Решение от 06.07.2010 по делу № 2-708/2010 по иску Чеснокова А. В. к ТОИОГВС УСЗН Дзержинского района г. Нижний Тагил



КОПИЯ Дело № 2-708/2010 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2010 года

Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Филатьевой Т.А.,

с участием истца Чеснокова А.В., его представителя Белеванцевой Н.А.,

представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижнего Тагила - Шматковой А.Г., действующей на основании доверенности № *** от **.**.**** сроком на три года,

представителя третьего лица - Министерства финансов Российской Федерации Монаховой Л.А., действующей на основании доверенности *** от **.**.**** сроком по **.**.****,

при секретаре Лобановой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чеснокова Александра Васильевича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижний Тагил о взыскании сумм возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья на ЧАЭС, индексации ежемесячной суммы возмещения вреда, о взыскании убытков в связи с несвоевременной индексацией ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью,

У С Т А Н О В И Л:

Чесноков А.В. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижний Тагил Свердловской области (далее по тексту - ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Дзержинскому району г.Н.Тагила) с требованиями о взыскании сумм возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья на ЧАЭС, индексации ежемесячной суммы возмещения вреда, о взыскании убытков в связи с несвоевременной индексацией ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью.

В обоснование исковых требований указал, что в *** года Дзержинским районным военным комиссариатом города Нижний Тагил был призван на специальные военные сборы, которые проходили в воинской части № *** с **.**.**** года по **.**.**** и где он привлекался к работам по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. **.**.**** в связи с ухудшением состояния здоровья ему была установлена *** группа инвалидности с утратой трудоспособности ***% сроком на 5 лет до **.**.**** с причиной инвалидности - увечье получено при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на ЧАЭС.

С *** ему назначено ежемесячное возмещение вреда здоровью из заработка за 12 месяцев перед установлением инвалидности в размере *** рубля *** копеек. **.**.**** в связи с вступлением закона №82-ФЗ от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда» ответчик не проиндексировал суммы возмещения вреда., распоряжением от 27.02.2001 ему назначили ежемесячную компенсацию в твердой денежной сумме в размере *** рублей. **.**.**** при повторном освидетельствовании ему оставлена *** группа инвалидности, однако причиной инвалидности указано общее заболевание, в связи с чем в период с **.**.**** по **.**.**** ответчик не выплачивал компенсацию за вред здоровью. **.**.**** ему была выдана справка с указанием причины инвалидности - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей воинской службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС. С **.**.**** ответчиком произведена индексация сумм возмещения вреда здоровью, сумма составила *** рублей *** копеек.

Указал, что между ним и ответчиком спор возник по следующим основаниям: сумму возмещения вреда в размере *** рубля *** копеек необходимо было индексировать в соответствии с действующим законодательством, начиная с **.**.**** года. Полагает, что ответчик обязан произвести индексацию ежемесячной суммы возмещения вреда *** с **.**.**** в 1,581 раза; с **.**.**** в 1,515 раза; с **.**.**** в 1,518 раза; с **.**.**** в 1,512 раза; с **.**.**** в 1,092 раза; с **.**.**** в 1,1 раза; с **.**.**** в 1,11 раза; с **.**.**** в 1,09 раза; с **.**.**** в 1,08 раза; с **.**.**** - в 1,105 раза.

В результате действий ответчика ему не установлен полагающийся по закону размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, что нарушает принцип полного возмещения вреда. В связи с инфляцией невыплаченные ответчиком суммы с тех пор, как они должны были выплачиваться по закону в проиндексированном размере, значительно обесценились. В связи с этим ему причинен имущественный вред в результате снижения покупательской способности ежемесячно полагающихся, но не выплаченных сумм возмещения вреда здоровью. На основании ст. 1069 ГК РФ полагает, что вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков за счет казны Российской Федерации.

