03.09.2012г. определение о прекращении производства по делу по иску прокурора района к МБАОУ `Петропавловская СОШ №1` о понуждении внести изм-я в Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников от 15.08.2012г.



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска

15 августа 2012 г. с. Петропавловка

Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Яндановой А.С. единолично, при секретарях Рабдаевой Е.Б. и Мункуевой Д.А., с участием помощников прокурора Джидинского района Михалевой Т.С. и Бураева А.Н., директора МБАОУ «Петропавловская СОШ № 1»Бадмаева Ч.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Джидинского района к Муниципальному бюджетному автономному общеобразовательному учреждению «Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 1» (МБАОУ «Петропавловская СОШ № 1») в интересах неопределенного круга лиц о понуждении внести изменения в Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Джидинского района, обращаясь в суд с исковым заявлением в интересах трудовых прав коллектива МБАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 1» и неопределенного круга лиц, просил обязать МБАОУ «Петропавловская СОШ № 1» внести изменения в Положение о распределении стимулирующей части ФОТ работников МАОУ «Петропавловская СОШ № 1», исключив из него: п. 1.3 Положения слова «технических» и «и иных»; п.п. 4.5, 15.8, 16, 18, 19, 20, 21, 22 приложения № 1 Положения; критерии, предусмотренные п. 1 приложения № 2 Положения «Своевременная сдача отчетов, материалов, качественное ведение документации и т.д.»; критерий «Работа кадрами», предусмотренный п. 3 приложения № 2 Положения, а именно: «укомплектованность педагогическими кадрами, их качественный состав; повышение квалификации (руководителя, учителя) за текущий учебный год; аттестация руководителей и учителей; разрядность административного персонала, увеличение количества учителей, прошедших обучение»; п. 4 приложения № 2 Положения «Эффективность управленческой деятельности».

Согласно иску, прокуратурой Джидинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта «Образование» при выплате стимулирующей части фонда оплаты труда работникам. В ходе проверки было установлено следующее.

В МБАОУ «Петропавловская СОШ № 1» действует Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников «Петропавловская средняя общеобразовательная школа». Данное Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности руководителей, заместителей руководителя муниципальных автономных образовательных учреждений в повышении качества работы, развитии творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей, повышении качества оказания услуг в сфере образования, в соответствии с Положением о распределении централизованного фонда руководителей УО, утвержденного МСОУ Джидинского района, и педагогических работников в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, развитии творческой инициативы, в успешном и добросовестном исполнении должностных обязанностей (п. 1.1. Положения).

Пунктом 1.3 Положения предусмотрено, что Положение определяет порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда для педагогических, технических, руководящих и иных работников МАОУ ПСОШ № 1.

Согласно приложению № 1 к Положению предусмотрены условия премирования для работников бухгалтерии (п. 16 приложения № 1), логопеда (п. 18 приложения № 1), работников библиотеки (п. 19 приложения № 1), водителя (п. 20 приложения № 1), обслуживающего персонала (уборщица, дворник и т.д.) (п. 21 приложения № 1), работников столовой (п. 22 приложения № 1), вахтеров (п. 23 приложения № 1).

Вместе с тем, Постановление Правительства Республики Бурятия от 18.09.2007 г. № 289 «О системе оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия» предусматривает установление стимулирующей части оплаты труда руководителям, заместителю руководителя образовательных учреждений, а также педагогическим работникам.

Согласно п. 8.1 Методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия, утвержденной Постановлением Правительства РБ от 18.09.2007 № 289 (далее по тексту – Методика), стимулирующие выплаты педагогическим работникам общеобразовательного учреждения осуществляются по результатам труда.

Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются в локальных правовых актах общеобразовательного учреждения и (или) в коллективных договорах (п. 8.3 Методики).

Пунктом 8.4 Методики предусмотрено, что основными критериями для осуществления стимулирующих выплат являются: качество обучения; здоровье учащихся; воспитание учащихся.

Однако, условия премирования, предусмотренные п.п. 16, 18, 19, 20, 21, 22 приложения № 1 Положения не связаны с результативностью труда руководителей, заместителей руководителя образовательного учреждения, педагогических работников.

Кроме того, п. 4.5 приложения № 1 Положения в качестве основания премирования предусмотрено прохождение педагогическим работников курсов (в том числе, дистанционных) повышения квалификации и переподготовки.

Согласно ч. 2 ст. 196 Трудового кодекса РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Частью 5 ст. 55 Закона «Об образовании» педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Таким образом, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации педагогических работников относится к трудовым правам и обязанностям. Несоблюдение данных требований Трудового кодекса свидетельствует о нарушении прав работников и неисполнении своих обязанностей работодателем.

Согласно Примерному положению о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 18.09.2007 г. № 289 «О системе оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия» установление условий премирования, не связанных с результативностью труда, не допускается.

