Решение
вступило в законную силу 02.11.2010
Копия
Дело № 2-878/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2010 года город Нижний Тагил
Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Димитровой Т.В.,
с участием истца Орликова В.В., представителя истца Злодеевой Г.В.,
представителя ответчика Кармановой И.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком,
при секретарях Заричной С.А., Гредюшко К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орликова В.В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижнего Тагила о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой компенсаций в возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров,
У С Т А Н О В И Л:
Орликов В.В. обратился в Дзержинский районный суд г. Н.Тагила исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижнего Тагила (далее по тексту ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Дзержинскому району г. Н. Тагил) о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой компенсаций в возмещение вреда, причиненного вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Впоследствии увеличил свои исковые требования, также просит суд взыскать убытки в связи с несвоевременной выплатой денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
В настоящем судебном заседании истец Орликов В.В. на исковых требованиях настаивал, просит суд взыскать с ответчика убытки в связи с несвоевременной выплатой компенсаций в возмещение вреда, причиненного вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, убытки в связи с несвоевременной выплатой денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, пояснения по иску доверил дать своему представителю.
Представитель истца Злодеева Г.В., действующая в соответствии с полномочиями, определенными истцом в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, поддержала исковые требования и доводы истца, изложенные в исковом заявлении, просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. В обоснование заявленных требований указала, что с 29.05.1986 по 25.06.1986 истец был призван на специальные военные сборы, исполнял обязанности военной службы и привлекался к работам по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 20.04.2004 Екатеринбургским межведомственным советом установлена связь заболевания, <данные изъяты> с выполнением работ на ЧАЭС. 27 апреля ГУ медико-социальной экспертизы по Свердловской области при внеочередном освидетельствовании установлена <данные изъяты> заболеванием, связанным с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС. С 25.10.2004 истцу было назначено и выплачивалась ТОИОГВ Свердловской области Управление социальной защиты населения Дзержинского района г Нижний Тагил (далее УСЗН) возмещение вреда здоровью в соответствие с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18.06.1992 с последующими изменениями и дополнениями. Размер возмещения вреда с 25.10.2004 назначен в размере <данные изъяты> рублей в месяц. Указанный размер возмещения вреда подлежал индексации в соответствии с действующим законодательством. Ответчиком указанная индексация произведена не была. Решением Дзержинского районного суда гор. Нижний Тагил от 31.08.2007 ежемесячная выплата возмещения вреда была проиндексирована с 01.01.2002и 01.01.2003 на индексы роста прожиточного минимума для пенсионеров в Свердловской области. Дальнейшая индексация ответчиком произведена самостоятельно. Задолженность по ежемесячной выплате возмещения вреда здоровью за период с 01.11.2004 по 01.09.2007 в сумме <данные изъяты> руб. была выплачена в декабре 2007 года. Несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда здоровью истцу были причинены убытки (ущерб от обесценивания подлежавших выплате денежных средств), которые рассчитываются исходя из индекса инфляции (индекса роста потребительских цен). Считает, что данные инфляционные убытки подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета. Вред, причинённый гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, подлежит возможно более полному по объёму возмещению, которое с учётом специфики обстоятельств причинения такого вреда осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Положениями части 3 статьи 5 базового Закона предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат. В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 35 от 14 декабря. 2000 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» суд вправе удовлетворить требования истца об индексации названных сумм с учётом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации и требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации. Как установлено Дзержинским районным судом в решении от 31 августа 2007 года и подтверждается материалами дела, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате истцу, в установленном порядке с 25 октября 2004 года своевременно проиндексированы не были. Недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права на полис своевременное возмещение вреда, причинённого моему здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, как следствие, к причинению имущественного вреда (убытков). Согласно ст.ст. 15, 1064 ГК РФ истц вправе требовать полного возмещения убытков. Механизм индексации применительно к росту потребительских цен следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных. Задолженность рассчитана с 01 ноября 2004 года, то есть с того времени, с которого назначены выплаты по решению суда от 31.08.2007 года, вступившим в законную силу 08.11.2007 года, по 01.09.2007. В январе 2008 года истцу выплачено <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> рублей, поскольку несвоевременно исполнено решение суда по выплате ежемесячных сумм возмещения вреда. Несвоевременной выплатой части сумм возмещения вреда здоровью ему были причинены убытки (ущерб от обесценивания подлежавших выплате денежных средств), которые рассчитываются исходя из индекса инфляции (индекса роста потребительских цен). На основании изложенного просит суд взыскать с ТОИОГВ Свердловской области Управление социальной защиты населения Дзержинского района г.Нижний Тагил в пользу Орликова В.В. за счет средств федерального бюджета единовременно убытки в связи с несвоевременной выплатой компенсаций в возмещение вреда, причиненного вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за период с 01. 11 2004 года по 31. 07. 2010 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, убытки в связи с несвоевременной выплатой денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.11.2004 года по 31.07.2010 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Представитель ответчика ТОИОГВ СО УСЗГ МСЗН СО по Дзержинскому району г. Н.