Решение вступило в
законную силу 20.08.2010
КОПИЯ Дело № 2-868/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2010 года город Нижний Тагил
Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Филатьевой Т.А.,
с участием представителя истца - Белеванцевой Н.А.,
представителя ответчика Шматковой А.Г., действующей на основании доверенности № *** от **.**.**** сроком на три года,
представителя третьего лица - Министерства финансов Российской Федерации Монаховой Л.А., действующей на основании доверенности *** от **.**.**** сроком по **.**.****,
при секретаре Звоновой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Илькина Разифа Анваровича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижнего Тагила о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС,
У С Т А Н О В И Л:
Илькин Р.А. обратился в Дзержинский районный суд г. Н.Тагила Свердловской области с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижнего Тагила (далее по тексту ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Дзержинскому району г. Н. Тагил) о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в мае *** года Дзержинским районным военным комиссариатом города Нижний Тагил истец был призван на специальные военные сборы, которые проходили с **.**.**** года по **.**.**** года. Находясь на специальных военных сборах, он привлекался к работам по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в результате чего получил заболевание и **.**.**** был признан инвалидом *** группы. В соответствии с законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему назначено ежемесячное возмещения вреда здоровью в размере *** рубль *** копеек. **.**.**** при повторном освидетельствовании ему определена *** группа с ***% утратой трудоспособности сроком на 5 лет. **.**.**** ему установлена *** группа инвалидности с утратой ***% трудоспособности пожизненно.
01 июля 2000 года в связи с вступлением закона № 82-ФЗ от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» ответчик не проиндексировал ежемесячные выплаты возмещения вреда согласно ст.ст. 1,3 этого закона. Решением Дзержинского районного суда г.Нижний Тагил от 10.07.2009 года исковые требования истца об индексации данных выплат с применением индекса роста оплаты труда за ***-*** год, индекса прожиточного минимума для пенсионеров Свердловской области, а в дальнейшем индекса инфляции удовлетворены, размер возмещения вреда был проиндексирован и взыскана задолженность в размере *** рубля *** копейки. Выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, должна была впервые проиндексирована с **.**.**** года. Полагает, что в связи с инфляцией недоплачиваемые ответчиком суммы с тех пор, как они должны были выплачиваться по закону в проиндексированном размере, значительно обесценились. В связи с этим ему причинен имущественный вред в результате снижения покупательской способности ежемесячно полагающихся, но не выплаченных своевременно выплат.
На основании п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 года № 7 о внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», а также ст.ст.15, 16, 1069 ГК РФ полагает, что вправе в требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Поскольку обязанность по выплате этой суммы в размере, предусмотренном действующим законодательством, возложена на органы социальной защиты населения, именно этот государственный орган представляет интересы РФ по делам о возмещении вреда здоровью, причиненного вследствие ликвидации катастрофы на ЧАЭС. При рассмотрении вопроса вины необходимо учитывать не вину конкретного органа - Управление социальной защиты населения г. Нижнего Тагила, а вину государства в целом в причинении такого вреда, в невосполнимости такого вреда, в отсутствие законодательного урегулирования соответствующей индексации спорных выплат наравне с суммами возмещения вреда здоровью, принятием постановлений Правительства РФ о частичной индексации спорных сумм, поздним разъяснением о включении спорных выплат в объем возмещения вреда. На основании вышеизложенного, просит взыскать в свою пользу с Территориального отраслевого исполнительного органа Государственной власти Свердловской области социальной защиты населения Управления социальной защиты населения Дзержинского района г. Н.Тагила убытки в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с **.**.**** года по **.**.**** года в размере *** рублей *** копейки за счет средств федерального бюджета.
Истец Илькин Р.А. в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в его отсутствие с участием его представителя Белеванцевой Н.А.
Представитель истца Белеванцева Н.А., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от **.**.**** доводы истца, изложенные в исковом заявлении, поддержала, указала, что назначенную Илькину Р.В. сумму возмещения вреда проиндексировали в соответствии с законодательством только на основании судебного решения в 2009 году и выплатили задолженность по суммам возмещения вреда здоровью, в связи с чем истец понес инфляционные убытки.
