14.08.2012 г. решение по иску прокурора Джидинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к МО СП `Белоозерское` о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности от 13.07.2012 г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2012 г. с. Петропавловка

Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Яндановой А.С. единолично, при секретарях Мункуевой Д.А. и Цыденовой С.Б., с участием помощника прокурора Джидинского района Михалевой Т.С., главы Администрации МО «Белоозерское» Евдокимова В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Джидинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию сельское поселение «Белоозерское» о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца: Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Бурятия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Джидинского района, обращаясь в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие МО СП «Белоозерское» по не принятию мер по обеспечению безопасности на территории поселения и обязать МО СП «Белоозерское» устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в поселении; сельский населенный пункт обеспечить переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения в соответствии с нормами положенности; установить наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения и подъезда к наружному противопожарному водоснабжению; по направлению движения к водоисточнику установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); заключить договор на техническое, обслуживание автоматической пожарной сигнализации; определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначить ответственных за их проведение; не допускать к эксплуатации электролампы освещения со снятыми плафонами, колпаками, рассеивателями; установить в учреждении распорядительным документом (приказом) противопожарный режим, в том числе: определить и оборудовать места для курения; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентировать: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; во всех помещениях вывесить таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; установить значения номинального напряжения возле штепсельных розеток в здании; произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации; произвести монтаж системы оповещения, и управления эвакуацией людей на случай пожара; произвести монтаж светового табло «Выход» системы оповещения и управления эвакуации людей на случай пожара над запасными эвакуационными выходами из здания ведущим непосредственно наружу; разработать план эвакуации людей в случае пожара; на окнах администрации демонтировать глухие решетки.

В обоснование иска указано следующее. Прокуратурой района совместно с Отделением надзорной деятельности по Джидинскому району УНД ГУ МЧС России по РБ проведена проверка соблюдения законодательства по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения «Белоозерское». В ходе проверки здания администрации выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:

1.. Отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей
на случай пожара в поселении. Основание: ППБ 01-03 п. 114, ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Сельский населенный пункт не обеспечен переносными пожарными
мотопомпами для целей пожаротушения в соответствии с нормами
положенности. Основание: ППБ 01-03 п.3, п. 31; ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69.

3. Отсутствует наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения и подъезда к наружному противопожарному водоснабжению. Основ.: ППБ 01-03 п. 27.

4. По направлению движения к водоисточнику неустановлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). Основание ППБ 01-03 п. 90.

Кроме того, в здании администрации установлено следующее.

1. Не заключён договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации. Не предоставлен договор. Основание: ППБ 01-03 п. 96.

2. Не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены ответственные за их проведение. Основание: ППБ 01-03 п. 15.

3. Допускается эксплуатация электроламп освещения со снятыми плафонами, колпаками, рассеивателями, предусмотренными конструкциями заводов-изготовителей. Основание: ППБ 01-03 п. 60, ПТЭЭП п. 2.11.8.

4. Не установлен в учреждении распорядительным документом (приказом) противопожарный режим, в том числе: не определены и не оборудованы места для курения; не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара (Основание: ППБ 01-03 п. 15).

5. Не во всех помещениях вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Основание: ППБ 01-03 п. 13.

6. Отсутствуют значения номинального напряжения возле штепсельных розеток в здании. Основание: ППБ 01-03 п. 3, 57 ПУЭ, ПТЭЭП п. 2.12.6

7. Не произведён монтаж автоматической пожарной сигнализации. Объекты должны быть оборудованы установками пожарной автоматики в соответствии с действующими нормативными документами (СНиП, Перечни и др.). Основание: ППБ 01-03 п. 3 РД 009-01-96 П. 1.1.2, 1.1.4 НПБ 110-03.

8. Не произведён монтаж системы оповещения, и управления эвакуацией людей на случай пожара. Основание: ППБ 01-03 п. 3 РД 009-01-96 П. 1.1.2, 1.1.4 НПБ 104-03.

9. Не произведён монтаж светового табло «Выход» системы оповещения и управления эвакуации людей на случай пожара над запасными эвакуационными выходами из здания ведущим непосредственно наружу. Основание: ППБ 01-03 п. 34, 98, 3 НПБ 104-03.

10. Не разработан план эвакуации людей в случае пожара. Основание: ППБ 01-03 п. 3, п. 16, ГОСТ-Р-12.2.143-2009.

11. На окнах администрации установлены глухие решетки. Основ.: ППБ 01-03 п. 40.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. 69-Ф3 «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и. научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п.8.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся помимо прочего участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.

Данные полномочия являются одновременно правами и обязанностями органов местного самоуправления.

Постановлением главы МО «Джидинский район» от 23.04.2012 г. № 224 с 23 апреля 2012 г. режим функционирования «чрезвычайная ситуация» отменен, Джидинское районное звено территориальной подсистемы РСЧС переведено в «особый противопожарный режим».

