общим имуществом собственников и текущему ремонту.

Согласно п.7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая, в том числе, из коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

Согласно п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

В ходе проверки установлено, что для трех домов по адресам: <адрес> установлен один прибор учета. Аналогично один прибор учета установлен для домов по адресу: <адрес>, а также для домов по адресу: <адрес>.

Исходя из п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коллективный прибор учета должен устанавливаться на 1 многоквартирный дом. Таким образом, коллективный (общедомовой) прибор учета может устанавливаться только на 1 дом. Установление прибора учета на несколько домов противоречит положениям жилищного законодательства, начисление платы за содержание общедомового имущества собственников, исходя из показаний указанных приборов учета, незаконно.

Впоследствии коллективные приборы учета установлены Джидинским РЭС в каждом доме: <адрес> (акт ю от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (акт ю от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (акт от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> 3 (акт ю от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (акт ю от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (акт ю от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (акт ю от ДД.ММ.ГГГГ).

Вместе с тем, общим собранием собственников ни одного из указанных домов решения об установке приборов учета, последующего их использования для оплаты не принималось. Данные приборы учета не являются общим имуществом собственников, не могут использоваться для учета электроэнергии, истраченной на содержание общего имущества собственников.

Вместе с тем, ч.1 ст.36 Жилищного Кодекса РФ устанавливает, что к общему имуществу в многоквартирном доме относится следующее: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно п.7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ.

Согласно п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно п.1.5.13 «Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание» (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979), на вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 месяцев, а на однофазных счетчиках - с давностью не более 2 лет.

П.1.5.27 ПУЭ предусматривает, что счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C.

В нарушение данных положений, акты проверки работы приборов учета в домах и состояния схемы измерений электрической энергии составлены с участием управляющей компании только ДД.ММ.ГГГГ. Указанные счетчики являются трехфазными, год поверки, согласно актам, 2004, 2007, 2008 годы.

Таким образом, показания данных счетчиков не могут быть использованы для начисления в связи с тем, что счетчики не соответствуют установленным требованиям.

Выявленные нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются недопустимыми, нарушают жилищные права неопределенного круга лиц -граждан, проживающих в указанных домах. Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Участие прокурора по данному спору обусловлено ст.45 ГПК РФ, которая наделяет прокурора правом обращения в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Бураев А.Н. поддержал доводы иска в полном объеме, дав аналогичные ему пояснения.

Представитель ответчика ОАО «Бурятэнергосбыт» по доверенности Южикова Л.Н. не признала иск в полном объеме. Представила отзыв (со ссылками на нормы действующего законодательства РФ, в том числе, нормы, указанные в иске), который не содержит мотивированных выводов по существу иска, его доводы сводятся к следующим. ОАО «Бурятэнергосбыт» правомерно производит расчет электроэнергии по общедомовым приборам учета. Доказательств неосновательного отказа в выдаче справок для оформления субсидий не представлено.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в 2007 году для нужд организации установлено три коллективных прибора учета (<данные изъяты>). В 2011 и 2012 годах - установлены отдельные приборы учета на каждый дом по вышеуказанным адресам. В настоящее время ответчик производит начисление жителям домов задолженности за содержание общедомового имущества - за осуществление электроснабжения на основании показаний установленных приборов учета.

1.        Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований ч.5 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред.от 03.12.2011) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст.ст.44, 158 Жилищного Кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», п.7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее собрание собственников домов не проводилось.

Решение об установке приборов учета и последующей оплаты по их показаниям должно быть принято общим собранием собственников, поскольку их установка относится к вопросам пользования общим имуществом собственников и текущему ремонту.

В соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, коллективный (общедомовой) прибор учета должен устанавливаться на один многоквартирный дом.

Таким образом, доводы иска об отсутствии решения общего собрания собственников (об установке приборов учета и последующей оплаты по их показаниям), незаконности установки прибора учета на несколько домов, начисления платы по их показаниям за содержание общедомового имущества - нашли свое подтверждение. Данные приборы учета не могут использоваться для учета электроэнергии, истраченной на содержание общего имущества собственников. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, данных о проведении соответствующих собраний судом не установлено, сторонами не представлено.

2.        Согласно п.п.1.5.13, 1.5.27 «Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание» (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979), на вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 месяцев, а на однофазных счетчиках - с давностью не более 2 лет. Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C.

В нарушение указанных норм, акты проверки работы приборов учета в домах 24, 26, 53, 64 «а», 64 «б» и состояния схемы измерений электрической энергии составлены с участием управляющей компании лишь ДД.ММ.ГГГГ. Счетчики являются трехфазными, год поверки, согласно актам, 2004, 2007, 2008 годы.

Таким образом, счетчики не соответствуют установленным требованиям, их показания не могут быть использованы для начисления оплаты. Действия ответчика по начислению платы на общедомовые нужды в составе платы за коммунальные услуги незаконны. В связи с чем, судом принимается решение о возложении на ответчика обязанности по прекращению нарушений прав потребителей по необоснованному расчету платы за электроэнергию на общедомовые нужды в составе платы за коммунальные услуги.

3.        Что касается требования о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в отказе в выдаче справок для оформления субсидии, прекращении его действий по незаконному отказу в выдаче справок, суд не находит оснований для его удовлетворения. Поскольку истец не обосновал свою позицию по данному вопросу и не представил соответствующие доказательства в силу ст.56 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Джидинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Бурятэнергосбыт» о признании незаконными его действий, выразившихся в нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, возложении обязательств - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Бурятэнергосбыт» в лице Джидинского сбытового участка южного межрайонного отделения, выразившиеся в начислении платы за содержание общедомового имущества жителям многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>: за осуществление электроснабжения на основании показаний прибора учета, включении в лицевые счета начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды в состав платы за коммунальные услуги.

Понудить ОАО «Бурятэнергосбыт» произвести перерасчет задолженности за содержание общедомового имущества жителям домов по вышеуказанным адресам, а именно, за осуществление электроснабжения; прекратить действия по включению в лицевые счета начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды в состав платы за коммунальные услуги.

В остальной части требования иска - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Председательствующая судья Л.Ю. Харагаева