Представитель ответчика ТОИОГВ СО УСЗГ МСЗН СО по Дзержинскому району г. Н.Тагил Шматкова А.Г., действующая на основании доверенности № *** от **.**.**** года сроком на три года, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала правовую позицию по делу, изложенную в письменном отзыве представителя ответчика - начальника ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН по Дзержинскому району М.П. Поводырь. В отзыве представитель ответчика указал, что согласно ст. 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации убытки могли бы возникнуть в случае неполучения дохода, который истец мог бы получить при обычных условиях гражданского оборота. В соответствии со статьей 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Ни одним решением суда действия управления не были признаны незаконными, отсутствует вина органов социальной защиты в образовании задолженности, поэтому правовые основания привлечения управления к гражданско-правовой ответственности в соответствии со статьей 1069 ГК РФ отсутствуют. Кроме того, истец является субъектом правоотношений по возмещению вреда здоровью, которые регулируются специальным законодательством - Законом РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Вопрос об индексации денежных средств решается в судебном порядке, выплаты производятся истцу в установленных проиндексированных размерах. Индексация сумм возмещения вреда здоровью - это способ защиты назначенных средств от инфляции, основанием для применения индекса потребительских цен является наличие задержки выплаты назначенных сумм возмещения вреда. Поскольку задержи в выплате назначенных сумм ответчик не допускал, суммы возмещения вреда выплачивал своевременно и в суммах, определенных законом, что подтверждается имеющимися в материалах дела справками, оснований для индексации сумм возмещения вреда здоровью истцу не имеется. Требования истца не основаны на законе и приводят к повторной индексации уже проиндексированного судом ежемесячного возмещения вреда. Поскольку требования истца заявлены как взыскание убытков, а не взыскание недополученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Следовательно, подлежит применению ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности, то есть удовлетворяется за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.
Определением суда от 29.06.2010 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации, поскольку истцом заявлены требования о взыскании с ответчика денежных средств за счет казны Российской Федерации.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации Л.А.Монахова, действующая на основании доверенности от **.**.**** № *** поддержала правовую позицию по делу, изложенному в письменном отзыве, где указала, что органы социальной защиты населения несут ответственность за предоставление недостоверной информации о получателях денежной компенсации и о потребности в бюджетных ассигнованиях на эти цели. Министерство финансов Российской Федерации не наделен какими-либо функциями, связанными с начислением и выплатой денежных компенсаций, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», однако при рассмотрении дела просит не допустить повторного взыскания денежных средств с казны Российской Федерации.
Выслушав представителя истца, представителей ответчика и третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 5, 13, 14, 39 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС.
Указанным гражданам гарантируется: ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей; ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей, а также выплачивается ежегодно компенсация за ущерб здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере инвалидам I и II групп - 500 рублей; инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, - 400 рублей. Пособия, компенсации, суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом подлежат защите от инфляции в полном размере и порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если иное не оговорено законом.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец **.**.**** был признан инвалидом *** группы в связи с заболеванием, полученным в результате ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, в настоящее время согласно справкам МСЭ от **.**.**** года *** группа инвалидности и степень утраты трудоспособности в размере ***% установлены бессрочно л.д.8,9), в связи с установлением группы инвалидности истец является получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.
Решением Дзержинского районного суда г.Нижнего Тагила от 10.07.2009 года по иску Илькина Р.А. в пользу истца взыскана задолженность по ежемесячным выплатам в качестве возмещения вреда здоровью с период с **.**.**** по **.**.**** года в размере *** рубля *** копейки. Этим же решением Территориальный исполнительный отраслевой орган государственной власти Свердловской области Управления социальной защиты Дзержинского района города Нижнего Тагила обязан назначить и выплачивать Илькину Р.А. с **.**.**** года ежемесячную выплату в возмещения вреда здоровью в размере *** рублей *** копеек, которые выплачивать с за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение ступило в законную силу 25.08.2009 л.д. 18-23).