В просительной части искового заявления Чесноков А.В. сформулировал свои требования следующим образом: обязать ответчика произвести индексацию ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью в размере *** рублей с учетом изменения процента нетрудоспособности с ***% и ***%:

с **.**.**** в 1,581 раза пропорционально росту МРОТ;

с **.**.**** в 1,515 раза пропорционально росту МРОТ

с **.**.**** в 1,518 раза пропорционально прожиточному минимуму;

с **.**.**** в 1,512 раза пропорционально прожиточному минимуму;

с **.**.**** в 1,1 раза пропорционально инфляции года;

с **.**.**** в 1,11 раза пропорционально инфляции года;

с **.**.**** в 1,09 раза пропорционально инфляции года;

с **.**.**** в 1,08 раза пропорционально инфляции года;

с **.**.**** в 1,105 раза пропорционально инфляции года;

с **.**.**** в 1,085 раза пропорционально инфляции года;

с **.**.**** в 1,1 раза пропорционально инфляции года.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижний Тагил Свердловской области с **.**.**** назначить и выплачивать ежемесячную компенсации возмещения вреда здоровью в размере *** рублей с последующей индексацией в порядке, установленном действующим законодательством, пожизненно. Взыскать за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в его пользу задолженность по ежемесячным суммам в возмещение вреда здоровью за период с **.**.**** по **.**.**** с учетом индексации по индексу потребительских цен в размере *** рублей *** копеек.

В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст.39 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил заявленные требования в части взыскания задолженности по ежемесячным суммам возмещения вреда здоровью и убытков за период с **.**.**** года по **.**.**** в размере *** рубля *** копеек, в остальной части требования оставил без изменения.

Истец Чесноков А.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, пояснения по иску доверил дать своему представителю. Представитель истца Белеванцева Н.А. доводы истца, изложенные в исковом заявлении, поддержала, пояснив, что назначенную истцу сумму возмещения вреда здоровью в размере *** рублей необходимо было индексировать в соответствии с действующим законодательством, начиная с **.**.****, чего ответчиком сделано не было. Считает, что ответчик обязан был произвести индексацию ежемесячного возмещения вреда здоровью с **.**.**** года в 1,581 раза, с **.**.****года в 1,515 раза на основании ФЗ № 82 от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда». С *** года сумма возмещения вреда должна быть проиндексирована в 1,518 раза пропорционально росту величины прожиточного минимума в Свердловской области с учетом потребительской корзины для соответствующей категории граждан и должна была составить *** рублей ежемесячно. С *** года данная сумма должна быть проиндексирована в 1,512 раза и составить *** рублей ежемесячно. С *** и далее, ежемесячная сумма возмещения вреда подлежит увеличению в соответствии с ФЗ РФ №31 «О Федеральном бюджете на очередной финансовый год». Кроме того, в связи с тем, что истец не получал причитающиеся денежные средства, он понес убытки в виде утраты покупательской способности денег. Убытки истец посчитал исходя из индексов потребительских цен.

Представитель ответчика ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Дзержинскому району г.Н.Тагила Шматкова А.Г. исковые требования Чеснокова А.В. не признала, не оспаривала то обстоятельство, что истец является получателем ежемесячного возмещения вреда здоровью, вред здоровью причинен в результате участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Указала, что в период с **.**.**** по **.**.**** Чесноков А.В. получал сумму возмещения вреда в размере *** рубля *** копеек исходя из среднемесячной заработной платы за период с **.**.**** по **.**.****, то есть за 12 месяцев перед установлением группы инвалидности, которая была проиндексирована на коэффициенты, установленные ч.3 ст.11 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. Иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок исчисления сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам на **.**.****, принято не было. После вступления в силу Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» №125-ФЗ от 24.07.1998 размер суммы возмещения вреда с **.**.**** был исчислен из среднемесячного заработка за период с **.**.**** по **.**.**** за 12 месяцев перед установлением группы инвалидности и составил *** рубля *** копеек. Данная сумма выплачивалась истцу до **.**.****, затем в связи с изменением Базового закона с **.**.**** Чеснокову А.В. выплачивалась более выгодная для него сумма возмещения вреда в размере *** рублей как инвалиду *** группы. В обоснование возражений относительно индексации сумм возмещения вреда здоровью указала, что такая индексация действовавшими в тот период законодательными актами не была предусмотрена, возможность такой индексации была разъяснена Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14.12.2000 №35 в редакции от 05.04.2005. Между тем Управление защиты населения Дзержинского района города г.Нижнего Тагила является территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области и исполняет нормативно-правовые акты социальной направленности, Постановление Пленума ВС РФ носит разъяснительный характер, а Постановлений Правительства РФ по данной индексации не принято. Правительство Российской Федерации своими Постановлениями начиная с 2004 года ежегодно утверждало правила индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат. Эти постановления, как направленные на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, какие-либо права граждан не нарушают, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, содержащимися в них правилами, не осуществляется.

