16.05.2011г. определение о прекращении производства по делу в связи с отказом от заявления от 28.04.2011г. по заявлению прокурора Джидинского района об оспаривании бездействия должностного лица службы судебных приставов



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу в связи с отказом от заявления

28 апреля 2011 г. с. Петропавловка

Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Яндановой А.С. единолично, при секретаре Санкировой М.Д., с участием помощника прокурора Джидинского района Убашеевой Е.С., начальника Джидинского РОСП УФССП РФ по РБ – старшего судебного пристава Мункуева А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Джидинского района РБ об оспаривании бездействия должностного лица службы судебных приставов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Джидинского района, обращаясь в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Джидинского РОСП УФССП РФ по РБ ФИО2 выразившееся в непроведении исполнительных действий по исполнительному производству , обязать судебного пристава-исполнителя ФИО2 провести исполнительные действия по данному исполнительному производству.

Согласно иску, прокуратурой района проведена проверка деятельности Джидинского РОСП УФССП по РБ по соблюдению законодательства об исполнительном производстве.

Решением Джидинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Влад» об устранении нарушений в эксплуатации тепловых энергоустановок удовлетворено. Судом принято решение понудить ООО «Влад» устранить нарушения в эксплуатации тепловых энергоустановок.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Джидинского РОСП УФССП по РБ ФИО1 на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство .

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закона), исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и принятия мер принудительного исполнения… соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 36 данного Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Статьей 2 Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов… в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Проверкой установлено, что судебным приставом-исполнителем не приняты допустимые законом меры по понуждению должника устранить нарушения в эксплуатации тепловых энергоустановок.

Статьей 64 Закона предусмотрен перечень исполнительских действий, которые в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать. К ним относятся: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; 10) производить розыск должника; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Судебным приставом-исполнителем ФИО2 данные полномочия не реализованы. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118 «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и в связи с этим имеет право получать при совершении исполнительских действий необходимую информацию, объяснения и справки. В нарушение требований закона судебным приставом-исполнителем ФИО2 не принято соответствующих мер по установлению должником принятых (решений) действий по исполнению судебного решения Джидинского районного суда, не истребована информация от контролирующих органов по исполнению предписаний и мер реагирования.

В результате бездействия судебного пристава-исполнителя нарушены законные интересы неопределенного круга лиц.

Судебный пристав-исполнитель Джидинского РОСП ФИО2 согласно приказу -К от ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с прекращением служебного контракта. Она, будучи надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась.

Представитель заинтересованного лица – должника ООО «Влад» в суд не явился. Директор ООО «Влад» просил рассмотреть дело без их участия в связи с производственной занятостью. Участвующие лица не возражали против разбирательства дела в отсутствие неявившихся лиц. Суд, учитывая их мнение, а также надлежащее и своевременное извещение, считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен Джидинский РОСП.

Из отзыва старшего пристава Джидинского РОСП УФССП России по РБ следовало следующее. С требованиями и доводами заявителя он не согласен по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель обязан принимать правильные, полные и своевременные меры по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В силу статьи 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя по исполнению требований исполнительного документа обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.

В соответствии со ст.ст. 49, 50 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник обязан по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий (исходя из требований исполнительного документа).

Обязательность требований судебного пристава-исполнителя предполагает, что данное требование соответствует определенным положениям: соответствие требованиям исполнительного документа. Судебный пристав-исполнитель не вправе выходить за пределы исполнительного документа. В силу процессуального законодательства судебные акты обладают общеобязательностью для всех без исключения (ст. 13 ГПК РФ). Что предопределяет общеобязательность требований судебного пристава-исполнителя; законность требования судебного пристава-исполнителя. В силу особенностей принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель вынужден применять принудительные меры, совершать исполнительные действия, что должно соответствовать закону.

Статьей ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» (а не ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» как указывает прокурор района) определен порядок исполнения исполнительных документов неимущественного характера. Так, в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок, судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статей 17.15 КоАП РФ об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения.

Отличительная особенность принудительного исполнения требований неимущественного характера заключается в том, что деятельность судебного пристава-исполнителя направлена на стимулирование (а исходя из требований исполнительного документа на понуждение) должника к самостоятельному исполнению требований исполнительного документа.

Согласно материалам исполнительного производства судебным приставом-исполнителем на должника ООО «Влад» установлена обязанность по исполнению требований исполнительного документа, а именно об их понуждении принять меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности.

Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику предоставлен срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов (не более 5 дней), установлена обязанность по исполнению исполнительных документов и предоставлению документов, подтверждающих исполнение. Также указанными пунктами должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительных документов без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор, а также привлечении к административной и уголовной ответственности в случае неисполнения требований исполнительных документов без уважительных причин, злостного неисполнения требований исполнительных документов.

По исполнительному производству вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, вручены требования и предупреждения об исполнении исполнительных документов и предоставлении документов, подтверждающих их исполнение, составлялись акты совершения исполнительных действий, истребованы объяснения от должников и документы, подтверждающие фактическое исполнение исполнительных документов. Указанные действия совершены в соответствии со ст.ст. 6, 105 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» и направлены на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа.

В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем ФИО2 установлено, что необходимые работы, указанные в исполнительном документе, должниками произведены, требования исполнительного документа исполнены, что подтверждается актами приемки выполненных работ, паспорта готовности котельных, акты совершения исполнительных действий.