Тагил Карманова И.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала. Поддержала правовую позицию по делу, изложенную в письменном отзыве, относительно требования о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой компенсаций в возмещение вреда. В отзыве, подписанном начальником управления, указано, что согласно ст. 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации убытки могли бы возникнуть в случае неполучения дохода, который истец мог бы получить при обычных условиях гражданского оборота. В соответствии со статьей 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Ни одним решением суда действия управления не были признаны незаконными, отсутствует вина органов социальной защиты в образовании задолженности, поэтому правовые основания привлечения управления к гражданско-правовой ответственности в соответствии со статьей 1069 ГК РФ отсутствуют. Кроме того, истец является субъектом правоотношений по возмещению вреда здоровью, которые регулируются специальным законодательством - Законом РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Вопрос об индексации денежных средств решается в судебном порядке, выплаты производятся истцу в установленных проиндексированных размерах. Индексация сумм возмещения вреда здоровью - это способ защиты назначенных средств от инфляции, основанием для применения индекса потребительских цен является наличие задержки выплаты назначенных сумм возмещения вреда. Предыдущими решениями суда был изменен установленный способ индексации, однако суммы, указанные в расчетах, истцу управлением защиты никогда не назначались. Полагала, что поскольку истец просит взыскать убытки, причиненные незаконными действиями государственных органов, то ответчиком по делу должен признаваться соответствующий субъект Российской Федерации. Также указала, что требования о взыскании убытков могут быть удовлетворены согласно ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации не более чем за три года, предшествующие иску. Кроме того, полагала, что истец необоснованно производит расчет суммы убытков по сегодняшний день, так как он получил все суммы задолженности, которые ему причитались, в январе 2008 года. В последующем все суммы возмещения вреда здоровью были своевременно проиндексированы по уровню инфляции. Относительно требования о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров показала, что действующее законодательство не предусматривает такого права истца по изложенным им основаниям, следовательно, исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 11.01.2008 года, исковые требования в указанной части также не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
В письменном отзыве, подписанном представителем третьего лица Монаховой Л.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что исковые требования не признают, по следующим основаниям. Индексирование сумм возмещения вреда здоровью является способом защиты назначенных средств от инфляции. Убытки причиняет задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с инфляцией. Суд ранее удовлетворил требования истца об индексации задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым законом платежам. Органы ТОИОГВ УСЗН Дзержинского района были обязаны судом выплачивать ежемесячные суммы в возмещения вреда с учетом и с последующей индексацией, задержек по ежемесячным выплатам не было. Минфин России не наделен какими-либо функциями, связанными с начислением и выплатой денежных компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», однако, при рассмотрении дела, просит суд не допустить повторного взыскания денежных средств с казны Российской Федерации.
Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 5, 13, 14, 39 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС.
Указанным гражданам гарантируется: ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей; ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей, а также выплачивается ежегодно компенсация за ущерб здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере инвалидам I и II групп - 500 рублей; инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, - 400 рублей. Пособия, компенсации, суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом подлежат защите от инфляции в полном размере и порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если иное не оговорено законом.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что 20.04.2004 Орликову В.В. Екатеринбургским межведомственным советом установлена связь заболевания<данные изъяты> с выполнением работ на ЧАЭС. 27 апреля 2007 года ГУ медико-социальной экспертизы по Свердловской области при внеочередном освидетельствовании установлена <данные изъяты> заболеванием, связанным с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС.
С 25.10.2004 Орликову В.В. было назначено и выплачивалась ежемесячно в качестве выплат в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей.
Решением Дзержинского районного суда г.Нижнего Тагила от 31 августа 2007 года исковые требования Орликова В.В. о взыскании сумм возмещения вреда и взыскании задолженности удовлетворены, с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной защиты Дзержинского района города Нижнего Тагила в его пользу за счет средств федерального бюджета взыскана задолженность по ежемесячным выплатам денежной компенсации за вред здоровью за период с 01 ноября 2004 года по 01 сентября 2007 года в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, задолженность по выплатам ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 года по 01 сентября 2007 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Этим же решением Территориальный исполнительный отраслевой орган государственной власти Свердловской области Управления социальной защиты Дзержинского района города Нижнего Тагила за счет средств федерального бюджета обязан выплачивать Орликову В.В., начиная с 01.09.2007 пожизненно, ежемесячную компенсацию за вред здоровью в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, на приобретение продовольственных товаров - в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с последующей индексацией, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, определяемого Правительством Российской Федерации (л.д.5-9).
Истцом заявлены требования о взыскании убытков, причиненных утратой покупательской способности несвоевременно проиндексированных, а, следовательно, и несвоевременно выплаченных в полном объеме ежемесячных сумм возмещения вреда и денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.11.2004 по 31.07.2010 с учетом ранее взысканных сумм, расчет индексации сумм им представлен с учетом индекса роста потребительских цен.