Основанием для применения индекса потребительских цен является наличие задержки выплаты назначенных сумм возмещения вреда. Суммы возмещения вреда в период с **.**.**** по **.**.**** выплачивались Чеснокову А.В. своевременно и в определенном законом размере. Поскольку задержки по выплате назначенных сумм не было, считает, что индексация по индексам роста потребительских цен является незаконной.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации Л.А.Монахова, действующая на основании доверенности от **.**.**** № *** поддержала правовую позицию по делу, изложенному в письменном отзыве, где указала, что органы социальной защиты населения несут ответственность за предоставление недостоверной информации о получателях денежной компенсации и о потребности в бюджетных ассигнованиях на эти цели. Министерство финансов Российской Федерации не наделен какими-либо функциями, связанными с начислением и выплатой денежных компенсаций, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», однако при рассмотрении дела просит не допустить повторного взыскания денежных средств с казны Российской Федерации.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Чеснокова А.В. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 5, 13, 14, 39 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС.

Указанным гражданам гарантируется: ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей; ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей, а также выплачивается ежегодно компенсация за ущерб здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере инвалидам I и II групп - 500 рублей; инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, - 400 рублей. Пособия, компенсации, суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом подлежат защите от инфляции в полном размере и порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если иное не оговорено законом.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что **.**.**** истец был признан инвалидом *** группы с ***% утратой трудоспособности сроком на 5 лет до **.**.**** в связи с заболеванием, связанным с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС. С **.**.**** степень утраты трудоспособности установлена в размере ***% бессрочно л.д.14). В связи с установлением группы инвалидности Чеснокову А.В. было назначено и выплачивалось ежемесячно возмещение вреда здоровью как инвалиду-чернобыльцу, исходя из заработка за 12 месяцев работы перед установлением инвалидности в размере *** рубля 69 копеек. С **.**.**** ему назначена ежемесячная компенсация за вред здоровью в твердом денежном эквиваленте в размере *** рублей.

В период с **.**.**** по **.**.**** ответчиком не выплачивалась компенсация за вред здоровью в связи с выданной справкой о том, что причиной инвалидности послужило общее заболевание. Решением Тагилстроевского районного суда города Нижнего Тагила от 28.12.2009 вышеуказанная справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая установление инвалидности Чеснокову А.В.. с формулировкой «общее заболевание» признана незаконной и на ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» возложена обязанность выдать справку об инвалидности с **.**.**** с указанием формулировки причины инвалидности «Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» л.д.20-21).

В соответствие со ст.5 ч.3 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» /в редакции от 24.11.1995 года № 179-ФЗ /до 29.04.2004 года предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере и порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан. Этот порядок предусматривал суммы возмещения вреда пропорционально увеличению в централизованном порядке минимального размера оплаты труда /ст. Закона РСФСР от 24.10.1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года № 2288, ст. 318 ГК Российской Федерации в редакции действовавшей с 01.01.1995 года до 29.11.2002 года/.