Согласно ст. 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» на период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Выявленные в ходе настоящей проверки нарушения правил пожарной безопасности являются недопустимыми в условиях особого противопожарного режима, в случае возникновения пожаров препятствуют принятию незамедлительных действий по их устранению, а также создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью жителей поселения.

Согласно ст. 70 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

С учетом того, что нарушения правил пожарной безопасности на территории сельского поселения «Белоозерское» допускаются в условиях особого противопожарного режима, введенного муниципальным образованием «Джидинский район», принятие противопожарных мер должно быть незамедлительным.

Перечисленные в настоящем исковом заявлении нарушения затрагивают права и законные интересы значительного числа граждан, неопределенного круга лиц — населения муниципального образования сельское поселение «Белоозерское».

Представитель третьего лица - начальник отделения надзорной деятельности Джидинского района РБ ГУ МЧС России по РБ Моритоев Б.Б. просил рассмотреть дело без его в связи с выездом в составе комиссии по приемкам школ района на 2012-2013 годы. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших против этого, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, который принимал участие на предыдущем судебном заседании и поддержал требования иска.

В судебном заседании помощник прокурора Джидинского района Михалева Т.С. поддержала требования иска, просила установить ответчику на устранение выявленных нарушений срок до 01.11.2012г.

Представитель ответчика – глава администрации МО «Белоозерское» Евдокимов В.И., действующий на основании п.1 ст. 24 Устава муниципального образования, признал исковые требования частично. Он пояснил, что в установлении средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара нет необходимости, так как имеются в поселении пожарные автомашины, которые выезжают с включенными сиренами. Полагает, что достаточно данных автомашин. Здание администрации такого строения, что сотрудники администрации могут своим голосом оповестить друг друга в случае возникновения пожара. Перед поселением стоит выбор: оставить на содержание пожарные автомашины или установить АПС, они пришли к выводу содержать автомашины. Финансовых средств нет на монтаж АПС. Допускает, что имеются электросветильники со снятыми плафонами, но из-за этого не было случаев возникновения пожара. Место для курения отведено на улице – на лавочке. Номера телефона вызова пожарной охраны вывешены. Инструктаж населения происходит под роспись путем обхода. Просит установить им срок для исполнения решения до 31.12.2012г., так нужны денежные средства.

Суд, выслушав доводы иска, пояснения участников судебного процесса, исследовав представленные материалы, находит иск подлежащим удовлетворению.

Требования иска прокурора основаны на акте проверки от 15.05.2012 г., где указано об обнаружении нарушений, изложенных в иске.

В соответствие со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре…

В суде установлено, что действительно на территории сельского поселения «Белоозерское» имеются указанные в иске нарушения требований пожарной безопасности. В возражение представителем ответчика не были представлены соответствующие доказательства. Представленные им инструктаж-подписка и журнал регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте лишь свидетельствуют о том, что проводится инструктаж, но документ о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа отсутствует.

Не выполнение требований пожарной безопасности может повлечь последствия в виде уничтожения имущества, причинение вреда здоровью жителей поселения.

Суд, с учетом объема предстоящих работ по устранению нарушений, находит целесообразным установить срок до 31.12.2012г. В данном случае, обращение решения суда к немедленному исполнению будет затруднительно в связи с невозможностью устранить нарушения незамедлительно.

В соответствие с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, ответчик подлежит освобождению от уплаты госпошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Джидинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования СП «Белоозерское» по не принятию мер по обеспечению безопасности на территории поселения.

Обязать муниципальное образование СП «Белоозерское» в срок до 31.12.2012г. устранить следующие нарушения правил пожарной безопасности:

- установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в поселении;

- сельский населенный пункт обеспечить переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения в соответствии с нормами положенности;

- установить наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения и подъезда к наружному противопожарному водоснабжению;

- по направлению движения к водоисточнику установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

- заключить договор на техническое, обслуживание автоматической пожарной сигнализации;

- определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначить ответственных за их проведение;

- не допускать к эксплуатации электролампы освещения со снятыми плафонами, колпаками, рассеивателями;

- установить в учреждении распорядительным документом (приказом) противопожарный режим, в том числе: определить и оборудовать места для курения; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

- регламентировать: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;

- во всех помещениях вывесить таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;

- установить значения номинального напряжения возле штепсельных розеток в здании;

- произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации;

- произвести монтаж системы оповещения, и управления эвакуацией людей на случай пожара;

- произвести монтаж светового табло «Выход» системы оповещения и управления эвакуации людей на случай пожара над запасными эвакуационными выходами из здания ведущим непосредственно наружу;

- разработать план эвакуации людей в случае пожара;

- на окнах администрации демонтировать глухие решетки.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке через Джидинский районный суд в течение 30 дней со дня его принятия.

Председательствующий судья А.С. Янданова

Верно председательствующий судья /А.С. Янданова/