Установление указанного условия премирования не позволяет определить, каким образом он связан с результативностью труда педагогических работников школы.

Пунктом 15.8 приложения № 1 к Положению определено такое условие премирования педагогических работников, как «высокий уровень исполнительской дисциплины (подготовки отчетов, заполнения журналов, ведения личных дел и т.д.). Вместе с тем, подготовка отчетов, заполнение журналов, ведение личных дел относится к функциональным обязанностям педагогических работников школы.

Установление указанных критериев также не позволяет определить, каким образом они связаны с результативностью труда.

Аналогичным образом, предусмотренный п. 1, 3, 4 приложением № 2 к Положению такие критерии как «Своевременная сдача отчетов, материалов, качественное ведение документации и т.д.»; критерий «Работа кадрами», предусмотренный п. 3 приложения № 2 Положения, а именно: «укомплектованность педагогическими кадрами, их качественный состав; повышение квалификации (руководителя, учителя) за текущий учебный год; аттестация руководителей и учителей; разрядность административного персонала, увеличение количества учителей, прошедших обучение»; «организация горячего питания, наличие работающей системы холодного и горячего водоснабжения, наличие работающей системы канализации, аварийных выходов, ПСП, подъездных путей к зданию, соответствие электропроводки требованиям безопасности, наличие компьютерных классов, кабинета физики, химии, медицинского кабинета, осуществление подготовки ОУ к новому учебному году», а также показатели критерия «Эффективность управленческой деятельности», предусмотренные п. 8 приложения № 3 Положения не позволяют определить, каким образом они связаны с результативностью труда педагогических работников.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ч. 1 ст. 49 Закона Республики Бурятия от 02.06.1993 № 338-ХII «Об образовании» оплата труда работников образовательных учреждений Республики Бурятия осуществляется за выполнение ими функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором.

Согласно Примерному положению о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 18.09.2007 № 289 «О системе оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия» установление условий премирования, не связанных с результативностью труда, не допускается.

Указанные пункты Положения влекут нарушение трудовых прав работников школы, ущемляют их право на оплату труда в установленном законом порядке.

Таким образом, требуется приведение Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников МБАОУ «Петропавловская СОШ № 1» Джидинского района Республики Бурятия в соответствие с требованиями закона.

Выявленные нарушения трудового законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на оплату труда в установленном законом порядке, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же месте в разное время могут работать разные лица.

В соответствии со ст. ст. 11, 12 Гражданского Кодекса РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В ходе судебного следствия помощник прокурора Джидинского района Бураев А.Н. обратился в суд с ходатайством об отказе от иска в связи с добровольным исполнением ответчиком требований иска.

Представитель ответчика – директор МАОУ «Петропавловская СОШ № 1» Бадмаев Ч.Б. был согласен с прекращением производства по делу в связи отказом прокурора от иска. При этом он пояснил, что все требования прокурора исполнены.

Сторонам разъяснены последствия отказа от иска и прекращение производства по делу, предусмотренное ст. 221 ГПК РФ.

Суд, выслушав доводы отказа от иска, мнение представителя ответчика, принимает отказ от иска и прекращает производство по делу, поскольку этот отказ не противоречит нормам законодательства и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Доводы иска были основаны на содержание Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников МБАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 1» в старой редакции.

Представлено Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работникам МАОУ «Петропавловская СОШ № 1» в новой редакции, принятое на общем собрании трудового коллектива МАОУ ПСОШ № 1 (протокол заседания от ДД.ММ.ГГГГ). Данное Положение не содержит указанные в иске показатели и критерии стимулирования педагогических работников.

Таким образом, «Положение о распределении стимулирующей части ФОТ работников «Петропавловская СОШ № 1», приведено в соответствие с требованиями трудового законодательства, тем самым требования прокурора ответчиком исполнены. В связи с чем спор не существует.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 220, 221 и 225 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Принять отказ прокурора Джидинского района РБ от иска к Муниципальному бюджетному автономному общеобразовательному учреждению «Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 1» о внесении изменений в Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 1», исключив из него: п. 1.3 Положения слова «технических» и «и иных»; п.п. 4.5, 15.8, 16, 18, 19, 20, 21, 22 приложения № 1 Положения; критерии, предусмотренные п. 1 приложения № 2 Положения «Своевременная сдача отчетов, материалов, качественное ведение документации и т.д.»; критерий «Работа кадрами», предусмотренный п. 3 приложения № 2 Положения, а именно: «укомплектованность педагогическими кадрами, их качественный состав; повышение квалификации (руководителя, учителя) за текущий учебный год; аттестация руководителей и учителей; разрядность административного персонала, увеличение количества учителей, прошедших обучение»; п. 4 приложения № 2 Положения «Эффективность управленческой деятельности».

Прекратить производство по делу в связи с отказом прокурора от иска.

Определение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Джидинский районный суд в течение 15 дней со дня его вынесения.

Председательствующий судья А.С. Янданова

.