Федеральным законом от 12.02.2001 года № 5 - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» согласно данных изменений размеры выплат, предусмотренные ст. 5 а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленные вышеназванной статьей ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Указанная норма вступила в силу с 15.02.2001 года, однако первая ежегодная компенсация могла быть произведена только по истечении календарного года, то есть с 01.01.2002 года.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года « 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» /в редакциях от 24.11.1995 года и от 12.02.2001 года/, Федеральных законов от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 07.08.2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» в связи с запросами Верховного суда РФ и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев, разъяснено, что из статей 1,2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение прав на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом - конституционная обязанность Российской Федерации как социального государства. И данным постановлением признаны противоречащими конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» /в редакции от 12.02.2002 года/ и ч.3 ст. 2 Федерального закона РФ от 12.02.2002 года № 5-ФЗ, порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации.

До внесения соответствующих изменений в законодательство необходимо было иметь в ввиду, что после 15.02.2001 года при принятии решений о выплате сумм возмещения вреда их компенсация должна была производиться в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан /дети, пенсионеры по старости, инвалиды/, которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме.

Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально - демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.

Федеральным законом от 26.04.2004 года № 31-ФЗ внесены изменения в часть третью ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» /в редакции Закона РФ от 18.06.1992 года № 306-1 /с изложением в следующей редакции: «Размеры выплат граждан установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством РФ; в статью 2 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5 - ФЗ часть третья изложена в новой редакции «Размеры выплат предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке определяемом Правительством РФ. Данному закону придана обратная сила с 19.06.2002 года.

Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 года №847, от 07.05.2005 года №292, от 25.04.2006 года №246, от 21.03.2007 года №171 и от 21.12.2007 года №914 компенсации и иные выплаты, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» должны быть проиндексированы с 29.05.2004 года с применением коэффициента 1,1, с 01.01.2005 года с применением коэффициента 1,1, с 01.01.2006 года с применением коэффициента 1,085, с 01.01.2007 года с применением коэффициента 1,08, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2004 год», «О федеральном бюджете на 2005 год», «О федеральном бюджете на 2006 год», «О федеральном бюджете на 2007 год», «О федеральном бюджете на 2008 год». Вместе с тем Постановлением правительства Российской федерации от 03.03.2007 года № 143 «О внесении изменений в постановления правительства Российской Федерации от 07.05.2005 года № 292, от 09.08.2005 года № 496 и от 25.04.2006 года № 246» изменены коэффициенты, с применением которых должна производиться индексация за 2005 года с 1,1 на 1.11, за 2006 год с 1,085 на 1,09.

Однако Конституционный суд Российской Федерации в определении от 04.10.2005 года № 364-0 прямо указал, что если применение введенного нормами Федерального закона от 16.04.20004 года № 31-ФЗ порядка применения индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим индексации /на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации/ судам необходимо исходить из необходимости применения в период с 19.06.2002 года по 29.05.2004 года благоприятного для получателей выплат критерия индексации.

С учетом изложенного, суд сравнивает критерии индексации, которые должны быть применены и применяет следующие наиболее благоприятные для истца индексы: 2000 год - 1,581; 2001 год -1,515; 2002 год -1,12; 2003 год -1,12; 2004 год-1,1; 2005 год -1,11: 2006 год - 1,09; 2007 год - 1,08; 2008 - 1,105.

Согласно Постановлениям Правительства Свердловской области об утверждении величин прожиточных минимумов на соответствующие кварталы они составляют за 2000 год:

1 квартал 2000 года - 628 рублей /Постановление правительства Свердловской области от 24.01.2000 года № 51 ПП/

2 квартал 2000 года - 634 рубля /Постановление правительства Свердловской области от 17.04.2000 года № 307 ПП/

3 квартал 2000 года -697 рублей /Постановление правительства Свердловской области от 21.07.2000 года № 607 ПП/

4 квартал 2000 года -711 рублей /Постановление правительства Свердловской области от 19.10.2000 года № 855 ПП/.

Средняя величина прожиточного минимума за 2000 года составляет /628+634+697+711/:4= 667 рублей 5 копеек.

Согласно Постановлению Правительства Свердловской области об утверждении величин прожиточных минимумов на соответствующие кварталы они составляют за 2001 год.

