19.05.2011г. решение от 28.04.2011г. по иску прокурора Джидинского района РБ к Администарции муниципального образования сельское поселение `Верхнеторейское` о понуждении устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 апреля 2011 г. с. Петропавловка

Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Яндановой А.С. единолично, при секретаре Санкировой М.Д., с участием помощника прокурора Джидинского района Убашеевой Е.С., главного государственного инспектора - начальником отделения надзорной деятельности Джидинского района Джидинского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по РБ Казакова И.В., главы Администрации МО «Верхнеторейское» Найданова В.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Джидинского района РБ к Администрации муниципального образования сельское поселение «Верхнеторейское» о понуждении устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Джидинского района, обращаясь в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать Администрацию МО СП «Верхнеторейское» устранить нарушения правил пожарной безопасности: обустроить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара с. Верхний Торей, с. Улзар, определить порядок подворного закрепления противопожарного инвентаря, в том числе емкостей с водой на случай возникновения пожара в с. Улзар, с. Верхний Торей, обеспечить переносными пожарными мотопомпами с. Верхний Торей, с. Улзар, разработать план противопожарных мероприятии на лесопожарный период, исключающий возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, обустроить защитные противопожарные полосы в с. Улзар, обеспечить наружное противопожарное водоснабжения с. Верхний Торей, с. Улзар. В качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Главное управление МЧС по Республике Бурятия.

Иск обоснован следующим. Прокуратурой района совместно с начальником отделения надзорной деятельности Джидинского района Казаковым И.В. в ходе проверки исполнения требований пожарной безопасности в МО СП «Верхнеторейское», в состав которого входят населенные пункты: с. Верхний Торей, с.Улзар, выявлены следующие нарушения.

В нарушение положений ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории сельского населенного пункта; не определен порядок подворного закрепления противопожарного инвентаря, в том числе емкостей с водой на случай возникновения пожара, сельские населенные пункты с. Верхний Торей, с. Улзар, не обеспечены переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения в соответствии с нормами положенности, не разработаны нормативно правовые акты в указанной сфере.

В нарушение п. 112 ППБ 01-03 администрацией сельского поселения не разработан план противопожарных мероприятий на лесопожарный период, исключающий возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения - устройство защитных противопожарных полос по периметру с. Улзар, посадка лиственных насаждений, удаление сухой растительности.

Кроме того, территория сельского поселения не в полном объеме обеспечена наружным противопожарным водоснабжением, что необходимо согласно требованиям п.п. 3, 94 Правил пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 (ППБ 01-03); п.п. 2.11, таблицы 6 СНиП 2.04.02-84.

В СП «Верхнеторейское» не разработаны первичные меры пожарной безопасности в нарушение ст. 63 Федерального закона «О техническом регламенте требованиях пожарной безопасности».

Согласно п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся помимо прочего участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе и создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Данные полномочия являются одновременно правами и обязанностями органов местного самоуправления поселения.

Невыполнение МО СП «Верхнеторейское» предусмотренной федеральным законодательством обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов создает реальную угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц: жителей сельского поселения, на защиту прав и свобод, предусмотренную ст. 45 Конституции РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Джидинского района Убашеева Е.С. поддержала требования иска, полагала возможным установить судом срок ответчику для исполнения требования иска до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – глава Администрации МО «Верхнеторейское» Найданов В.Ц., действующий согласно п.1 ст. 24 Устава, признал исковые требования частично. Из его пояснений следовало, что администрацией сельского поселения проведены профилактические мероприятия: подворный обход, инструктаж, в том числе в школе по всем классам. Разработан план противопожарных мероприятий. По периметру села Улзар выкопаны противопожарные полосы. В с. Верхний Торей на расстоянии 200 м. от школы имеется противопожарный водоем. Посередине села протекает речка на расстоянии 40-50 м. от домов. К речке в с. Улзар сделан подъездной путь. Зимой река замерзает. Правительством республики сельским поселениям выделены 5 пожарных автомашин. С. Верхний Торей охватывает одна из автомашин. Для установления звуковой сигнализации, наружного водоема и приобретения мотопомп нет необходимых денежных средств. В бюджете 2011г. финансовые средства для этого не предусмотрены. На будущий год также нереально все устранить. Но по мере возможности нарушения будут устранены.

Главный государственный инспектор Джидинского района по пожарному надзору Казаков И.В., поддержав требования прокурора, пояснил, что, действительно, по пояснениям специалиста районной администрации по ГО и ЧС полосы пропаханы. В с. Нижний Торей одного противопожарного водоема недостаточно. В с. Улзар подъезд к речке не обеспечит нормальный расход воды круглый год, возможно только в теплое время года. План противопожарных мероприятий составлен надлежаще. Противопожарный инвентарь должен быть закреплен за каждым. В с. Улзар в качестве звуковой сигнализации возможны удары в колокол. Необходимо приобретение пожарных мотопомп. Из года в год затратные мероприятия: установление звуковой сигнализации, противопожарного водоема и приобретение мотопомп не устраняются.

Суд, выслушав доводы иска, пояснения участников судебного процесса, исследовав представленные материалы, находит иск подлежащим удовлетворению.

Доводы иска основаны на акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и акте проверки (без даты), составленным по результатам проверки с участием начальника ОНД Джидинского района. В суде предстатель ответчика подтвердил обнаружение правил пожарной безопасности.

Пункты 112, 113 и 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 предусматривают, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Рекомендуется у каждого жилого строения устанавливать емкость (бочку) с водой или иметь огнетушитель. На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности", вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

К вопросам местного значения в соответствие с пп.9 ч.1 ст. 2 Устава муниципального образования «Верхнеторейское» отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта.

Главой СП «Верхнеторейское» Найдановым В.Ц. представлены утвержденные им план противопожарных мероприятий на лесопожарный период без даты, перечень подворного закрепления противопожарного инвентаря также без даты. Поскольку в указанных документах отсутствует дата утверждения и нет указания на закрепление конкретного инвентаря за определенным лицом, нет сведений об их согласии, то суд приходит к выводу, что необходимо в установленном порядке данные мероприятия завершить. Кроме того, без документальных сведений считать, что нарушение в части устройства защитными противопожарными полосами с. Улзар, недопустимо.

Таким образом, нарушения правил пожарной безопасности ответчиком не устранены до конца. Суд, учитывая то, что на 2011г. в бюджете поселения не предусмотрены финансовые средства на установление в селах средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара и наружным противопожарным водоемом, обеспечение переносными пожарными мотопомпами, считает целесообразным для устранения данных нарушений установить более длительный срок – до ДД.ММ.ГГГГ, а в остальной части - в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд в соответствие с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, освобождает ответчика от уплаты госпошлины в доход государства

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Джидинского района удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования Сельское поселение «Верхнеторейское» устранить нарушения правил пожарной безопасности:

- в срок - в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить порядок подворного закрепления противопожарного инвентаря, в том числе емкостей с водой на случай возникновения пожара в с. Улзар и с. Верхний Торей; разработать план противопожарных мероприятии на лесопожарный период, исключающий возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; обустроить защитными противопожарными полосами с. Улзар;

- в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в с. Верхний Торей и с. Улзар; обеспечить переносными пожарными мотопомпами с. Верхний Торей и с. Улзар; обеспечить наружное противопожарное водоснабжение в с.Верхний Торей и с. Улзар.

Освободить Администрацию муниципального образования сельское поселение «Верхнеторейское» от уплаты госпошлины в государственный доход.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Джидинский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий судья А.С. Янданова

решение вступило в законную силу 11.05.2011г.