Несостоятельным является довод прокурора района о нарушении судебным приставом-исполнителем требований ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» и обязании судебного пристава-исполнителя принять меры по исполнению исполнительных документов, поскольку самим заявителем не выяснены фактические обстоятельства возможности либо невозможности исполнения должником исполнительного документа в установленный ст. 36 ФЗ Об исполнительном производстве» срок. Данные требования не основаны на Законе, поскольку не указывают, какие именно действия судебным приставом-исполнителем должны быть произведены и в какие сроки, с учетом уважительных причин (доказательств) неисполнения должниками требований исполнительных документов. Указание прокурором района на перечень исполнительных действий, установленный ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», необоснованно и незаконно. Данные исполнительные действия являются общими условиями при исполнении исполнительных документов и обязательны при исполнении исполнительных документов, например, о взыскании денежных средств. Исполнительные документы неимущественного характера подлежат исполнению в соответствии со специальной нормой ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» (Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

Срок, установленный ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» не является пресекательным, и его истечение не влечет за собой окончание или прекращение исполнительного производства. По объективным причинам исполнительное производство может находиться на принудительном исполнении за пределами сроков совершения исполнительных действий.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

В данном случае, с учетом не установления судом срока исполнения решения, должниками должны быть исполнены требования исполнительных документов в разумные сроки, с учетом объема совершения исполнительных действий и их финансирования.

В соответствии с п. 3 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав решение либо действие должностного лица государственного органа незаконным, принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица государственного органа устранить в полном объеме допущенные нарушения. Данная норма законодательства носит императивный характер. В данном случае, не имеется нарушений действующего законодательства, которые судебный пристав- исполнитель ФИО2 обязана устранить по указанным исполнительным производствам логически связанные требования.

Кроме этого, статьями 254, 255 ГПК РФ, предусмотрен общий порядок подачи и рассмотрения заявления об оспаривании действий (бездействия) должностного лица органа государственной власти. Согласно данным нормам закона, признание действий (бездействия) должностного лица органа государственной власти незаконными возможно при наличии двух условий в совокупности: факт нарушения судебным приставом-исполнителем норм действующего законодательства; если указанные нарушения повлекли определенные последствия, то есть нарушение прав и свобод гражданина создали препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод либо повлекли незаконное возложение каких-либо обязанностей на гражданина.

В данном случае, совокупность вышеперечисленных условий для удовлетворения требований заявителя отсутствует. Заявителем не представлено доказательств нарушения норм действующего законодательства и нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку в силу особенностей принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель должен применять принудительные меры, совершать исполнительные действия, что должно соответствовать закону. При их совершении судебный пристав-исполнитель не вправе выходить за пределы своих полномочий, что определено принципом законности.

В ходе судебного следствия помощник прокурора Джидинского района Убашеева Е.С. после допроса свидетеля – главного государственного инспектора Джидинского района ФИО3 обратилась в суд с заявлением об отказе от заявления в связи с добровольным исполнением решения суда.

Последствия отказа от заявления и прекращение производства по делу, предусмотренные ст.173 и 221 ГПК РФ, разъяснены участвующим лицам.

Начальник Джидинского РОСП Мункуев А.Д. не возражал против принятия судом отказа от иска и прекращения производства по делу по основанию, указанному прокурором.

Суд, выслушав доводы отказа от заявления, мнение должностного лица, принимает отказ от заявления и прекращает производство по делу, поскольку данный отказ не противоречит нормам законодательства и не нарушает права и законные интересы иных лиц.

Решением Джидинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора района постановлено признать бездействие ООО «Влад» в невыполнении требований пожарной безопасности и невыполнении обязанности по обеспечению безопасных условий труда незаконным и обязать устранить нарушения. Из описательной части решения суда видно, что нарушения правил пожарной безопасности были выявлены в котельных СОШ, больниц и детских садов, эксплуатируемых ООО «Влад».

По исполнительному листу , выписанному для исполнения данного решения суда, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Джидинского РОСП возбуждено исполнительное производство .

В исполнительном производстве имеются акты о приемке выполненных работ по каждому объекту, произведенных в октябре 2008г. В сентябре 2009г. составлены акты о готовности угольной котельной к эксплуатации в зимних условиях. В этом же месяце на основании данных актов по каждому объекту подписаны паспорта готовности котельных к работе в осенне-зимний период 2009-2010г.г. Акты совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем ФИО2 по исполнительному производству составлены ДД.ММ.ГГГГ (после обращения прокурора в суд с данным заявлением).

Из показаний свидетеля ФИО3 следовало, что ежегодно проверялись котельные на соблюдение требований пожарной безопасности. Часть нарушений устранялась, часть переходила на следующий год. В то же время в процессе эксплуатации вновь возникали такие же нарушения. Акт о готовности котельной свидетельствует о том, что котельные готовы к эксплуатации. Если паспорта котельных подписаны главным государственным инспектором (старшим дознавателем группы ГПН) Джидинского района, значит, выявленные нарушения были устранены на тот момент.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Джидинского РОСП исполнительное производство , возбужденное по исполнительному листу , окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном производстве.

В силу п.1 ч.1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Таким образом, решение суда должником выполнено, соответственно требования заявления прокурора исполнены. При этом права неопределенного круга лиц соблюдены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 220, 221 и 225 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Принять отказ прокурора Джидинского района РБ от заявления об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя Джидинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия ФИО2

Прекратить производство по делу в связи с отказом заявителя от заявления.

Определение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Джидинский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий судья А.С. Янданова

вступило в законную силу 11 мая 2011 г.