1 квартал 2001 года -789 рублей /Постановление Правительства Свердловской области от 22.01.2001 года № 50ПП/.

2 квартал 2001 года - 957 рублей /Постановление Правительства Свердловской области от 26.04.2001 года № 287ПП/.

3 квартал 2001 года - 1007 рублей /Постановление Правительства Свердловской области от 24.07.2001 года № 511 ПП/.

4 квартал 2001 года - 1300 рублей /Постановление Правительства Свердловской области от 01.02.2002 года № 69 ПП/.

Средняя величина прожиточного минимума за 2001 года составляет /789+957+1007+1300/:4= 1 013 рублей 25 копеек.

Таким образом, индекс роста величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2002 год составляет 1,518 из расчета 1013,25:667,5.

Согласно Постановлению Правительства Свердловской области об утверждении величин прожиточных минимумов на соответствующие кварталы они составляют за 2002 год.

1 квартал 2002 года - 1 474 рубля /Постановление Правительства Свердловской области от 15.04.2002 года № 231 ПП/.

2 квартал 2002 года -1 547 рублей /Постановление Правительства Свердловской области от 15.07.2002 года № 704 ПП/.

3 квартал 2002 года - 1 548 рублей /Постановление Правительства Свердловской области от 25.10.2002 года № 1301 ПП/.

4 квартал 2002 года - 1 560 рублей Постановление Правительства Свердловской области от 22.01.2003 года № 31 ПП/.

Средняя величина прожиточного минимума для пенсионеров за 2002 год составляет 1532 рубля 25 копеек из расчета /1474+1547+1548+1560/:4

Таким образом, индекс роста величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2003 год составляет 1, 512 из расчета 1532,25:1013,25.

Согласно Постановлению Правительства Свердловской области об утверждении величин прожиточных минимумов на соответствующие кварталы они составляют за 2003 год.

1 квартал 2003 года - 1640 рублей /Постановление Правительства Свердловской области от 24.04.2003 года № 238 ПП/

2 квартал 2003 года - 1 706 рублей /Постановление Правительства Свердловской области от 21.07.2003 года № 441 ПП/

3 квартал 2003 года - 1 665 рублей /Постановление Правительства Свердловской области от 17.10.2003 года № 635 ПП/

4 квартал 2003 года - 1683 рубля /Постановление Правительства Свердловской области от 27.01.2004 года № 43 ПП/

Средняя величина прожиточного минимума для пенсионеров за 2003 года составляет 1673 рубля 5 копеек из расчета /1640+1706+1665+1683/:4

Таким образом, индекс роста величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2004 год составляет 1, 092 из расчета 1673,5:1 532,25.

Таким образом, за 2002 год и 2003 год при индексации выплат должны применяться индексы 1,518 и 1,512 соответственно, поскольку данные критерии наиболее благоприятны для получателя выплат. В период с 01.01.2004 года должен применяться индекс 1,1, поскольку данный критерий индексации наиболее благоприятен для получателя выплат.

В связи с этим применению подлежат следующие индексы 2000 год - 1,581; 2001 год-1,515 2002 год -1,518; 2003 год -1,512; с 01.01.2004 года-1,1; 2005 год -1,11; 2006 год - 1,09; 2007 год - 1,08, 2008 - 1,105.

Как видно из материалов гражданского дела, подобная индексация выплат в качестве ежемесячной компенсации за вред здоровью не производились.

Таким образом, суд считает необходимым произвести индексацию данных выплат, с взысканием с ответчика задолженности по выплатам.

Размер выплат и задолженности по ежемесячным выплатам в качестве возмещения вреда здоровью составляет:

С **.**.**** года в сумме *** рублей *** копейка /*** х 1,581/. За 6 месяцев *** года должно быть выплачено *** рубля *** копеек /*** х 6/. Фактически выплачено за 6 месяцев *** рубля *** копеек. Размер задолженности за 6 месяцев *** года составляет *** рубля *** копеек /*** - 3 334,14/.