Истцом заявлены требования о взыскании убытков, причиненных утратой покупательской способности несвоевременно выплаченных ежемесячных сумм возмещения вреда за период с **.**.**** года по **.**.**** года с учетом ранее взысканных сумм, расчет индексации сумм им представлен с учетом индекса роста потребительских цен.
Согласно ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Индексация является одним из способов возмещения понесенных получателем денежных средств убытков в результате инфляции вследствие несвоевременного получения причитающихся денежных средств
В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ), начиная с 29.05.2004, предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Исключение составляют пособия и иные выплаты, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами. Таким образом, положения данной статьи предусматривают меры антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 35 от 14.12.2000 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дела, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7), задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Таким образом, поскольку ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате Илькину Р.А., в установленном порядке с 1 июля 2000 своевременно проиндексированы не были, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к причинению истцу имущественного вреда (убытков), на основании ст. 15, 1064 и 1082 ГК РФ Илькин Р.А., вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда.
Исходя из положений статей 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, возможность привлечения к гражданско-правовой ответственности ограничена исковой давностью, общий срок которой составляет три года.
В то же время статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен перечень требований, на которые исковая давность не распространяется: на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом; требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов; требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Данный перечень не является исчерпывающим, поэтому законом могут быть предусмотрены другие требования, защита которых не ограничена сроками исковой давности.
Согласно ст.58 Федерального Закона РФ «Об использовании атомной энергии» №170-ФЗ от 21.11.1995 на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.
Поскольку требования истца направлены на восстановление нарушенного права на своевременное получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с учетом индексации, на данные требования нормы п.3 ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации об ограничении взыскания трехлетним сроком не распространяются, в связи с чем доводы представителя ответчика в этой части подлежат отклонению.
В материалах дела имеется информация о сроках и размере выплат Илькину Р.А. сумм возмещения вреда за период с *** по *** годы, предоставленная зам.начальника управления СО УСЗН МСЗНСО по Дзержинскому району г.Нижний Тагил Н.М.Тимофеевой л.д.10-13), а также сводные индексы потребительских цен в Свердловской области, рассчитанные федеральной службой государственной статистики Свердловсктат за ***-*** годы л.д.17).
Суд соглашается с механизмом расчета, представленного истцом, который он произвел по следующей методике: задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за соответствующий месяц, рассчитанную как разница между подлежащей выплате ежемесячной компенсации и фактически выплаченной суммой, умножил на индекс потребительских цен за следующий месяц, далее к полученной сумме прибавлял задолженность за следующий месяц и полученную сумму вновь умножал на индекс потребительских цен, таким образом произвел расчет помесячно за период с **.**.**** по **.**.****
Довод представителя ответчика о том, что согласно решению суда Карпову С.И. уже была произведена индексация сумм возмещения вреда здоровью, в связи с чем сумма задолженности не подлежит повторной индексации, суд не принимает, поскольку из упомянутого решения суда от 10.07.2009 следует, что соответствующие индексы были судом применены в расчетах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации суммы задолженности. Кроме того, истец в своих расчетах учел сумму, полученную им на основании судебного решения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Илькина Р.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусмотренные Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Поскольку ответчик - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижнего Тагила, осуществляя деятельность по назначению и выплате сумм возмещения вреда лицам, пострадавшим вследствие аварии на ЧАЭС, действует от имени казны Российской Федерации, следовательно, возмещение убытков в пользу Илькина Р.А. должно быть взыскано также за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Илькина Разифа Анваровича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижнего Тагила, о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, причиненного здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС - удовлетворить.
Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижнего Тагила за счет средств федерального бюджета в пользу Илькина Разифа Анваровича убытки в связи с несвоевременными выплатами ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью за период с **.**.**** года по **.**.**** года в размере *** (***) рублей *** копейки.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Мотивированное решение изготовлено 09.08.2010 года.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА: СУДЬЯ: Т.А.Филатьева