Согласно ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Индексация является одним из способов возмещения понесенных получателем денежных средств убытков в результате инфляции вследствие несвоевременного получения причитающихся денежных средств
При рассмотрении до 29 мая 2004 года (времени вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) требований об индексации ежемесячных сумм возмещения вреда необходимо было учитывать, что в соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ индексации подлежал и максимальный размер сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определенный в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, поскольку данная норма в этой части не признавалась неконституционной.
Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) не исключает возможность индексации после 29 мая 2004 года максимального размера выплат, перечисленных в частях первой и второй данной нормы, хотя не содержит прямого указания об этом. Предусмотренное в частях первой и второй статьи 2 названного Закона ограничение является способом определения предельного размера ежемесячных выплат при их назначении и не распространяется на отношения, связанные с индексацией назначенных компенсационных сумм в возмещение вреда здоровью. В соответствии с частью третьей статьи 2 этого Закона индексации подлежат размеры выплат, предусмотренные в частях первой и второй данной нормы, без каких-либо ограничений.
В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ), начиная с 29 мая 2004 года, предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Исключение составляют пособия и иные выплаты, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.
Исходя из текста Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 35 от 14.12.2000 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дела, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7), задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Таким образом, поскольку ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежавшие выплате Орликову В.В., в установленном порядке с 1 ноября 2004 своевременно проиндексированы не были, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к причинению истцу имущественного вреда (убытков), на основании ст. 15, 1064 и 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации Орликов В.В. вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда.
Суд соглашается с порядком расчета, представленным истцом, который он произвел по следующей методике: задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за соответствующий месяц, рассчитанную как разница между подлежащей выплате ежемесячной компенсации и фактически выплаченной суммой, умножил на индекс потребительских цен за следующий месяц, далее к полученной сумме прибавлял задолженность за следующий месяц и полученную сумму вновь умножал на индекс потребительских цен, таким образом, произвел расчет помесячно за период с 01.11.2004 по 31.07.2010.
В материалах дела имеется информация о сроках и размере выплат Орликову В.В. сумм возмещения вреда за период с 2004 по 2009 годы, предоставленная начальником ТОИОГВ СО УСЗН МСЗНСО по Дзержинскому району г. Нижний Тагил П. (л.д.4).
Представителем ответчика представлен расчет суммы убытков за период с 01.11.2004 по 01.09.2007, предложенный истцом порядок расчета не оспаривался.
Суд соглашается с периодом расчета, предложенным представителем ответчика по следующим основаниям.
Решением Дзержинского районного суда г.Нижний Тагил установлено, что период задолженности по выплатам в возмещение вреда и денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров перед истцом составил с 01.11.2004 по 01.09.2007.
В судебном заседании из пояснения сторон и материалов дела (л.д. 4 - информация о выплатах) установлено, что сумма задолженности в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, взысканная решением суда от 31.08.2007 выплачена истцу в январе 2008 года. Таким образом, нарушение прав истца на своевременные выплаты в полном объеме сумм в возмещения вреда здоровью прекратилось в январе 2008 года получением им суммы задолженности.
На основании изложенного, период, в течение которого нарушалось право истца на своевременное и в полном объеме получение сумм в возмещение вреда здоровью составляет с 01.11.2004 года по 01.09.2007 года.
Представленный представителя ответчика расчет судом проверен. Математические операции по расчету индексации произведены верно. Сумма индексации составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Довод представителя ответчика о том, что при рассмотрении иска Орликова В.В. об индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью согласно решению суда от 31.08.2007 года уже была произведена индексация сумм возмещения вреда здоровью с 01.11.2004 по 01.09.2007, в связи с чем сумма задолженности не подлежит повторной индексации, суд не принимает, поскольку из упомянутого решения суда от 31.08.2007 следует, что соответствующие индексы были судом применены в расчетах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации суммы задолженности. Кроме того, истец в своих расчетах учел суммы, полученные им на основании судебных решений.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Орликова В.В. о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой компенсаций в возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС подлежат частичному удовлетворению, а именно: за период с 01.11.2004 года по 01.09.2007 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, в удовлетворении остальной части данного искового требования надлежит отказать.
Относительно исковых требований о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров суд приходит к следующему.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Несмотря на то, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью является различным.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ не была признана неконституционной.
Исходя из изложенного, суд находит, что исковые требования о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Орликова В.В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижнего Тагила о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой компенсаций в возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, - удовлетворить частично.
Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижнего Тагила за счет средств федерального бюджета в пользу Орликова В.В. сумму индексации за несвоевременные выплаты сумм возмещения вреда здоровью с 01 ноября 2004 года по 01 сентября 2007 года в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой компенсаций в возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила в течение 10 дней.
Судья: подпись.
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2010 года.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: Т.В.Димитрова