С **.**.**** года в сумме *** рублей *** копейки /*** х 1,515/. За 12 месяцев *** года должно быть выплачено *** рубля *** копеек /*** х 12/. Фактически выплачено *** рубля *** копейки. Размер задолженности за *** год составляет *** рубль *** копейка /*** - 11241,17/.

С **.**.**** года в сумме *** рублей *** копеек /*** х 1,518/. За 12 месяцев *** года должно быть выплачено *** рубля *** копейки /*** х 12/. Фактически выплачено *** рублей. Размер задолженности за *** год составляет *** рубля *** копейки /*** -12 000/.

С **.**.**** года в сумме *** рублей *** копеек /*** х 1,512/. За 12 месяцев *** года должно быть выплачено *** рублей *** копеек /*** х 12/. Фактически за указанный период времени выплачено *** рублей. Размер задолженности за *** год составляет *** рублей *** копеек /*** -12000/.

С **.**.**** года в сумме *** рубля *** копеек /*** х 1,1/.

С **.**.**** Чеснокову А.В. установлено ***% утраты трудоспособности бессрочно, в связи с чем размер суммы возмещения вреда здоровью увеличился пропорционально проценту утраты трудоспособности.

Сумма возмещения вреда должна была составить *** рублей /*** : 40 х ***/. За 12 месяцев *** года должно быть выплачено *** + *** х 11 = *** рублей, фактически за этот период времени денежных средств не выплачивалось.

С **.**.**** года в сумме *** рублей *** копеек /*** х 1,11/. За 12 месяцев *** года должно быть выплачено *** рублей /4869,95 х 12/. Фактически за указанный период времени выплачено *** рублей *** копеек. Размер задолженности составляет *** рублей /*** - ***/.

С **.**.**** года в сумме *** рублей *** копеек /*** х 1,09/. За 12 месяцев *** года должно быть выплачено *** рублей /*** х 12/. Фактически за указанный период выплачено 20144,59. Размер задолженности за 2006 год составляет 43554 рубля 41 копейка.

С **.**.**** года в сумме *** рубля /*** х 1,08/. За 12 месяцев *** года должно быть выплачено *** рубля *** копейки /*** х 12/. Фактически за указанный период выплачено ***. Размер задолженности составляет *** рублей *** копеек.

С **.**.**** года в сумме *** рубля *** копеек /*** х 1,105/. За 12 месяцев *** года, должно быть выплачено *** /*** х 12/. Фактически за указанный период выплачено *** рублей *** копейки. Размер задолженности составляет *** рублей *** копеек.

С **.**.**** года в сумме *** рубля *** копейки /***,87 х 1,085/. За 12 месяцев *** года должно быть выплачено *** /*** х 12/. Фактически за указанный период выплачено *** рублей *** копеек. Размер задолженности составляет *** рублей *** копеек.

С **.**.**** года в сумме *** рублей *** копеек /*** х 1,1/. За 3 месяца *** года должно быть выплачено *** /*** х 3/. Фактически за указанный период выплачено *** рублей *** копеек. Размер задолженности составляет *** рубль *** копеек.

На основании изложенного, на **.**.**** года сумма ежемесячных компенсационных выплат в качестве возмещения вреда здоровью должна составлять *** рублей *** копеек, которая должна в последующем индексироваться в соответствии с законодательством РФ.

Размер задолженности по невыплаченным суммам ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью, которые подлежали индексации, на **.**.**** года составляет *** рублей *** копеек /*** + *** + *** + *** + *** + *** + *** + *** + *** + ***/.

Истцом заявлены требования о взыскании убытков, причиненных утратой покупательской способности несвоевременно проиндексированных, и соответственно, недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01 июля 2000 года по 31 марта 2010 года, расчет индексации сумм представлен с учетом индекса роста потребительских цен.

