Копия
дело № 2-1102/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2010 года город Нижний Тагил
Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи Каракаш М.С.,
при секретаре Решетниковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпова Н.А. о признании незаконными действий Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский Центр занятости»,
У С Т А Н О В И Л :
Карпов Н.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский Центр занятости». В обосновании заявленного требования указал, что ... года он обратился в представительство по Дзержинскому району г. Н.Тагила Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский Центр занятости» (далее - Центр занятости населения) со всеми документами необходимыми для его регистрации в качестве безработного. Ему был выдан талон на посещение Центра занятости на .... В указанный день он заполнил анкету-заявление, сдал все необходимые документы и был признан безработным, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, получил на руки регистрационное удостоверение № ... от .... ... придя в Центр занятости населения на перерегистрацию сообщил, что находится на больничном листе. ... после окончания больничного листа Центр занятости населения выдало ему на руки документы и новый талон на посещение Центра занятости населения для регистрации на .... ... из ответа Центра занятости населения на его заявление он узнал, что ... не был признан безработным и не был зарегистрирован в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы. Он является ..., имеет .... Считает, что действиями Центра занятости населения были нарушены его права и свободы. На основании изложенного, просит признать действия Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский Центр занятости» незаконными и восстановить его в правах зарегистрированного в качестве безработного в органах службы занятости населения с ..., а также взыскать с заинтересованного лица судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей.
В судебном заседании заявитель Карпов Н.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, настаивал на них. Дополнительно суду пояснил, что после регистрации его в качестве безработного ищущего работу Центр занятости населения ему никаких вакансий не предлагал, хотя с ... по ... года он был трудоспособен. Указывает, что целью его обращения в Центр занятости населения был поиск работы, хотя сам пытался найти работу за все время после увольнения только один раз, обратившись в автошколу РОСТО .... Считает, что этого достаточно для самостоятельного поиска работы. В качестве безработного он был зарегистрирован ..., но ... по собственной инициативе отказался от данного статуса. Причины отказа от статуса безработного пояснить не смог. С ... по ... приступить к работе он не мог, так как часть времени находился на больничном листе, а в остальное время - принимал лечение.
Представитель заинтересованного лица начальник юридического отдела Государственного учреждения занятости населения ... «Нижнетагильский Центр занятости» Г., действующая на основании доверенности № ... от ... сроком по ..., с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что действительно ... Карпов Н.А. обратился в Центр занятости населения со всеми необходимыми документами и был зарегистрирован в качестве человека ищущего работу. Поскольку по закону «О занятости населения» безработным может быть признан гражданин, ищущий работу и готовый к ней приступить, не ранее, чем через 10 дней после обращения в Центр занятости населения, то Карпову Н.А. назначили день регистрации на .... В указанный день он предоставил в Центр занятости больничный лист. Так как больничный лист говорит о нетрудоспособности гражданина, а безработным может быть признан гражданин только готовый приступить к работе, то заявителю было отказано в регистрации в качестве безработного и соответственно и в выплате денежного пособия по безработице. Повторно Карпов Н.А. обратился в Центр занятости населения ... и ему был присвоен статус безработного, от которого он отказался ....
Выслушав, заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной, например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия, бездействия.
На основании ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Согласно ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
На основании ст.3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. Безработными не могут быть признаны граждане: не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Согласно ч.1 ст.4 указанного Закона подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
На основании п. 1 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 458 трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения (далее именуются - учреждения службы занятости) в целях поиска подходящей работы (далее именуются - безработные граждане), регистрируются в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно п.2 указанного Порядка регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности: первичная регистрация безработных граждан; регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан.
Пунктом 4 Порядка регистрации безработных граждан установлено, что первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов. При первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация: о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.
На основании п. 7 Порядка регистрации безработных граждан для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.
На основании п. 8 указанного Порядка регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.
Согласно п. 9 Порядка регистрации безработных граждан учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.
На основании п. 10 Порядка регистрации безработных граждан оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).
Согласно п. 13. Порядка регистрации безработных граждан на каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В личном деле производятся соответствующие записи о всех предложениях учреждений службы занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в учреждения службы занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями учреждений службы занятости.
В судебном заседании установлено, что Карпов Н.А. ... обратился в Центр занятости населения со всеми документами, необходимыми для его регистрация в качестве безработного гражданина в целях поиска подходящей работы л.д.23).
Поскольку на основании п.9 Порядка регистрации безработных граждан в течение 10 дней со дня регистрации в качестве безработного, ищущего работу, Центр занятости населения по возможности должен предлагать два варианта подходящей работы, то для регистрации Карпова Н.А. в качестве безработного ему было назначено явится на 11 со дня регистрации в качестве безработного, ищущего работу, - ....
Со слов заявителя установлено, что он с ... по ... года находился на больничном листе.
На основании п. 14 Порядка регистрации безработных граждан Безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют в учреждения службы занятости следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы.
Согласно п. 15 Порядка регистрации безработных граждан Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения учреждений службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.
Согласно п. 16 Порядка регистрации безработных граждан безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.
На основании п. 17 Порядка регистрации безработных граждан безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане: не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в учреждения службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный учреждениями службы занятости для регистрации их в качестве безработных.
На основании п. 18 Порядка регистрации безработных граждан Граждане, которым в установленном порядке отказано в регистрации их безработными, имеют право на повторное обращение в учреждения службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными. В случае отказа гражданину в регистрации его безработным учреждения службы занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.
Приказом от ... Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский Центр занятости» Карпову Н.А. было отказано в признании его безработным.
Поскольку согласно ст.3 закона Российской Федерации «О занятости населения» и п. 16 Порядка регистрации безработных граждан безработным может быть признан трудоспособный гражданин, ищущий работу и готовый к ней приступить, а Карпов Н.А. с... по ... находился на больничном листе, то есть являлся не трудоспособным, а, следовательно, как сам указал в судебном заседании, не мог приступить к работе, то суд считает действия Центра занятости населения по отказу в признании Карпова Н.А. безработным соответствующими закону.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199, 258 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Карпова Н.А. о признании незаконными действий Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский Центр занятости» по отказу в регистрации в качестве безработного с ... года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись.
Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2010 года.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: М.С.Каракаш