Согласно ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Индексация является одним из способов возмещения понесенных получателем денежных средств убытков в результате инфляции вследствие несвоевременного получения причитающихся денежных средств

В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ), начиная с 29.05.2004, предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Исключение составляют пособия и иные выплаты, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами. Таким образом, положения данной статьи предусматривают меры антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 35 от 14.12.2000 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дела, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7), задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

Таким образом, поскольку ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате Чеснокову А.В., в установленном порядке с 1 июля 2000 своевременно проиндексированы не были, недоплаченная сумма (взысканная настоящим решением суда задолженность) в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к причинению истцу имущественного вреда (убытков), на основании ст. 15, 1064 и 1082 ГК РФ Чесноков А.В, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Исходя из положений статей 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, возможность привлечения к гражданско-правовой ответственности ограничена исковой давностью, общий срок которой составляет три года.

В то же время статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен перечень требований, на которые исковая давность не распространяется: на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом; требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов; требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Данный перечень не является исчерпывающим, поэтому законом могут быть предусмотрены другие требования, защита которых не ограничена сроками исковой давности.

Согласно ст.58 Федерального Закона РФ «Об использовании атомной энергии» №170-ФЗ от 21.11.1995 на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.

Поскольку требования истца направлены на восстановление нарушенного права на своевременное получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с учетом индексации, на данные требования нормы п.3 ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации об ограничении взыскания трехлетним сроком не распространяются.

В материалах дела имеется информация о сроках и размере выплат Чеснокову А.В. сумм возмещения вреда за период с *** по 2010 годы, предоставленная зам.начальника управления СО УСЗН МСЗНСО по Дзержинскому району г.Нижний Тагил Н.М.Тимофеевой, а также сводные индексы потребительских цен в Свердловской области, рассчитанные федеральной службой государственной статистики Свердловсктат за ***-*** годы.

Суд соглашается с механизмом расчета, представленного истцом, который он произвел по следующей методике: задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за соответствующий месяц, рассчитанную как разница между подлежащей выплате ежемесячной компенсации и фактически выплаченной суммой, умножил на индекс потребительских цен за следующий месяц, далее к полученной сумме прибавлял задолженность за следующий месяц и полученную сумму вновь умножал на индекс потребительских цен, таким образом произвел расчет помесячно за период с **.**.**** по **.**.****.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Чеснокова А.В. о взыскании убытков также подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом произведенная для исчисления убытков индексация по индексу потребительских цен не является по своей сути повторной индексацией сумм возмещения вреда, поскольку имеет другое правовое основание, а именно не установление адекватных сумм возмещение вреда, а возмещение убытков в связи с утратой покупательской способности взысканной в пользу Чеснокова задолженности.

Общая сумма, подлежащая взысканию в пользу Чеснокова А.В., составляет *** рубля *** копеек.

В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусмотренные Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Поскольку ответчик - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижнего Тагила, осуществляя деятельность по назначению и выплате сумм возмещения вреда лицам, пострадавшим вследствие аварии на ЧАЭС, действует от имени казны Российской Федерации, следовательно, возмещение убытков в пользу Чеснокова А.В. должно быть взыскано также за счет казны Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Чеснокова Александра Васильевича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижний Тагил Свердловской области о взыскании задолженности по ежемесячным суммам возмещения вреда здоровью и убытков в связи с несвоевременной индексацией ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью удовлетворить.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижний Тагил Свердловской области назначить и выплачивать Чеснокову Александру Васильевичу ежемесячную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере *** рублей *** копеек с **.**.**** года, которую выплачивать пожизненно за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией в порядке, установленном действующим законодательством.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижний Тагил Свердловской области в пользу Чеснокова Александра Васильевича за счет средств федерального бюджета Российской Федерации задолженность по выплатам ежемесячной компенсации за вред здоровью за период с **.**.**** года **.**.**** года и убытки в связи с несвоевременной индексацией в размере 494 434 (четыреста девяносто четыре тысячи четыреста тридцать четыре) рубля 79 копеек.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области принявший в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись

Мотивированный текст решения изготовлен 16.08.2010.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА: СУДЬЯ: Т.А.Филатьева